АНАЛИЗ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Усманова Л.А. 1
1Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе [1].

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование коммуникативных универсальных учебных действий. При организации учебного процесса в системе Л.В. Занкова у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД [3].

Развитие коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми. Этому способствуют и инсценировки, когда ученики представляют, переживают самые разные ситуации. В учебниках для 14 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов [3].

Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. Ученики размышляют, что им нравится в людях и что не нравится. В учебниках по русскому языку и литературе предусмотрены задания, обучающие работе с чужим текстом: анализ текста по типу, стилю или жанру; определение темы, идеи текста, придумывание заголовка; анализ структуры текста, составление его плана; анализ средств связи между частями текста, между предложениями; сжатие и расширение текста; преобразование (редактирование); написание ответов на вопросы, составление текстов малых жанров и сочинений на предложенные темы, связанные с изучаемым материалом.

Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1].

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения по авторской программе О. А. Ячменниковой осуществляется через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения), и базируется на принципах коммуникативной направленности обучения: речевая направленность (обучение через общение); функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют); ситуативность (ролевая организация учебного процесса); новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения); принцип по «нарастающей»: от простого к сложному; личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна) [5].

Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения. Учебный процесс по данной авторской программе основывается на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократичная: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. На уроках используются разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий выбрана организация учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода. Цель уроков на основе деятельностного подхода к обучению: формирование способности к самоучению, саморазвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.

Авторская программа «Детская риторика» Т.А. Ладыженской направлена на формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением [4].

Главное внимание в авторской программе Т.А. Ладыженской уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов:

– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи.

Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.

В предлагаемой авторской программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например:

Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!

По речи узнают человека (Пословица)

На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться.

Представляется, что такой компонент программы учитель должен сам уточнять, корректировать, дополнять – в соответствии с особенностями коллектива, своими личными особенностями и велением времени. [4]

Структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний. Программа риторики носит открытый, примерный характер. Учитель может внести свои коррективы и в объем изучаемого, и в расположение материала в каждом классе.

Так, возможно и целесообразно перенесение работы над речевым жанром и в первый блок программы. Например, удачно продолжить знакомство со способами правки текста работой над письменным пересказом или объявлением. Авторской программе «Детская риторика» присущи свои специфические методы и приемы. Рассмотрим некоторые из них: риторический анализ устных и письменных текстов; риторические задачи; риторические игры. [4]

Риторический анализ формирует группу умений У-1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:

  • что сказал говорящий;

  • что хотел сказать;

  • что сказал ненамеренно

Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, «что» и «как» сказал «Ритор», но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной. При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.

Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации: – кто говорит – пишет (адресант); – кому говорит – пишет (адресат); – почему (причина); – для чего, зачем (задача высказывания); – что – о чем (содержание высказывания); – как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.); – где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно); – когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно. Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты[6].

В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят.

Итак, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.

Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета[6].

Таким образом, формирование коммуникативных учебных действий происходит по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Библиографический список:

1. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа. – 2012. – № 6. – С. 53-56.

2. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения/ Е.А. Вакуленко// Начальная школа. – 2014. – № 5. – С. 44-46.

3.Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 4. – С. 78-83.

4.Ладыженская Т.А Развитие коммуникативной среды образовательном учреждении/ И.Ю. Локтионова// Начальная школа. – 2015. – № 12. – С. 4-9.17.

5. Ячменниковой О.А Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / О. А. Ячменниковой , Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2014. - № 10. – С. 6.

6. Дьячкова С.В. Риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений/ С.В. Дьячкова// Начальная школа плюс до и после. – 2016. – № 10. – С. 78-83.

Просмотров работы: 515