ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ И СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ И СЕМЬЕ

Краснер Т.Ф. 1
1Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Всё чаще знакомство детей с классической литературой происходит через Интернет и телевизор, при этом снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, замедленное вхождение дошкольника в книжную культуру. Теряется сама ценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения, естественная жизнь подменяется её конструкцией и, как результат, – снижается интерес к чтению.

Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, К. Д. Ушинский, и др.).

Однако, на сегодняшний день проблема полноценного восприятия художественного произведения является недостаточно изученной, так как не создано единой классификации уровней восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста, мнения ученых разделились относительно терминологии, количества уровней восприятия, умений, которыми должен обладать ребенок на каждом из уровней. Кроме того, позиции исследователей и методистов расходятся по поводу того, в каком возрастном периоде начинать обучать детей пониманию авторской позиции, овладение которой предполагает полноценное восприятие художественного произведения.

Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать – вот одна из важнейших задач дошкольных образовательных организаций. Пробуждение интереса к книге происходит в раннем возрасте и здесь ведущую роль должна играть семья. Задача воспитателей – знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой, поскольку книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение дошкольникам литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Если не заниматься воспитанием ребенка как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.

Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой - с произведениями В.А.Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова, Ш. Перо, братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, А. Милна, А. Линдгрен и многих других – с теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но и уже формируется как читатель, приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.

Для того чтобы четко определить содержание работы по приобщению дошкольников к художественной литературе, необходимо, с одной стороны, рассмотреть психологические особенности ребенка и его возможности в области эстетического восприятия, а с другой – изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения, и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства.

Просмотров работы: 540