ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шпак Д.Н. 1
1Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день большинство образовательных учреждений России находятся в поиске новых идей, инновационных технологий, которые способствуют повышению профессионализма учителей школы. Благодаря нововведениям в образовательные программы, в частности, программы начального курса обучения, замечается повышение уровня учебных способностей и активности работы самих обучающихся.

Многие педагоги при обучении математике употребляют элементы занимательности на уроках, способствующие лучшему освоению образовательной программы, тем самым закладывая основы гармоничного совершенствования индивидуальных способностей у учащихся.Используя элементы занимательной математики, педагог способствует лучшему пониманию программного материала, подбирая упражнения, соответствующие способностям учащихся, их возрастным особенностям. При таком подходе учитель может использовать большое количество форм и методов работы над материалом, которые обучающиеся усвоили ранее, учитывая их интересы и возможности [2, с. 51].

Рассмотреть возможности использования учителями начальной школы занимательного материала на уроках математики и раскрыть значение его использования в учебном процессе.

Под занимательностью, принято понимать то необычное, удивительное, неожиданное, комичное, что вызывает интерес у обучающихся, способствует развитию их мыслительной деятельности и созданию благоприятной атмосферы для проведения обучения. Занимательные задания скоординированы на содержание учебной программы, настраивают учеников на усвоение и закрепление программного материала. Ценность уроков математики в начальной школе, во время которых учитель использует элементы занимательности, заключается в разнообразии деятельности младших школьников и их заинтересованности в учении [5, с. 3]. Уроки с элементами занимательности дают некоторую свободу, создание необходимой среды для обучения, положительно влияющие на исход решения задач, где дети могут проявить свои творческие способности.

При работе над текстовой задачей на уроке математики можно предложить детям разнообразные виды творческих заданий. Шевчук И. В. выделяет такие виды творческой работы над задачами в начальной школе, как: составление взаимно обратных задач; решение задач разными способами; составление задач по данным вопросам; составление задач по данному решению; составление задач по числовому выражению; составление задач по сокращенной записи текста задачи; составление схемы разбора к задачам; составление задач по схемам аналитического или синтетического способа рассуждений; составление задач по графическим схемам [4, с. 325].

Используя вышеперечисленную работу, педагог может существенно повлиять на развитие творческой находчивости и мыслительной деятельности обучающихся. Используя данный подход, у школьников формируется способность к абстрагированию и конкретизации изучаемого материала, навыка переключения с одного варианта решения на другой.

Для того, чтобы создать или подобрать занимательные задания для урока математики, Шуба М. Ю. [5, с. 10] предлагает использовать следующие приемы занимательности:

Приёмы занимательности, связанные с подачей задания (само задание воспроизводится в занимательной форме). Например:

1) математический герой (во время урока появляется такой герой) просит помощи в решении задания или предлагает само задание ученикам: «Незнайка вырезал 11 красных квадратов, а синих на 3 больше. Помогите Незнайке сосчитать, сколько всего квадратов он вырезал?»;

2) задания, в которых нужно отгадать математический знак: «Я задумала 3 числа. Сложив их, у меня получилось 20. Какие числа я задумала?»;

3) задание с продолжением (новое задание выходит путем приписывания к предыдущему нескольких знаков или слов): «Найди сумму чисел 8 и 10. Из полученного результата вычти 6. К полученной разности прибавь число 3. Запиши полученный результат»;

4) задание на установление соответствия (даны два ряда математических объектов, где для каждого объекта из одного ряда требуется найти соответствующий ему объект из другого ряда): «Соедини линией числовое выражение и правильный ответ к нему».

Приёмы занимательности, связанные со структурой задания (содержание задания содержит элементы занимательности). Например:

1)обращение(по указанным компонентам и результату отыскать действия): «В примере 4 I 7 II 5 III 9=12 расставьте скобки и знаки действий так, чтобы соблюдался порядок действий, показанный римскими цифрами»;

2) противоречие (задание содержит в себе противоречивые свойства, которые учащимся необходимо устранить): «Запиши правильную дробь, у которой числитель больше знаменателя на 1»;

3) измени чертёж(в таком задании, необходимо видоизменить чертеж к какому-либо упражнению): «Что необходимо изменить в данном прямоугольнике, чтобы он стал квадратом? Зарисуйте ответ»;

4) найдите ошибку (учащемуся необходимо отыскать ошибку в решении определенного упражнения): «Найдите ошибку в решении примеров: 2+5=7, 7-6=1, 3+6=10, 8-1=7».

Приёмы занимательности, связанные с организацией и процессом решения (при решении задания появляются занимательные моменты). Например:

1)использование игровых моментов: «Задумай число. Умножь его на 5. Полученное произведение умножь на 2. То, что получится, раздели на 10. Ответ: в результате получилось задуманное число»;

2) тестовые вопросы: «Представьте число 36 в виде суммы: двух равных слагаемых; двух неравных слагаемых; трёх равных слагаемых; трёх неравных слагаемых»;

3) восстановление (по части математического объекта необходимо восстановить его полностью): «Восстановите четырехугольник, часть которого изображена на доске».

Использование таких приемов занимательной математики в учебной деятельности может значительно повлиять на развитие мышления, повышения уровня способностей ученика. Именно творческий подход на уроках математики помогает учащимся начальных классов выявить в обучении множество закономерностей, подвигнуть школьников на помощь одноклассникам в выборе нестандартного решения, достижения успешного результата, вырабатывать способность анализа приобретенных знаний, умений и навыков. Развитие творческих способностей обучающихся положительно влияет на умение подбирать правильные ответы на поставленные перед ними вопросы, способствует применению школьниками их индивидуального и неординарного приема решения к поставленной перед ними задачи.

Для организации мыслительного функционирования в начальных классах учитель использует такие несложные задания как: упражнения, задачи на продолжение ряда и на нахождение пропущенных, недостающих знаков (фигур). При решении таких заданий школьники приобретают навыки в рассуждении, доказательстве или опровержении верности решения [3, с. 2463].

При рассмотрении различной методической литературы по использованию элементов занимательной математики, были выявлены следующие виды занимательных заданий: 1) занимательные вопросы, задачи, упражнения; 2) практические работы занимательного характера; 3) дидактические игры. Занимательными вопросами, задачами и упражнениями можно считать такие задания, которые требуют креативного подхода в поиске ответа, имеющие занимательные элементы в самом содержании или наглядности к нему. Под практической работой занимательного характера подразумевается использование учащимся творческого подхода в решении поставленных перед ним задачи или упражнения, осуществление которых производится необычным прибором или вовсе без него. Дидактическая игра подразумевает под собой само неординарное решение задачи, проблемы. Таким образом, игра исполняет ту же роль, что и занимательная задача [5, с. 5].

В своих исследованиях Жунисбекова Ж.А., Керимбекова М.А., где авторами рассматривалось влияния элементов занимательной математики на процесс обучения младших школьников, отмечают повышение уровня теоретической и практической подготовки учащихся. Также исследователи подтверждают повышение развития познавательной и мыслительной деятельности учащихся, когда учителями начальных классов используются занимательные задания и игровые ситуации на уроках математики. Но применение подобранного занимательного материала будет иметь эффект при определенных условиях, а именно:

1) уровень знаний, умений, навыков учащихся должен соответствовать программному содержанию, а учителю, в свою очередь, необходимо подобрать темп обучения, с учетом этих особенностей;

2) допустимость метода дидактической игры в содержании данной образовательной программы;

3) способность учителя совмещать программный и занимательный материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся [1, с. 134].

Таким образом, использование учителем на уроках элементов занимательной математики показывает высокую результативность их осуществления. Применение элементов занимательности в образовательной программе может положительно повлиять на расширение границ учебного процесса. Благодаря этому, будет происходить непрерывное личностное развитие учащихся начальных классов, повышение результативности обучения и воспитания младших школьников, влияние на всестороннее развитие ребенка и повышение уровня знаний, умений и навыков. Применение элементов занимательности на уроках математики в начальных классах также может существенно изменить познавательную активность младших школьников и повлиять на повышение уровня их мыслительной деятельности. Все вышеперечисленное говорит о необходимости поиска и подбора педагогами занимательных заданий, и активного их внедрения в урочную деятельность.

Библиографический список:

1. Жунисбекова Ж. А., Керимбеков М. А. Активизация познавательных способностей учащихся начальных классов с помощью элементов занимательной математики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 9-3. – С.132-136.

2. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. – 2004. – №11. – С.49-52.

3. Мамбетов А. А. Применение элементов занимательной математики на уроках в начальных классах // Наука и образование. – 2014. – С.2462-2465.

4. Шевчук И. В. Организация творческой работы на уроках математики в начальных классах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – Серия: Педагогика, психология. – 2012. – №2. – С.324-326.

5. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике / М. Ю. Шуба. – М. : Просвещение, 1994. – 222 с.

Просмотров работы: 680