ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ

Вагидова А.Х. 1, Варавина Л.В. 1
1Институт гуманитарного образования и спорта, Сургутский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В обществе немногие люди привыкли проводить свой отдых творчески. Но у каждого из нас есть любимое хобби, кто-то хорошо рисует или пишет красивые стихотворения, лепит скульптуры или занимается рисованием, рукоделием, музыкой и так далее. Люди должны творить, создавать что-то новое. Для многих творческая рекреация является лучшим видом восстановления сил человека за счет создания новых произведений в литературе, архитектуре, музыке, живописи, скульптуре и в других видах искусства.

По мнению И.В. Зорина и В.А. Квартальнова понятие «рекреация» включает:

- расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных);

- любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил;

- наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

- перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды [3].

Ю.Г. Легенький считает, что понятие «рекреация» из сугубо пространственно-архитектурного термина в последнее время становится рабочим понятием в культурологии, даже в педагогике и психологии. Полисемантическая нагруженность термина идет от исходной семантики, связанной с этим понятием. Так, в латинском словаре находится достаточно большой спектр номинаций «recreo», «recreatio» - воссоздавать, воспроизводить, обновлять, переделывать, преобразовывать, восстанавливать, подкреплять, освежать, оправляться, выздоравливать, возрождаться, вновь крепнуть, отдыхать и проч. Здесь стыкуются два интереснейших феномена – креативности, то есть переведения из небытия в бытие, и отстранения, вычленения чего-либо. В данном случае речь идет об архитектуре или искусстве об устроения мест, которая представляется как некая рекреация, как некая замкнутая совокупность мест или объемов, что отличает ее от других прочих мест. Так, в архитектуре под рекреацией понимаются вестибюли, достаточно расширенные помещения, места для отдыха, для восприятий какой-либо информации, которая отличается от функциональных структур или зон, которые несут сугубо служебную или сугубо коммуникативную, функциональную нагрузку.

То есть понятие «рекреация» сводится к тому, что зона, место, пространство, которые выполняют функцию зрелищности, отвлечения, являются местом для выражения творческих способностей или потребностей человека, и поэтому является в педагогическом смысле наиболее благодатным, ибо в нем раскрывается потенциал игрового, зрелищного, коммуникативного и всех иных начал. Вся проблематичность, однако, культурологического описания рекреации состоит в том, что, с одной стороны, необходимо обнаружить нечто (место, деятельность, созерцание и проч.) в его элементарной простоте, что манифестирует «ничто» - начало творения, а с другой, - обнаружить все это во всей полноте самоосуществления сущностных сил человека, ибо самая креативность в пределе связывается с идеалом, божественным проектом. Отметим, что и та и другая крайность были замечены и эксплицированы в культуре сполна. Это как локалистские, так и универсалистские стремления описать само пространство человеческого бытия в философии, искусстве, дизайне [6].

С точки зрения С.Ю. Махова, рекреация относится к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства. Основная ее задача - восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей [7].

Оценка качества жизни выступает в двух формах:

1. степени удовлетворения потребностей (физиологические - отдых, движение; социальные - смена социальных ролей и статусов, снижение уровня социального контроля; духовные - рекреация в творчестве; психологические - ликвидация нервно-эмоционального напряжения; экологические - снятие воздействия неблагоприятных экологических факторов и др.);

2. удовлетворенность качеством жизни самих людей (субъективная оценка) [1].

Более известными видами рекреации являются климатическая, географическая, социальная, экономическая, досуговая, образовательная, оздоровительная, творческая, познавательная и другие.

Под творческой рекреацией Н.А. Киселева понимает создание новых по замыслу художественных, научных и технических ценностей: живописи, музыки, литературных произведений, вышивки, плетения, лепки, резьбы по дереву, гончарных изделий, конструирования и так далее. Развитию этих умений способствуют Дом детского творчества и учреждения дополнительного образования с многочисленными кружками и клубами по интересам, Дом ремесел, Центр народных промыслов, Центр семьи, городской культурный центр, музыкальные и художественные школы, литературные клубы, танцевальные и хоровые коллективы и так далее [4].

Рекреационная деятельность - важный элемент воспитания человека, активное средство воздействия общества на формирование морального и духовного облика, обеспечение физического совершенства человека, средство, способствующее его всестороннему гармоническому развитию, сохранение крепкого здоровья и творческой активности [1].

Творческая активность, по мысли И.А. Коверзневой, проявляется в процессе создания материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью. Психологической основой для проявления творческой активности являются способности, мотивы, умения человека. Для проявления творческой активности важную роль играет уровень развития воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности, потребности личности в самоактуализации. При первоначальном изучении творческой активности на основе самоотчетов деятелей искусств и науки (методы интроспекции) особую роль в ней отводили инсайту, внезапному озарению, вдохновению, приходящему на смену умственной активности [5].

При активной творческой рекреации совершенствуются высшие психические функции человека (память, мышление, воображение), удовлетворяется потребность в самовыражении, происходит сублимация - перераспределение энергии с одних видов деятельности и потребностей на другие (творческие) [4].

Проблема творчества во все времена являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых. К теме творчества постоянно обращались философы, социологи, психологи, педагоги и другие. Так, например, Сократ, Платон, Аристотель считали, что творчество - это божественная способность, родственная особому виду безумия. Философов всегда интересовали ситуации, когда человеку приходится сталкиваться с необычными обстоятельствами, а механизм принимаемых нестандартных решений воспринимался как творческое решение проблемы.

Виды творчества могут быть самые разные (художественное, научное, техническое), но в какой бы области оно не происходило, отличительной чертой этого процесса является огромное удовольствие от самого процесса творчества, которое, бесспорно, относится к числу наивысших наслаждений, доступных человеку.

Психологи рассматривают творчество как один из важнейших механизмов развития личности, поскольку продукт творческой деятельности отличается именно неповторимостью, уникальностью.

Психолог Л. С. Выготский считает, что: «Творчество – это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием какой-нибудь вещи внешнего мира или построением ума, или чувства, живущего в самом человеке».

Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. Творчество проявляется в создании новых вещей и способов действия, новых материальных и духовных ценностей в процессе преобразования действительности. Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Выход за пределы рутины, появление даже крупицы новизны является творческим актом.

Определяя сущность творчества, А.К. Маркова подчеркивает не только новизну результата творческой деятельности, но и реорганизацию имеющегося опыта, и формирование новых комбинаций, знаний, умений [2].

С точки зрения Н.А. Киселевой, пассивная творческая рекреация предполагает знакомство с творчеством других людей на выставках, концертах, конкурсах, ярмарках и удовлетворение познавательной потребности человека и его потребности в общении, а также возможность обмена опытом [4].

Л.М. Шляхтина считает, что рекреация в музее может происходить в форме музейного праздника, концерта, бала и пр. Например, ежегодно устраиваемые «Декабрьские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), престижные балы «Бокал шампанского» в Екатерининском дворце Государственного музея-заповедника «Царское село», «Елка у Гриневских» в музее А. С. Грина (Вятка) и так далее.

Направление в работе музея с посетителем, обозначенное как развитие творчества, подразумевает использование мощного потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. Именно в музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенным из них является возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. В музеях это направление может быть реализовано в форме студии (живописи при художественных музеях), творческой лаборатории (молодых поэтов при литературных музеях) или фестивалей. Например, большой популярностью пользуется ежегодный фестиваль «Царскосельская осень», проводимый Всероссийским музеем А. С. Пушкина, а также в других формах [8].

Творческая рекреация помогает найти интересные решения, креативные идеи, изменить эмоциональный фон, развивает духовность человека, его нравственность, побуждает человека к жизни и активности, помогает по-другому посмотреть на обыденные вещи.

Список литературы

1. Бирюкова, А.В. Рекреация подростков в структуре показателей качества жизни [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/rekreatsiya-podrostkov-v-strukture-pokazatelei-kachestva-zhizni#ixzz40PvfWbg6

2. Воитлева, Н.А. Ученые о сущности педагогического творчества [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uchenye-o-suschnosti-pedagogicheskogo-tvorchestva

3. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма: справочник / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2003. 368 с.

4. Киселева, Н.А. Рекреационные технологии в Псковском регионе [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rekreatsionnye-tehnologii-v-pskovskom-regione#ixzz40PbGkJyb

5. Коверзнева, И.А. Психология активности и поведения: учеб.- метод. комп-лекс / И.А. Коверзнева. Минск: изд-во МИУ, 2010. 316 с.

6. Легенький, Ю.Г. Феномен рекреации в искусстве, архитектуре, дизайне [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/legenkij.htm

7. Махов, С.Ю. Оценка рекреационных систем [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=dESxBQAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false

8. Шляхтина, Л.М. Музей и посетитель [Электронный ресурс]. URL: http://www.susun.ru/suzunskij_kraeved_museum/muzejj_i_posetitel

Просмотров работы: 594