ФИЗКУЛЬТУРНО – РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФИЗКУЛЬТУРНО – РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вагидова А.Х. 1, Чепчугова А.А. 1, Лобанов А.В. 1
1Институт гуманитарного образования и спорта, Сургутский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любой вид деятельности человека невозможен без использования ценностей культуры. Физкультурно-рекреационная деятельность органически включена в социокультурную сферу человека, является необходимым ее элементом. Культура является условием, способом и результатом рекреационной деятельности. Необходимость в социокультурном анализе физкультурно-рекреационной деятельности стала особенно очевидной в связи с тем, что потребности человека в указанной форме деятельности имеют качественной иной тип деятельности, она значительно шире и глубже традиционный видов рекреационной деятельности, ограничивающиеся, как правило, психофизиологической направленностью.

Физкультурно-рекреационная деятельность – это организуемая по собственной инициативе, доступная, добровольно осуществляемая двигательная деятельность, характеризующая отсутствием жестко нормативной регламентации, самостоятельностью в выборе форм и способов ее осуществления. Она также не требует создание особых пространственно-временных условий ее существования. [1]

Следует отметить, что постановка и разработка проблемы физической рекреации не обязательно жестко связана с двигательной деятельностью, использованием физических упражнений. Физические упражнения реализуют механизмы развития и поддержания телесно-двигательных качеств человека как таковых, безотносительно к тому, как и зачем, с какой целью они используются. Это позволяет отличать физическую рекреацию от физического воспитания, спорта и других видов физической культуры, где физические упражнения служат одним из основных их средств. Двигательная деятельность может проявляться в разных модификациях и в других сферах жизни человека: труде, быту и т.д. и служит естественной жизненно необходимой потребностью человека, его объективной «данностью». В рамках физической рекреации она является важным ее элементом, одной из основных ее категорий.

Содержание физкультурно-рекреационной деятельности не представляет собой беспорядочный набор двигательных действий, она определенным образом организована, т.е. имеет форму. Слово «форма» в переводе с латинского языка означает «наружный вид, внешнее очертание». Если понятие «метод» характеризует внутреннюю сторону процесса рекреационной деятельности, то форма означает внешнюю сторону процесса деятельности. Форма – способ осуществления и выражения содержания. Содержание - есть нечто инвариантное, сохраняющееся, форма – вариации, разновидности проявления содержания. В настоящее время отмечается противоречие между традиционными, исторически сложившимися формами физкультурно-рекреационной деятельности и новыми формами, отражающие современные запросы людей, различные субкультуры и преимущественно привнесенные из зарубежной практики (единоборства, оздоровительные системы и др.). [1]

Физкультурно-рекреационная компетентность – это интегральная характеристика личности специалиста по физической культуре, выраженная в знании теоретических основ о способах и формах физической рекреации, о ее влиянии на участников физкультурно-рекреационной деятельности, о способах повышения эффективности физкультурно-рекреационной деятельности, в готовности к практическому применению полученных знаний, осознании приоритетов задач по восстановлению и укреплению здоровья человека, приобщения к здоровому образу жизни и значимости физкультурно-рекреационной деятельности. [5]

Частные задачи физкультурной рекреациивесьма разнообразны и зависят отличных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:

  1. Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5–15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.

  2. Перемена вида и характера деятельности. Например, это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом – смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого

  3. Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.) либо выполняют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.).

  4. Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса являются важной потребностью людей разных возрастов. Чаще всего эти занятия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения.

  5. Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции так же является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохранению его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции.

  6. Многим видам физкультурной рекреации сопутствует большое удовольствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего с различными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмоциональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. [2]

Физкультурная рекреация имеет ряд несомненных преимуществ: она доступна людям любого возраста от детей до людей пожилого возраста; она не имеет жесткой регламентации по времени (можно заниматься в любое время суток, начиная с раннего утра и до позднего вечера), по продолжительности (можно заниматься в течение 5-10 минут и до нескольких часов), по месту занятий (в квартире, в зале, на площадке, в лесу и т. п.), по составу занимающихся (индивидуально, вдвоем, группами, командами и т. п.). Физкультурная рекреация, представляя собой важный вариативный, не регламентированный вид физической активности, тем не менее, предполагает необходимость соблюдения ряда жестких правил и требований к проведению занятий (педагогический и медицинский контроль, самоконтроль, соответствие нагрузки и отдыха полу, возрасту, степени физического развития и адаптационных возможностей каждого занимающихся, консультации со специалистами и т. п.). Оздоровительно-рекреационные занятия, проводимые на природе, дают радость общения с ней, наслаждения, формирования положительных эмоций в высшей степени благотворно действуют на психику и интеллект. В процессе занятий расширяются границы самообразования, эрудиции, познания, а также широко используются соревнования на уровне рекреационного спорта. Таким образом, занятия рекреативной направленности повышают уровень физической культуры личности и культуры личности в целом. [3]

Основными формами занятий физическими упражнениями взрослых в рекреации являются: гигиеническая гимнастика, шейпинг, аэробика, прогулки (на лыжах, велосипедах, пешком), туризм, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях, производственная гимнастика, плавание, катание на коньках, различные игры с мячами (футбол, волейбол, тен­нис), воланами (бадминтон), шарами (биллиард) и т.п.

Все виды и формы физической рекреации осуществляются на дому, в спортзалах, бассейнах, клубах, местах отдыха, на производственных предприятиях, в местах отдыха и лечения, во время службы в армии.

Людям старшего и пожилого возраста следует уделить больше внимания дыхательным упражнениям, локомоциям, быть предельно осторожными с упражнениями, связанными с наклонами, резкими движениями, вращениями. Продолжительность бега может быть от 5 до 30 мин, расстояние от 1 до 5 км. При появлении одышки упражнения следует немедленно прекратить и восстановить нормальное дыхание или обратиться к врачу.

Одна из главных задач физической культуры в пожилом и старческом возрасте – сдерживание старения, процессов инволюции в организме, создать основы для нормальной, активной по возрасту деятельности человека.

Для пожилых людей весьма важно сохранить и проявлять доброжелательность, положительные эмоции, «держать себя в руках», не поддаваясь пессимизму, который возникает из-за недугов, частичной потери обще­ния, неустроенности жизни. Необходимо беречь родственные связи и друзей, коллег, бороться с чувством одиночества, отчужденности. [4]

Вывод

Именно осознанная потребность в двигательной активности может рассматриваться «истинным мерилом богатства общества», потому что позволяет заниматься культурным самосовершенствованием, любимым делом индивидуально, в интересах собственного интеллектуального и физического развития, общения с людьми, литературой, музыкой, искусством и т. п. Самоорганизация времени досуга, борьба за эффективное его использование в итоге ведет к раскрытию потенциальных умственных и физических способностей человека. [3]

Список литературы

  1. Махмутгири А.Э. Об уточнении понятия физкультурно-рекреационная деятельность [электронный ресурс]. – URL. Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/ob-utochnenii-ponyatiya-fizkulturno-rekreatsionnaya-deyatelnost

  2. Пружинин, К. Н. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования: учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов / К. Н. Пружинин, М. В. Пружинина. – Иркутск: Иркутский филиал «РГУФКСМиТ», 2011. – 120 с.

  3. Сырова С.В. Содержание физкультурной рекреации студенток в условиях ВУЗОВ не физкультурного профиля [электронный ресурс]. – URL. Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-fizkulturnoy-rekreatsii-studentok-v-usloviyah-vuzov-nefizkulturnogo-profilya.

  4. Физическая рекреация [электронный ресурс]. – URL. Режим доступа http://www.antonovayu.ru/page23/fizicheskay_rekreacia/index.html.

  5. Шарафеева А.Б. Формирование физкультурно-рекреационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту [электронный ресурс]. – URL. Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-fizkulturno-rekreatsionnoy-kompetentnosti-buduschih-spetsialistov-po-fizicheskoy-kulture-i-sportu.

Просмотров работы: 1644