Проблемы адаптации личности студента к учебной деятельности являются актуальными в связи с тем, что именно адаптация влияет на уровень подготовки специалиста.
Под адаптацией понимается приспособление личности к условиям социальной среды. Различают адаптацию биологическую, физиологическую и социально-психологическую [4]. Адаптация личности студента к учебной деятельности относится к социально-психологическому виду.
В процессе изучения проблемы адаптации первокурсников на филологическом факультете ДГПУ нами проведено анкетирование, в котором участвовало 80 студентов. Респондентам была предложена анкета, которая включала в себя вопросы, охватывающие физиологические, религиозные, и психологические факторы, препятствующие адаптации студентов к учебной деятельности.
Когда мы подсчитали полученные данные, то выяснилось, что проблемы со здоровьем в результате смены климата отражаются на учебе 8,5 % студентов.
Неправильный режим питания и сна отвлекает от учебы 9,5% опрошенных.
Невозможность совершения пятикратной молитвы угнетает 11.5% респондентов.
Самым популярным психологическим фактором оказалась боязнь выйти к доске. На эту причину указало 19%.
На втором месте находится боязнь быть осмеянным. Она является барьером для адаптации у 13% студентов.
Вливание в новый коллектив препятствует адаптации 7,5% первокурсников.
Далее следует недостаточное знание русского языка затрудняет приспособление к учебной деятельности 5% респондентов.
3% опрошенных указало, как на причину, влияющую на адаптацию, стресс, связанный со сменой обстановки.
И особенное место среди всех причин занимает несформированность учебных умений и навыков: 18,5% первокурсников жалуется на то, что они не умеют писать лекции, составлять конспекты, формулировать свои мысли.
10% опрошенных были представители сильного пола. Среди них популярным фактором был последний – несформированность учебных умений и навыков.
В анкету после каждой группы факторов были включены пункты, где респонденты могли вписать причины, мешающие им адаптироваться к учебной деятельности, не учтенные нами. Среди них:
1,5% студентов указало на то, что им сложно привыкнуть к городской жизни (т.к. большинство студентов - приезжие).
1% опрошенных мешает адаптироваться к учебной деятельности то, что они младше своих однокурсников.
Столько же (1%) , наоборот, сказали, что они старше своих сокурсников, и это тоже в какой-то степени влияет на адаптацию.
И 1% респондентов честно признались, что причиной, препятствующей адаптации их к учебной деятельности, является лень.
Все выявленные нами причины, которые влияют на адаптацию личности студента, можно подразделить на три большие группы:
1 группа – это физиологические факторы. Они составляют 17,8%;
2 группа – несформированность учебных умений и навыков - 21,3%;
в 3 группу входят психологические факторы – 60,9%. (Приложение №;1).
Проанализировав причины, мешающие адаптации студентов к учебной деятельности на филологическом факультете ДГПУ, мы пришли к следующим выводам:
такие причины, как неправильный режим питания и сна, можно устранить, научив студентов планировать свое время (т.е. составлять режим дня);
чтобы у студентов не возникло проблем в результате недостаточного знания русского языка, необходимо, чтобы родители еще с начальных классов следили за качеством преподавания русского языка в школе;
что касается таких психологических факторов, как: вливание в новый коллектив, боязнь выйти к доске и боязнь быть осмеянным, то страх перед неизвестным – это естественно. Но дело в том, что эти проблемы можно свести к минимуму, если в школах наладить работу психологов с учащимися именно в этом направлении (т.е.например, в старших классах ввести курс психологической подготовки будущих выпускников к этапу студенчества);
учение, как деятельность, имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки [5.С. 68].
А что делать, если сознательная цель овладеть знаниями, умениями и навыками есть, а учебных умений и навыков для достижения этой цели нет? Эта проблема является наиболее острой, т.к. физиологические и психологические факторы, затрудняющие адаптацию студентов к учебной деятельности, можно устранить или ослабить, а несформированность учебных умения и навыков очень трудно исправить, потому что упущено время.
Большинство проблем, связанных с адаптацией личности к учебной деятельности, возникает еще в младшем школьном возрасте, но на это, как правило, обращается мало внимания. И поэтому к моменту поступления в вуз эти проблемы перерастают в настоящие комплексы, с которыми сложно бороться.
Литература:
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., Логос, 2011. C. 193
Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1994.C. 19
Педагогическая психология. под редакцией Е. Клюевой. М. Владос Пресс. 2006 C.323
Педагогический энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». М. 2003. C. 11
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов- на –Дону, Феникс. 2000 C. 68
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону Феникс 2006. C.189