ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Нухова М.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей, то есть процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

Использование современных педагогических технологий в учебном процессе школы создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности школьников, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообразованию.

Эффективность использования педагогических технологий в образовательном процессе подтверждена исследовательскими работами ряда авторов: Г. К. Селевко, В. И. Андреева, В. П. Беспалько, В. И. Боголюбова, М. В. Кларина, В. Ю. Питюкова, В. А. Сластенина, Я. А. Савельева и др. На сегодняшний день всесторонняя теоретическая разработка проблемы использования современных педагогических технологий в профессиональной подготовке специалиста в условиях высшей школы приобретает особую остроту и значимость.

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Говоря о гуманно-личностном подходе в воспитании ребёнка, Ш.А. Амонашвили справедливо написал: «Гуманно-личностный процесс должен быть пронизан учительским оптимизмом в отношении Ребёнка, то есть в отношении каждого конкретного ребёнка».[1. С. 12]. Ученики разные – одни быстро усваивают все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. Ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, досконально разобрались в материале, проверили собственное понимание вопроса, дошли до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве.

Роль обучающегося и учителя видна из следующей таблицы.

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

Организационно-подготовительный

Формирование мотивации участников, организует разноуровневые группы. Дает задания группам.

Распределяют роли внутри группы, поиск необходимой информации в учебнике.

Индивидуальная работа

Регулярное консультирование по содержанию изучаемого материала.

Изучают индивидуально, выполняют необходимые записи построения.

Работа экспертных групп

Объединяет обучающихся в экспертные группы, дает консультации.

Обсуждают изученный материал, консультируют друг друга.

Работа в группах сотрудничества

Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы

в группах.

Каждый член группы освещает внутри группы свой вопрос.

Итоговый

Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы.

Отчитываются за данное задание.

Группы необходимо формировать до урока, учитывая психологическую совместимость и темперамент обучающихся (чтобы в группе не были одни холерики или одни меланхолики, тогда работа группы не получится). На уроке происходит выдвижение лидера в каждой группе и распределение ролей внутри группы. Число участников группы колеблется от 3 до 5 человек, в зависимости от объема изучаемого материала.

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство.

Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле» [3. С. 751]. Вступая в общение и участвуя в совместной деятельности, люди взаимодействуют, сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон. Педагог в технологии сотрудничества является другом для учащихся, мудрым наставником и помощником, который развивает творческие способности учеников. В.А. Сухомлинский писал: «Задача педагога – постоянно поддерживать в ученическом коллективе увлечённость трудом, зажигать искорки творчества и добиваться, чтобы они ярко горели таким огоньком». [7. С. 41].

Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Ученики становятся друзьями не только во время выполнения общих заданий на уроке, их доброжелательное отношение друг к другу, заинтересованность в успехах других становятся качествами их личности. Помочь другу, вместе решить проблемы, разделить радость успеха или горечь неудач – естественно.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

- превращение школы Знания в школу Воспитания;

- постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

- развитие творческих способностей ребенка;

- возрождение национальных и культурных традиций;

- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

- постановка трудной цели.

Основными идеями обучения в сотрудничестве являются общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оценивать себя наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия для достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.

Обучение в сотрудничестве кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения: деятельность - взаимодействие - общение - контакт (по А.А.Леонтьеву). Практически это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

При обучении в сотрудничестве необходимо соблюдать три основных принципа:

- награда (группа получает одну на всех в виде бальной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы и т.д.);

- индивидуальная ответственность (успех и неуспех команды зависит от удач или неудач каждого);

- равные возможности (настоящие результаты сравниваются с собственными ранее достигнутыми результатами).

Итак, общество информационных технологий или как его называют постиндустриальное общество гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Таковы ценности времени не только для школы нашей страны, но и практически для любого развитого общества, что, естественно, предполагает определенные требования конструктивного плана к образовательным системам.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 12 с.

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Просвещение, 1989. – 231 с.

  3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ЭЛПИС, 2005. – 751 с.

  4. Русова Н.Ю. Современные технологии в науке и образовании. - Н.Новгород: НГПУ, 2002. - 28 с.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Педагогика, 1980. – 146 с.

  6. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 285 с.

  7. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 41 с.

Просмотров работы: 2280