ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Керимова С.К. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Психический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьёзных забеливаниях, как язва желудка или инфаркт миокарды. Существует несколько способов классификации отрицательно влияющих на здоровье стрессовых реакций, но для психологов наиболее перспективными являются разделения их на поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоциональные проявления стресса.

К поведенческим признакам стресса мы относим: нарушения психомоторики, изменения образа жизни, профессиональные нарушения и нарушения социально ролевых функций. Последнее нарушение выражается в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышение конфликтности. Оценивая поведенческие признаки стресса, вызванного напряжённой учёбой, наиболее выраженным проявлением стресса служила снижение работоспособности и повышению утомляемости. К негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени.

Так же при стрессе обычно страдают все стороны и интеллектуальной деятельности, как память и внимание. Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в каре больших полушарий у людей формируется стрессовая доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает ёмкость оперативной памяти, а изменённый при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов пишут, что многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты. Согласно мнению данных авторов, при напряжённости психического здоровья, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний [7].

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека – пищеварительной, сердечно – сосудистой и дыхательной.

Нарушения нормальной деятельности психического здоровья в отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражения этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т.д.

Различные же стороны психики затрагиваются эмоциональными проявлениями стресса. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе студент становиться более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого изменённого настроения у студента, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего – негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера студента, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имеющиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т.д.

При наличии определённых предпосылок все выше описанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т.д.). Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследования особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновения стрессовых состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущения беспомощности.

Эмоциональную жизнь студента определяют две разнонаправленные тенденции и их последствия для психического здоровья.

Первая тенденция характеризуется возрастанием частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок, чему способствует ряд особенностей современной жизни: стремительное изменение социальной и физической среды, повышения темпов жизни и её стоимости, разрушение традиционных семейных структур, социальные и экологические катаклизмы. На это человек реагирует переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния.

Вторая тенденция характеризуется негативным отношениям к эмоциям, которым приписывается деструктивная, дезорганизующая роль, как в политической, так и в личной жизни отдельного человека. Эта тенденция связана с рядом присущих 21в. ценностей: культом рационального логического подхода к жизни, ценностью внешнего благополучия и успеха, культом силы и мужественности, когда идеалом студента, способного справляться с трудностями жизни, мыслится непрошибаемый супермен.

Стремление выглядеть благополучным и процветающим нередко доводит до абсурда. В жизни всем очень часто приходиться сталкиваться с тем, как, стремясь выглядеть в глазах окружающих благополучными, студенты тщательно скрывают свои проблемы и трудности.

Недооценка важности и действенности эмоциональной стороны жизни, её игнорирование приводят к утрате навыков психогигиены эмоциональной жизни. Последствия этого для психического и физического здоровья и для качества жизни в целом.

1.Возростания числа расстройств аффективного спектра (депрессивных, тревожных, соматоморфных, психосоматических, пищевого поведения). Согласно современным представлениям, одним из важных факторов этих заболеваний являются подавленные, не отреагированные во внешнем плане эмоции.

2.Возростание числа тяжёлых душевных состояний, которые всё чаще встречаются в жизни, а не только в клинике тревожно- депрессивных расстройств и требуют амбулаторной консультативной помощи.

3.Возростание эмоциональных взрывов и конфликтов, так как игнорирование эмоций и отсутствие своевременного и адекватного по форме отреагирования приводит к их накоплению и поведению по типу «парового котла без клапана».

4.Состояние неудовлетворённости собой и своей жизнью. Игнорирование эмоций, презентирующих в сознании потребности, желания и мотивы, приводит к ложным жизненным выборам на основе внешних норм и требований, а не на основе собственных склонностей и интересов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

5.Трудности установления тёплых, доверительных контактов и получения социальной поддержки. Современный студент часто страдает от одиночества, так как именно открытое безбоязненное выражение чувств служит основой подлинных и искренних отношений и сигналом о помощи для окружающих [6].

Так что же мы понимаем под психическим здоровьем?

Психическое здоровье это, прежде всего баланс различных психических свойств и процессов (баланс между умением отдать и взять от другого, быть одному и быть среди людей, любви к себе и любви к другим и др.). Для сохранения психического здоровья необходима самовоспитательная деятельность, в которую входит как самонаблюдение, так и самооценка и многое другое. Самонаблюдение это как один из этапов самовоспитания, это ключ к познанию своих стрессов и их преодолению. Если студент стыдливо или испуганно уклоняется от изучения своих слабостей и проблем, то тем самым он отдаётся на волю объективным случайностей или других людей.

Если же студент находит мужество для беспристрастного исследования своих проблем, то тем самым делает первый шаг к их радикальному разрешению. Здесь уместно привести аналогию с избыточным потреблением пищи некоторыми людьми. По данным американских врачей, люди, которые регулярно записывали все моменты приёма пищи в течение дня, за месяц теряют в среднем два килограмма веса, даже не прилагая целенаправленных усилий к изменению своего питания [7]. Точно так же и студент, который фиксирует особенности протекания своих стрессов, уже в какой-то мере начнёт их контролировать, а значит, и уменьшать их негативное влияние на свою жизнь.

Полный структурный анализ стресса включает в себя несколько позиций, которые отражены в таблице.

Таблица.

Стрессовая ситуация

и её предпосылки

Поведения при стрессе (мысли + действия + чувства).

Что помогает мне преодолевать стресс?

Пример.

Стресс. Тревога перед сдачей экзамена.

Предпосылки. Обычно начинается за сутки до него и усиливается, если готовлюсь в одиночку.

Последствия. В результате волнения я плохо отвечаю, сбиваюсь, не могу в полной мере продемонстрировать свои знания и потом ещё долго переживаю по этому поводу.

Мысли. «Я провалюсь», «Мне всего этого никогда не выучить».

Действия. Не могу заниматься, отвлекаюсь, смотрю телевизор, много курю.

Чувства. Опасения, напряжения, тревога.

Мысли. «Я справлюсь!», «Я уже много раз успешно сдавал экзамены».

Действия. Разворачиваю телевизор к стене, убираю сигареты подальше, раз в день хожу в тренажёрный зал.

Чувства. Вспоминаю о своих удачах в жизни и заново переживаю чувство уверенности в себе.

Говоря о самооценке, можно заметить, что многие исследователи отмечают, её большое влияние, а именно структура самооценки личности, на характер реакций, которые демонстрирует студент в условиях эмоционального стресса.

Считается, что студенты с заведомо заниженной самооценкой обычно в большой степени проявляют признаки тревожности (как на субъективном, так и на объективном уровне), чем студенты с адекватной самооценкой. Исследование состояния вегетативной нервной системы при экзаменационном стрессе показало, что в состоянии экзаменационного стресса наиболее выраженная активация симпатической нервной системы отмечалась у высоко-тревожных студентов [2], а также у лиц с низкими показателями самооценки по положительным качествам [5].

Таким образом, во время сдачи экзамена высокая позитивная самооценка и связанная с этим уверенность в успехе приводят к снижению активности симпатической системы по сравнению со студентами, имеющими заниженную самооценку по положительным личностным качествам.

В тоже время «негативная самооценка» у лиц с тенденцией к самообвинению, наоборот, усиливает стресс, который, в свою очередь, усиливает у студентов неуверенность в своих способностях и возможность успешной сдачи экзамена.

Приведённые ниже программки, при их постоянном использовании, нам и помогут поднять уверенность в себе, а тем самым и поднимется наша самооценка, которая из «негативной» преобразится в «позитивную». В результате чего и улучшится психическое здоровье студента, восстановится и сохранится его жизненный тонус.

Данные программки разбиты на несколько групп, но это совсем не означает, что при использовании одной из групп программок, нельзя пользоваться одновременно и другими группами.

Программки

1.Студент в университете.

1.Не сердитесь на справедливую критику и сделайте вывод.

2.Всё лишне, что мешает учёбе (старые бумаги и т.д.), выбрасывайте безжалостно.

3.Время от времени вытяните ноги, поводите головой из стороны в сторону, распрямите спину.

4.Разнообразие любимых занятий делится на три группы: делаю, собираю или забочусь. Одни студенты собирают много цветов, марок или что-либо другое.

5.Спорт также может превратиться в хобби для студента, который систематически поддерживает физическую форму и всецело отдаётся туризму.

6.Увлечения в большой степени определяют стиль жизни, имеют воспитательное воздействие на характер студента, заставляя расширять знания, повышать культуру, становиться духовно богаче. Хобби благоприятствует хорошему самочувствию, создаёт настроение, ощущения надёжности и уверенности в завтрашнем дне.

7.Всё же надо знать, что специально хобби не приобретается. Это случается неожиданно и непринуждённо, а любознательность и интерес – являются мощными двигателями ориентации.

8.Всегда старайтесь сделать так, чтобы время обеда было временем и отдыха.

9.После окончания учёбы дайте себе десять минут, расслабьтесь и посидите с закрытыми глазами.

2.Студент дома.

1.Взгляните на фотографии из семейного альбома, чтобы вспомнить о былом и хорошем.

2.Сходите в кино на ваш любимый старый фильм.

3.Отключите телефон и полежите в тёплой ванне.

4.Сделайте сами себе какой-нибудь подарок.

5.Сходите в парк или посидите в саду, если он у вас есть.

6.Вспомните какие-нибудь самые счастливые мгновения в вашей жизни.

7.Позвоните другу (или приятельнице) с хорошим чувством юмора.

8.Понежьте себя – массаж очень неплохо помогает.

9.Подумайте о том, как вы питаетесь, и поменяйте рацион.

10.Встаньте утром пораньше, прогуляйтесь и хорошенько позавтракайте.

3.Студент в жизни.

1.Неплохое лекарство – эмоции, рождаемые чувственностью.

2.Устройте себе спортивную разминку – теннис, футбол и т.д.

3.Скажите «нет», если вы действительно решили не брать дополнительные дела или не связывать себя дополнительными обязательствами.

4.Поговарите о своих проблемах с кем-нибудь из близких.

5.Напомните сами себе, что вы человек и поэтому имеете право на ошибку.

6.Не уподобляйтесь страусу, смотрите своим проблемам в глаза.

7.Запомните: вы не можете отвечать за настроение других людей.

8.Не смотрите на жизнь как на серию неудач, это всего лишь уроки, которые она даёт.

9.Спросите себя: «Что может случиться самое плохое?». Затем подумайте, как вы поступите, если это произойдёт. И вы поймёте, что сумеете справиться.

10.И, наконец, постарайтесь перестать беспокоиться о том, что пребывает вне предела вашего контроля, над, чем вы не властны.

4.Студент и отрицательные эмоции.

1.Гнев. Когда мы сердимся, у нас невольно сжимаются кулаки. Чтобы справиться с этим чувством, возьмите небольшой твёрдый предмет, например камешек, и со всей силы сожмите его в кулаке. Затем разожмите кулак, держа руку ладонью вверх. Слегка покачивая камень на ладони, представьте, что вы заключили с ним вечный мир.

2.Печаль. Охваченные горем, мы впадаем в летаргию и апатию. Поэтому, если вы печальны, отправляйтесь на прогулку куда угодно. По дороге наблюдайте за тем, что происходит вокруг вас. Активно впитывайте образы, звуки, запахи. Старайтесь радоваться каждому из них. Вы почувствуете, как печаль постепенно улетучивается.

3.Ревность. Ревность рождает в нас те же реакции, что и страх. Собственно, это чувство, как правило, и является следствием боязни потерять ценный для нас объект. Мы готовы вступить в бой с соперником. Чтобы подавить ярость, начните медленно поглаживать ладонью тыльную сторону другой руки. Скоро вы заметите, как сами успокоитесь.

Многие учённые, в ряде своих работ показали, что в ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на студента действия, противоположное тревожности.

Было также установлено, что адаптация к стрессовым условиям достоверно лучше осуществлялась у лиц, для которых была характерна высокая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избегания неуспеха [1]. В то же время не следует забывать и о физиологической цене успеха: активные, честолюбивые, нетерпеливые, беспокойные, ориентированные на успех студенты больше подвержены стрессу, чем студенты с низким уровнем притязаний, не претендующие на высокое положение в обществе. Поэтому наиболее подходящим вариантом является адекватная мотивация достижения успеха.

Подводя итог работы, хотелось бы отметить, что каждый студент вправе решить, как ему сохранять психическое здоровье. Задача же поставленная в данной работе помочь студенту в решении данной проблемы, используя выше приведённые программки.

Литература:

1.Гаврилова Е.А. Роль поведенческого типа А и психического стресса в развитии ишемической болезни сердца, возможности психопрофилактики и психотерапии заболевания //Кардиология. 1999. №9, с. 72 – 78.

2.Гусова А.Б. Некоторые клиника – физиологические особенности анксиозных состояний //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1969. Т.69. Вып. 3, с. 390 – 396.

3.Майк Джордж. Что такое стресс и как с ним совладать. //Вестник Психосоциальной и коррекционной - реабилитационной работы. 2002г. №1. С.65–71..

4.Сизанов А. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012. – 576с.

5.Суворова В.В. Психофизиология стресса. М., 1975, с. 3 – 208.

6.Холмогорова А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье. //Вопросы психологии 1999г. №2 с. 61 – 75.

7.Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2014. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

Просмотров работы: 788