ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСФЕРА РОССИЙСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСФЕРА РОССИЙСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Фундаментальным критерием инновационной экономики является функционирование инновационного трансфера, понимаемого как система передачи результатов научно-технической деятельности с целью использования самых различных объектов интеллектуального процесса – изобретений, промышленных образцов, компьютерных программ и т.д., которые в собирательном значении называются технологиями [1]. «Как показывает мировой опыт, трансфер инновационных технологий является одним из инструментов инновационной трансформации национальной (региональной) экономики» [2]. Интенсивное развитие национальной экономики во многом зависит от степени интегрированности субъектов инновационной системы в глобальный трансфер технологий как институциональную основу мировых рынков высоких технологий. Выход на мировые технологические рынки не только означает преодоление технологического изоляционизма и стимулирование трансфера, но и содействует решению социальных проблем, уменьшению бедности, утверждению прав человека (рис. 1).

Рис. 1. Трансфер технологий

В условиях усиления трансграничной кооперации, приводящей к созданию трансграничных кластеров, в которых осуществляется взаимный поток товаров и технологий, происходит стирание жестких границ между национальным и международным трансфером, представленным импортом и экспортом [3]. Россия преуспела именно в импорте. Налицо все черты технологической зависимости, закрепляющие экономическое отставание [4]. В Доктрине информационной безопасности РФ прямо говорится о том, что закупка импортных информационно-телекоммуникационных технологий при наличии отечественных аналогов – это угроза информационной безопасности страны.

Позитивные перспективы России в рамках мировой экономики связаны с разрешением кардинальной проблемы преодоления ее мизерной доли (0,3–0,5%) на рынке мировой высокотехнологичной продукции [5].

Так, если традиционное стратегическое планирование в бизнесе «сосредоточивается на создании ценности на существующих рынках, то инновационная стратегия сосредоточивается на создании новой ценности на новых рынках» [6].

Способом реализации инновационного потенциала выступает трансфер технологий, который одновременно является и инструментом его наращивания. Большую роль в этом процессе играет государственная политика, центральным направлением которой является правовая политика в сфере трансфера технологий, которая призвана обеспечить баланс интересов всех участников трансферного процесса. Она должна исходить из реальной оценки и последующего внимания к технологиям, по которым конкретное государство может обеспечить свое лидерство в рамках участия в «технологическом» разделении труда [7].

Большой интерес вызывают вопросы правового обеспечения инновационного процесса, но, к сожалению, пока отсутствует комплексное видение правового регулирования трансфера российских технологий за рубеж при всех имеющихся разработках в области правового обеспечения тех или иных инфраструктурных элементах инновационной системы. Интересно, что в исследованиях маркетинговых аспектов экспортного трансфера в рамках инновационного менеджмента достигнуты весомые результаты.

Важнейшим условием трансферного прорыва российской экономики должно стать трансферное законодательство. Знаковой вехой в формировании трансферного законодательства стало принятие в 2008 г. закона «О передаче прав на единые технологии»1. Он затрагивает важные вопросы закрепления прав на результаты научно-технической деятельности, но не охватывает всех, в том числе инфраструктурных, аспектов трансфера.

Мировой опыт показывает, что трансферное законодательство тесно связано с официальными доктринальными документами. В «Основных направлениях политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2020 года» говорится об инфраструктуре инновационной системы, которая должна не только охватывать территорию РФ, но и распространяться на мировые рынки, упоминается необходимость господдержки экспорта конкурентоспособной продукции2.

Разумеется, развитие правовых механизмов экспортного трансфера требуют совершенствования всего инновационного законодательства. Поэтому не случайно в рамках Концепции реформирования законодательства РФ с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий особо подчеркивается значимость правового регулирования отношений по поводу экспорта технологий. По причине явных недостатков имеющихся доктринальных и правовых актов необходимо принятие специальной экспортно-трансферной стратегии, которая должна получить свою конкретизацию в целом ряде программ. Идея активной экспортной стратегии выдвигается и представителями экономической науки.

Принимать законы и иные правовые акты по каждому аспекту трансферного экспорта невозможно. Наиболее рациональный путь – внесение изменений и дополнений в налоговое, инвестиционное, таможенное и иные виды законодательства с тем, чтобы они были надежным инструментом осуществления прорыва России на международные технологические рынки. В целях стимулирования инновационной деятельности и особенно экспортного трансфера необходимо внести изменения и дополнения в налоговое законодательство для того, чтобы создать благоприятный налоговый режим.

С правовой точки зрения трансфер - это комплексный институт, который включает в себя нормы гражданского, налогового, таможенного, финансового и административного права. В целом он должен исходить из концептуальной модели трансфера российских технологий за рубеж, которая пока не создана. Вместе с тем очевидны наиболее ключевые элементы трансферного законодательства – нормативно-правовое регулирование механизмов трансфера, осуществление охраны и защиты прав авторов и инвесторов, порядок заключения и регистрации сделок по передаче технологий, осуществление льготной политики, порядок финансирования создания высоких технологий, критерии технологий, которые могут быть переданы за рубеж. В последнем случае имеются в виду технологии не только гражданского, но и двойного назначения, которые востребованы за рубежом и согласие на передачу которых дано государственным заказчиком или иным правообладателем. Надлежащая организация трансфера – необходимое условие обеспечения эффективного функционирования национальной инновационной системы в целом.

В рамках глобального инновационного процесса выработана модель трансфера технологий. Уже в 1911 году американский экономист Шумпетер впервые в явной форме декларировал в качестве основного условия развития общества конкурентное освоение инноваций. Такую классическую модель процесса трансфера технологий можно охарактеризовать как линейную модель «проталкивания технологий». Модель предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: научно-исследовательские работы; опытное производство; промышленное производство; маркетинг [8].

В настоящее время в Российской Федерации модель «проталкивания технологий» рассматривается как основная при реализации «Концепции 2020»3. Ее суть сводится к кооперации интеллектуальной, финансовой и производственной сферы на всех стадиях создания и коммерциализации инновации.

В работе [5 с.41-43] показана зависимость между стадией жизненного цикла инновации и формой её реализации существенная зависимость. Так, например, формами реализации новой технологии на данной стадии ее развития являются приобретение наиболее полного пакета прав на объекты интеллектуальной собственности в виде патента или исключительной лицензии и стратегический альянс в сфере выполнения совместных НИР.

С развитием и ростом привлекательности новой технологии ее приобретателями становятся организации среднего бизнеса, стремящиеся не к монопольной власти, но к конкурентному превосходству. К концу данной стадии развития технология приобретает стандартизованный характер, но продукт, который выпускается на базе ее применения, еще может быть подвержен изменениям, что обеспечит товаропроизводителю конкурентные преимущества. Затраты на производство продукта на основе отлаженной технологии ниже, финансовых ресурсов необходимо меньше, и она становится доступной для предприятий малого и среднего бизнеса. На стадии развития технологии и наращивания объемов ее распространения формами трансферта становятся информационная диффузия, движение интеллектуального капитала, лицензирование, а также создание совместных предприятий, где со стороны носителя технологии в уставный капитал вносятся права на объекты интеллектуальной собственности — патенты, лицензии, конструкторско-технологическая документация [5 с.41-42].

Трансфер технологий сегодня в значительной мере интернационализирован, а благополучие национальных экономик во многом зависит от степени реализации их технологий на международном рынке. Для осуществления продвижения технологий необходима эффективная инфраструктура трансфера, которая в соответствии с международными стандартами есть не просто «передаточное звено», а деятельность по распознаванию конкурентных идей и разработок, поиску их финансирования и доведения до заказчика или покупателя.

Развитие внутреннего рынка и видов экономической деятельности происходит в открытой среде и во многом зависит от гармоничности и высокой степени развитости внутринациональных и международных аспектов трансфера технологий. Наличие позитивных перспектив экономической самостоятельности России в мировой экономике связаны с ее интеграцией в мировое инновационно-технологическое пространство на условиях обеспечения ее технологической самостоятельности, безопасности, учета ее национальных интересов. В этой связи институциональное обеспечение технологического трансфера за рубеж предполагает надлежащее обеспечение всех его звеньев, начиная с этапа создания конкурентоспособных на мировом рынке технологий до успешного осуществления продажи (передачи) технологического продукта.

Приоритетными для России технологическими направлениями являются: разработка в области топлива и энергетики, экологии и рационального природо- и недропользования, космические технологии, информационно- и телекоммуникационные технологии, а также технологические достижения в сфере вооружения [9]. Думается, что данные технологии, обеспечивающие национальную безопасность, а также технологии, предназначенные для повышения уровня жизни населения, могут быть интересны и за рубежом. Но вполне понятно, что не все технологии из сферы обеспечения национальных интересов, могут быть проданы за рубеж. Поэтому организационно-правовое обеспечение трансфера технологий предполагает не только регулирование их создания и передачи, но и деятельность по контролю над трансфером с точки зрения интересов технологической безопасности страны и национальной безопасности в целом.

Необходимость формирования системы гибких и разнообразных механизмов экспортного трансфера продиктована, с одной стороны, обеспечением активного участия в технологическом обмене, а с другой – необходимостью противодействия «утечке» российских технологий за рубеж, что приносит невосполнимый вред экономике и инновационно-технологическому потенциалу.

Существуют разные формы утечки (промышленный шпионаж, нарушение порядка патентования за рубежом). Подчас «утечка» связана с самой природой трансфера. Известно, что передаваемая вследствие лицензионного соглашения технология зачастую предполагает передачу оборудования, а также предусматривает оказание научно-технической помощи, которая также содержат неучтенные технологии [10]. Поэтому важно осуществление строгого контроля над передаваемыми инновациями. Особенно это касается технологий так называемого двойного назначения и технологий, которые тесно связаны с обеспечением национальной безопасности России.

Контроль выполняет двоякую роль - защиты технологического потенциала России и обеспечения его реализации на международных рынках. Однако правовое регулирование в этой сфере должно сочетать меры пресекательного (в случае незаконной передачи иностранным физическим и юридическими лицам высоких технологий) и стимулирующего характера. Последние должны быть направлены на обеспечение заинтересованности предпринимательского и научного сообществ в создании и совершенствовании технологий, которые могут укрепить конкурентные преимущества России на мировом рынке технологий [11].

Специфической чертой международного трансфера является наличие различных каналов и форм. Каналами международного трансфера технологий являются, во-первых, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), обеспечивающие передачу технологий посредством коммерческих и некоммерческих форм трансфера. Во-вторых, каналами трансфера технологий выступают договорные отношения, не связанные с участием в капитале, проявляющиеся в неакционерных формах организации международного производства в виде лицензионных договоров и соглашений о подрядном промышленном производстве, оказании аутсорсинговых услуг, франшизинге, управленческих контрактов. По всей видимости, в государственную стратегию по трансферу российских технологий за рубеж необходимо включить перечень каналов, которые отвечают интересам экономического роста России. Наибольшее значение имеет торговля лицензиями, а также инжиниринг. Это требует совершенствования правового регулирования заключения лицензионных соглашений и обеспечения должной охраны интеллектуальной собственности.

Одним из способов трансфера являются НИОКР-альянсы, которые включают субъектов инновационной деятельности из разных стран. Поэтому российский законодатель должен продумать схему защиты интересов российских разработчиков и предпринимателей, которые участвуют в таких альянсах. Этот способ трансфера отличается правовой неопределенностью, в том числе в вопросах распределения прав на созданный продукт, вопросов налогообложения. Однако это не должно быть основанием для его малой привлекательности. Напротив, именно подобная форма осуществления НИОКР соответствует духу международного сотрудничества, без которого глобальный трансфер технологий невозможен.

Трансфер технологий за рубеж встраивается в международное научно-техническое сотрудничество государств, что расширяет возможности его финансирования. Коммерческая отдача от российских технологий, переданных за рубеж, во многом зависит как от эффективности сотрудничества, так и от эффективности функционирования инфраструктуры российского трансфера.

Трансфер невозможен без осуществления мониторинга степени восприимчивости и заинтересованности зарубежных рынков в российский разработках, а также без маркетинговых исследований мировых рынков высоких технологий.

Важнейшим критерием успеха трансфера является его информационно-маркетинговое обеспечение, имеющее сетевой характер. В Европейском Союзе существует достаточно большое число инновационных сетей. Они используют разные модели организации своей деятельности, управления, финансирования. Например, Европейская сеть IRC была создана в 1995 г. по инициативе и при финансовой поддержке Европейской Комиссии. Целью сети является содействие организациям в сфере трансфера технологий. Сейчас национальные сети трансфера технологий создаются по всему миру. Такие сети позволяют обеспечить контакты в целях поиска партнеров и заказчиков. Примером может служить создание такой сети и в нашей стране – это Российская сеть трансфера технологий (RTTN)4. Создание сети (первоначально в формате проекта, а не юридической организации) было инициировано в 2001 г. Региональным Инновационным Технологическим Центром Обнинска в партнерстве с Инновационным Центром Кольцово в рамках реализации проекта TAСИС «Инновационные центры и наукограды Российской Федерации». Российская сеть трансфера технологий объединяет более 90 инновационных центров и открыта по отношению к международным сетям, что является одним из важнейших инфраструктурных элементов экспортного трансфера. В частности, реализуется проект «Франко-российская технологическая сеть» (RFR), а также в 2005 г. создан Британо-российский международный сегмент сети трансфера технологий (BRIN). Иными словами, создается разноуровневое информационно-маркетинговое обеспечение экспортного трансфера – «региональная система трансфера – общефедеральная – международно-региональная». Поэтому не случайно делается вывод о том, что в настоящее время лидеры организаций начинают активно переосмысливать роль и значение коммуникации и

Эффективное осуществление трансфера российских технологий за рубеж – важная задача всех субъектов российской инновационной системы, которая требует тщательного продумывания направлений и приоритетов правовой политики. Это означает необходимость, с одной стороны, последовательной реализации положений уже существующих нормативно-правовых актов, а с другой – работу по внесению изменений и дополнений в законодательную базу, касающуюся трансфера российских технологий за рубеж.

Список используемых источников

1. Пошечко Е.А. Политико-правовые аспекты трансфера российских технологий за рубеж // Проблемы предпринимательской и инвестиционно-строительной деятельности: материалы XVII научно-практической конференции под ред. заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного строителя РФ, д-ра экон. наук, профессора А.Н. Асаула. Санкт-Петербург: Изд-во АНО «ИПЭВ», 2015.

2. Шугурова И.В. Политико-правовые аспекты трансфера российских технологий за рубеж // Международные процессы. – 2010. – Т8. - №22. – С. 74-81.

3. Асаул А.Н. Перспективы кластерной организации предпринимательской деятельности в России // Вестник гражданских инженеров. 2012. № 3. С. 223-236.

4. Асаул А.Н. Модернизация России на основе собственной идентичности // Экономическое возрождение России. 2011. № 1. С. 4-7.

5. Инновационно-инновативное развитие России. Асаул А.Н., Перевязкин В.Б., Старовойтов М.К. Спб.: СПб ГАСУ, 2008. – 192с.

6. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства. Асаул А.Н., Рыбнов Е.И., Егорова О.А., Левченко Т.М. СПб: АНО ИПЭВ, 2010. - 252 с.

7. Производственно-экономический потенциал и деловая активность субъектов предпринимательской деятельности. А. Н. Асаул [и др.] ; под ред. А. Н. Асаула ; Ин-т проблем экономического возрождения, Санкт-Петербургский гос. архитектурно-строит. ун-т, Хмельницкий нац. ун-т. Санкт-Петербург, 2011. -312с.

8. Организация предпринимательской деятельности. Учебник для вузов. Асаул А.Н.

Санкт-Петербург, 2012. (4-е изд) – 352с.

9. Асаул А.Н. «В России должны быть созданы все условия для «умных» инвестиций и в производство, и в развитие высоких «технологий» // Экономическое возрождение России. 2011. № 4. С. 4-7.

10. Асаул А.Н. Экономическая безопасность отечественных компаний или, что мы противопоставим рейдерам // Научные труды Вольного экономического общества России. 2009. Т. 109. С. 94-105.

11. Зейниев Г.Я., Агеев С.М., Асаул А.Н., Лабудин Б.В. К вопросу эффективности новых технологий реконструкции зданий и сооружений // Промышленное и гражданское строительство. 2009. № 5. С. 55-56.

1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии"

2 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р).

3 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

4 http://www.rttn.ru Российская сеть трансфера технологий (RTTN).

 

9

 

Просмотров работы: 612