МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Абдулфаизова И.Р. 1
1Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Планирование национальной экономики осуществляется ныне как в развитых, так и в развивающихся странах. Любая экономическая деятельность нуждается в планировании, т.к. позволяет четко координировать действия, распределять ресурсы и добиться желаемых результатов в оптимальные сроки. Планирование необходимо для того, чтобы преодолеть дефицит на частном рынке и гарантировать, что расхождение между частной и общественной выгодой может быть компенсировано или сокращено с помощью государственного регулирования.

Нормальное состояние любой национальной экономики отражает динамичное равновесие действующих в обществе противоречивых сил. Поэтому, исследуя экономический рост и развитие экономики в целом, следует вести речь о множестве нормальных состояний, что подразумевает изучение не только общей сбалансированности, но и устойчивых отклонений макроэкономический параметров от общего равновесия.

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.

1. Проблемы и направления развития национальной экономики.

Первоочередной задачей социально-экономического и технологического развития, заявленной во многих программных документах, является задача структурной модернизации экономики на основе всемерного поощрении и стимулирования инновационной деятельности, формирования инновационной экономики, экономики «знаний».

В целом мировой опыт демонстрирует огромное разнообразие целей и задач структурной модернизации, путей и методов, а также достигнутых результатов. В самом общем виде можно выделить два основных современных направления структурной модернизации:

·модернизация в соответствии с требованиями экономики знаний и развитие сферы образования, науки и инноваций;

·всемерное стимулирование предпринимательской деятельности, особенно инновационного предпринимательства.

При этом, несмотря на внешние различия, все успешные программы структурной модернизации опирались на всемерное поощрение инновационной деятельности, развитие инновационных секторов, инновационное предпринимательство.

Разрабатывая программу структурной модернизации экономики, необходимо учитывать состояние и уровень развития сложившегося к началу процесса модернизации технологического базиса экономики, а также существующую структуру экономики, наличие в ней диспропорций, их характер, глубину и причины возникновения.

Эффективная политика структурной модернизации должна включать усиление роли основных составляющих секторальной структуры экономики, связанных с осуществлением инноваций, а именно таких, как инновационный и научный секторы. Для формирования позитивных структурных сдвигов государство должно обеспечить создание и укрепление инновационных технологических возможностей в долгосрочной перспективе, для чего необходимо осуществлять эффективную поддержку фундаментальных исследований. В зарубежной теории и практике такая политика модернизации получила название структурно-инновационной теории.

Однако необходимые структурные сдвиги невозможны без создания адекватной современным потребностям институциональной среды ведения бизнеса, создания условий для его развития, более активного внедрения инноваций и т.д. Кроме того, анализ зарубежного опыта экономической и политической модернизации показывает, что ни одна успешная структурная реформа не обошлась без предварительного глубокого анализа законодательной базы и ее четкого, грамотного изменения в соответствии с направлениями и целями структурных реформ.

2. Модернизация национальной экономики через развитие региональной производственной инфраструктуры

Комплексный системный анализ структуры региональной экономики определяет две ключевые сферы: производственную и социальную, которые на мезо-уровне экономического управления отражают разделение национальной экономики на производственные и непроизводственные отрасли. Для исследования влияния региональной экономической системы на комплекс экономических проблем, которые связаны с модернизацией экономики на современном этапе, выделена важнейшая часть региональной производственной системы - инфраструктура.

Производственная инфраструктура, выполняя важнейшую роль для развития региональной экономики, является сложным объектом, внутренние взаимосвязи которого, несмотря на хорошо разработанную теорию региональной экономики, изучены недостаточно.

Одним из способов исследования свойств производственной инфраструктуры является представление ее в виде совокупности элементов с определенными взаимосвязями.

Коммуникативный элемент инфраструктуры включает информационные ресурсы, средства связи и информации, а также совокупность технических и телекоммуникационных средств создания и передачи информации. Развитие коммуникативной инфраструктуры, по мнению автора, необходимо рассматривать, прежде всего, в управленческом аспекте. Управленческий аспект определяется принятием эффективных решений по информационно-коммуникативным процессам, качеством государственной информационной политики и изменением культуры управления.

Коммуникативная инфраструктура расширяет возможности стратегического и оперативного маневрирования, участвует в формировании и изменении информационно-коммуникативных процессов в регионе.

Коммунальная инфраструктура влияет на развитие региона, с одной стороны, путем обеспечения общих условий функционирования региональной экономики в общих хозяйственно-экономических связях страны. С другой стороны, коммунальная инфраструктура призвана обеспечить удовлетворение внутренних потребностей региона при формировании общих условий воспроизводства. Состав коммунальной инфраструктуры и полнота предоставления в регионе коммунальных услуг являются ключевыми факторами развития региона, поскольку они создают благоприятные условия для производства и проживания. Эти факторы являются условием размещения новых хозяйственных субъектов и показателем качества жизни населения. Их неадекватность сдерживает развитие экономики. Рынок предприятий коммунальной инфраструктуры ограничен конкурентной средой, имеет высокое социальное значение оказываемых услуг и регулируемое ценообразование.

Заключение

Национальная экономика - это сложившаяся система общественного и национального воспроизводства страны, где отрасли, формы и виды общественного труда тесно связаны между собой в результате долгого развития отдельной страны. Очень влияют на национальную экономику такие факторы, как культурные и исторические традиции, расположение страны, роль государства в международном разделении труда, а также другие. В. В. Леонтьев высказал определение, что национальная экономика - это система, которая способна к саморегуляции, и она состоит из разных видов деятельности. С помощью структурного анализа национальной экономики можно сделать более детальный и разносторонний анализ процессов в экономике. С помощью структуры можно упорядочить различные единицы в экономике, а также сформировать органичное взаимодействие между ними.

Список использованной литературы

1.Баликаев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – Новосибирск.: ТОО “ЮКЕА”, НПК “Модус”, 2009.

2. Курс экономической теории: Учебник/Под ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров.: Издательство АСА, 2008.

3. Современная экономика. Общедоступный курс/ Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов н/Д.: изд-во “Феникс”, 2008.

4. Лавровский И. Национальное и корпоративное планирование как источник «длинных денег» для развития инфраструктуры. М.: Контако, 2010.

5. Курицкий А.Б. Интернет: инфраструктура информационного общества. СПб.: Судостроение, 2009.

6. Дъяченко Б.А. Горизонты транспорта. Эффективная транспортная политика. М.: Социум, 2004.

7. Сенчагов, В. Модернизация финансовой сферы / В. Сенчагов // Вопросы экономики. - 2011. - № 3.

8.Ювица Н.В., Сагиндиков Е.Н. Государственное стратегическое планирование и прогнозирование. – Астана, ЕНУ им.Л.Н.Гумилева, 320с.

Просмотров работы: 250