МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В КАЗАХСТАНЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В КАЗАХСТАНЕ

Кенжалиева А.М. 1
1Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Долгосрочная стратегия «Казахстан-2050» и планы ее развития, направленные на модернизацию социально-экономической системы, должна строиться с учетом имеющегося потенциала регионов страны. Поэтому нами вводится понятие «социально-экономический потенциал модернизации», включающее не только совокупность ресурсов, но и качественные характеристики самих региональ­ных систем. При этом социально-экономическая модернизация представляет собой комплекс взаимо­связанных направлений, охватывающих промышленную политику, развитие научно-технического и инновационного потенциала, совершенствование социальной инфраструктуры.

При модернизации экономического развития территорий регионов наиболее остро выступают следующие вопросы: что имеет первоочередную значимость — ускорение темпов экономического роста или сдерживание инфляции; с какой модернизации начинать — институциональной (улучше­ние институтов) или технологической (стимулирование экономического роста); на какой спрос ори­ентироваться — внутренний или внешний?

Принципиально важен также выбор пути из двух альтернатив модернизации: или сверху, или снизу. В случае выбора первого пути роль государства сводится к жесткому регулированию, к пере­распределению валового внутреннего продукта в свою пользу, к концентрации ресурсов, необходи­мых для массированных инвестиций в реконструкцию хозяйства, к выбору отраслевых приоритетов и усилению администрирования. Второй путь предполагает доминирующую роль низовых звеньев эко­номики - предприятий и их корпоративных объединений, рыночных сил, частной инициативы. Госу­дарству здесь отводится задача создания условий инициативного хозяйствования.

Характерной особенностью рассматриваемых вариантов является недостаточный учет простран­ственного фактора, формируемого широкой совокупностью территориальных особенностей страны, тогда как долгосрочные стратегии должны основываться на имеющемся потенциале регионов.

Модернизация национальных экономик может осуществляться как при использовании собствен­ных ресурсов государства и частного бизнеса (креативный тип), так и путем привлечения внешних инвестиций, новых знаний, разработок и технологий (адаптивный тип). Нам представляется, что для казахстанских регионов характерна модернизация смешанного типа, с органичным использованием передовых зарубежных достижений и возможностей собственного научно-инновационного потен­циала. Выбор конкретного типа модернизации для той или иной территории должен исходить из под­робного анализа состояния социально-экономического потенциала региона и охватывать такие аспек­ты, как производственная база, уровень развития технологий, уровень профессиональной компетен­ции различных категорий трудовых ресурсов, имеющийся научно-технический потенциал, финансо­вые возможности территорий и т.д.

В связи с этим представляется целесообразным оперировать понятием «социально-экономический потенциал модернизации», включающим ту совокупность структурных элементов социально-экономического потенциала, которая может быть использована для решения модерниза-ционных задач.

Само понятие «социально-экономический потенциал модернизации» включает в себя не только совокупность ресурсов, но и качественные характеристики самих региональных систем (рис. 1), что дает возможность судить о том, насколько существующая система производственных отношений, приоритеты развития, социальная политика в регионах направлены на решение задач модернизации.

По нашему мнению, в основе концепции управления социально-экономическим потенциалом модернизации должны лежать следующие принципы:

  • - потенциал является динамической характеристикой и обнаруживается только в процессе его использования;

  • - использование потенциала социально-экономической системы должно сопровождаться по­стоянным его приростом;

  • - процессы использования и наращивания потенциала являются непрерывными и дополняют друг друга.

Определяющей особенностью модернизационного потенциала регионов выступает приоритет­ный характер не только достигнутого уровня важнейших объемных параметров, но и динамики эко­номического и социального развития соответствующей территории, что принципиальным образом отличает потенциальную способность того или иного региона к модернизации от общего уровня его экономического развития, характеризуемого исключительно статическими (уровневыми) индикато­рами, такими как, например, валовой региональный продукт.

При проведении социально-экономической модернизации страны целесообразны устранение не­достатков существующей государственной региональной политики и совершенствование методиче­ского инструментария управления социально-экономическим развитием регионов.

Исследование динамики развития отраслей на республиканском уровне показывает их значи­мость для формирования показателей развития производственной и социальной сфер регионов, так как достижение общеказахстанских макроэкономических индикаторов на стратегическую перспекти­ву будет складываться в результате функционирования региональных социально-экономических сис­тем страны.

Однако, в силу различий уровня обеспеченности ресурсами и степени их использования, вклад того или иного региона в общеказахстанскую экономику будет иметь свои количественные парамет­ры и качественные характеристики.

Наряду с реализуемыми мерами, стимулирую­щими бизнес к эффективному инвестированию, очень важны и практические шаги по развитию ин­ститутов государственно-частных консультаций, формированию планов партнерства, расширению активности общеказахстанских, отраслевых и региональных объединений предпринимателей. Исходя из этого партнерские отношения между государством и бизнесом следует развивать на территориаль­ном (региональном) и отраслевом уровнях.

Определяющее значение в осуществлении социально-экономической модернизации регионов имеет неоиндустриализация, наиболее оптимальной организационно-экономической формой реали­зации которой является целенаправленная промышленная политика.

Заключение

Исследование зарубежного опыта реализации промышленной политики показывает, что локомо­тивом индустриального развития в разное время становились различные инструменты государствен­ного стимулирования. Выбор конкретной группы механизмов осуществления государственных задач в направлении повышения конкурентоспособности страны зависит от ее стартового социально-экономического положения.

Список литературы

1.Стратегия «Казахстан 2050»akorda.kz

2.Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года akorda.kz

3.Официальный сайт Акционерное общество «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» kzppp.kz

4.Ювица Н.В. Стратегическое планирование и государственный менеджмент Казахстана. Монография. Германия, 2014. -200с.

Просмотров работы: 302