МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В РК - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В РК

Куспанова А.Б. 1
1Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Построение нового государства, базирующегося на принципах независимого устройства от внешних проявлений с имеющимися и вновь появляющимися экономическими контрагентами в мировом сообществе потребовало значительных усилий по формированию потенциала национальной экономики в плане создания его организационного остова, чем является государственное управление. За двадцатилетний период данная система сумела трансформироваться из планово-административной, входившей в народнохозяйственный комплекс, и превратиться во вполне дееспособную адаптированную структуру, решающую многие возложенные на нее функции государственного управления, коренным принципиальным образом отличающиеся от прежних.

в Послании Главы государства «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» обозначен главный тренд развития казахстанского общества – формирование новой модели наукоемкой экономики. В ближайшие 10-15 лет надо создать наукоёмкий экономический базис, без которого мы не встанем в один ряд с развитыми странами мира. Самое важное для нас – это внедрение наукоёмкой модели экономики, которая преследует цель увеличить до 70% долю готовой продукции в казахстанском экспорте, 2 раза снизить энергоёмкость и повысить производительность труда в 5 раз. Для этого необходимо конкретный план и конкретные разработки, работающие на экономику.

При этом результаты исследований свидетельствуют, что для решения в сжатые сроки стратегических задач по формированию и развитию наукоемкой экономики, и вхождению в число тридцати наиболее развитых стран мира необходима принципиально новая парадигма государственного управления и планирования. Она должна базироваться на последних достижениях теории государственного менеджмента с максимальным учетом специфических особенностей государственного устройства Казахстана и национальной экономики. Целесообразность такого методологического подхода не требует развернутой аргументации, потому что указано в Стратегии «Казахстан-2050».

Анализ факторов экономического роста – капитала, трудовых ресурсов и производительности труда показывает, что экономический рост все еще обеспечивается в основном за счет роста капитала и в меньшей степени за счет роста производительности труда. Тем более в последние годы внешние факторы, влияющие на развитие экономики Казахстана, значительно изменились. Это в первую очередь связано с темпами роста экспорта нефти и изменением мировых цен на сырьевые товары, обменного курса мировой валюты. В среднем вклад фактора капитала в экономический рост равен 6%, а вклад фактора труда – 1,2%. Вклад роста производительности труда составил всего лишь 3,2%. Однако с течением времени основным фактором роста должно стать повышение производительности совокупного труда, а управление и планирование следует осуществлять на основе оценки основных глобальных факторов и индикаторов в увязке с макроиндикаторами и критериями их оценки.

в Стратегии «Казахстан — 2050» предусмотрено создание системы государственного аудита соответствующей мировым стандартам. Положительное решение этой задачи позволит кардинально повысить эффективность процессов бюджетного планирования и системы государственного управления в целом. Государственный аудит помимо определения различного рода финансовых нарушений призван оценивать полезность, целесообразность и обоснованность расходования государственных средств. Его содержание заключается не только в том, чтобы выявлять и пресекать финансовые нарушения, но и оценивать и рекомендовать, как следует потратить народные деньги с большей для общества пользой. По своей сущности он представляет собой систему государственных органов, осуществляющих функции внешнего независимого контроля и институт развитого гражданского общества, осуществляющего оценку обоснованности расходования бюджетных средств.

Принципиальная схема, на наш взгляд включает следующие уровни: Законы и Указы Президента контролирует орган, непосредственно подчиненный Президенту страны, Постановления Правительства — орган подчиненный непосредственно Премьер-Министру РК. Общественный контроль осуществляется под эгидой партии «Нур–Отан». Для этого в соответствующие законодательные и НПА необходимо внести изменения и дополнения. Положительное решение связанных с этим задач позволит на порядок повысить исполнительскую дисциплину.

Целесообразно разработать и принять в первоочередном порядке проект Закона «О приоритетах экономической стратегии Казахстана», который позволит обеспечить координацию разработки и реализации долгосрочных стратегий, программ развития страны в целом, регионов, отраслей экономики, взаимную увязку целей, сроков и мер, по претворению их в жизнь, а также определяющий систему, процедуры разработки и статус документов стратегического планирования, формирование приоритетов социально-экономического развития, программ их реализации. Например, в России уже разработан проект Закона «О государственном стратегическом планировании социально-экономического развития».

При этом реализация стратегии опережающего развития экономики должна начинаться с развертывания системы стратегического планирования, призванной обеспечить системное использование имеющихся у государства ресурсов для формирования и развития наукоемкой экономики на основе шестого технологического уклада. Методология стратегического планирования предусматривает наличие системы долго-, средне- и краткосрочных прогнозов и выбора приоритетов экономического развития, инструментов и механизмов их реализации, институты организации соответствующей деятельности, а также методы контроля и ответственности за достижение поставленных целей. Должны быть установлены процедуры разработки долгосрочных прогнозов и концепций, среднесрочных программ, дорожных карт и планов-мероприятий достижения утвержденных целей и задач развития. Целесообразно законодательно установить методы контроля и механизмы ответственности всех участников стратегического планирования на началах частно-государственного партнерства за выполнение согласованных мероприятий и задач. Особо важна интеграция в систему государственного стратегического планирования институтов развития, субъектов бизнеса, компаний, банков и основных участников. Их совокупный производственный, финансовый и управленческий потенциал должен быть интегрирован не только при реализации, но и при выработке стратегии.

В связи с этим необходимо усовершенствовать процедуры планирования и реализации бюджетных инвестиционных проектов. Необходимость интеграции республиканского бюджета в общую макроэкономическую структуру становится все более явной и ясной, однако эту интеграцию все еще не удается направить в нужное русло. Основное внимание и силы тратятся пока на текущие дела, и нет механизмов включения мер государственной финансовой политики в среднесрочный период, на что акцентировалось в Стратегии «Казахстан-2050».

Рекомендуется разработать Концепцию управления государственной собственностью и национальным имуществом. В рамках этой концепции появляется возможность оценить целесообразность существования госкомпаний и госпредприятий, качественно реформировать их работу. Следует пересмотреть цели и задачи созданных институтов развития, особенно критерии оценки их деятельности. В настоящее время основным критерием оценки деятельности институтов развития является прибыльность их работы. В этом отношении они ничем не отличаются от банков второго уровня, за исключением того, что ежегодно капитализируются за счет бюджетных средств. Их деятельность должна оцениваться по степени их участия в реальной диверсификации казахстанской экономики, реализации инвестиционных проектов, степени создания добавленной стоимости и объемов экспорта товаров и услуг.Анализ показывает, что почти 30% РГКП, АО и ТОО, а также около70% объектов коммунальной собственности являются низкорентабельными или имеют нулевой результат финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, учитывая то, что определенная часть государственных объектов собственности работает в социальной сфере, сельском хозяйстве и ЖКХ, где и функционирует большинство убыточных объектов, необходимо разработать четкие критерии оценки социально-экономического эффекта от деятельности государственных предприятий, АО и ТОО.

Заключение

Таким образом, результаты проведенных исследований и критическое осмысление проверенного мировой практикой зарубежного опыта свидетельствует, что создание эффективной системы государственного управления и планирования является сложным, многоплановым и непрерывным процессом, требующим организации новой модели. В странах, где такая модель создана, реформы были проведены более успешно и результативно. В число таких стран входят Сингапур, Малайзия и другие.

Литература

1.Обращение Президента РК народу от 2017г http://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/obrashchenie-prezidenta-kazahstana-nnazarbaeva-k-narodu-v-svyazi-s-podpisaniem-ukaza-o-rospuske-mazhilisa-parlamenta-5-go-sozyva-a-takzhe-na

2.Ювица Н.В., Сагиндиков Е.Н. Государственное стратегическое планирование и прогнозирование. – Астана, ЕНУ им.Л.Н.Гумилева, 320с.

3. Лавровский И. Национальное и корпоративное планирование как источник «длинных денег» для развития инфраструктуры. М.: Контако, 2010.

Просмотров работы: 191