ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА

Кипанов А.Т. 1
1Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стратегия «Казахстан-2050»

Общенациональное движение «Казахстан 2050» (каз. "Қазақстан 2050" жалпыұлттыққозғалысы) — неправительственная общественная организация созданная с целью содействия формированию гражданского общества в Казахстане и продвижения идей и ценностей стратегии «Казахстан 2050». Предпосылкой для создания движения стало выступление президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на форуме, посвященном 20-летию создания образовательной стипендиальной программы «Болашак». Через неделю, 6 декабря 2013 года, группой инициативных граждан был сформирован совет движения и основана сама организация.

Своей миссией общенациональное движение «Казахстан 2050» провозглашает поддержку политического курса президента Н. А. Назарбаева, изложенного в Стратегии «Казахстан-2050» и направленного на вхождение страны в 30-ку наиболее развитых стран мира.

Говоря об основных этапах развития экономики Казахстана, сначала следует обратиться к эпохе её преобразования с ориентацией на рыночную систему хозяйствования. Здесь следует выделить три этапа.

Первый этап охватывает период с 1992 г. по ноябрь 1993г., - начало коренной трансформации экономических отношений в условиях отсутствия собственной валюты. Экономика республики в этот период во многом зависела от решений, принимаемых в России, Правительство Казахстана практически не имело рычагов влияния на макроэкономическую политику. Высоких темпов достигла инфляция.

Второй этап рыночных преобразований в стране начался с введения в ноябре 1993 г. национальной валюты и формирования собственной макроэкономической политики. Он характеризовался созданием нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической деятельности, в том числе привлечения иностранного капитала и развития таможенного дела, развития рынков и рыночной инфраструктуры.

Главным результатом второго этапа реформ стала принципиально новая экономическая ситуация, в результате которой процесс трансформации административно-командной экономики в рыночную принял необратимый характер на основе ключевых системных преобразований. В частности, было осуществлено сокращение форм государственной регламентации хозяйственной жизни наряду со все более расширившимся использованием рыночных регуляторов социально-экономических процессов, либерализацией внешнеэкономической деятельности, открытием страны для иностранного капитала, обеспечением относительно стабильного валютного режима, развитием биржевой торговли.

За короткий срок в экономике республики сформировалась основа рыночной инфраструктуры, включающая сеть банков, инвестиционных и страховых компаний, бирж, аудиторских фирм и других объектов, призванных обслуживать хозяйствующие субъекты, помогать им в сбыте произведенной продукции, повышении надежности функционирования и уменьшении коммерческих рисков.

Успехом завершились предпринятые государством меры по достижению финансовой стабилизации, что нашло отражение в снижении темпов инфляции и процентных ставок финансового рынка, динамично увеличивались золотовалютные резервы государства, продемонстрировал относительную устойчивость курс национальной валюты. Положительные тенденции развития экономики нашли отражение в показателях сальдо внешнеторгового оборота и дефицита государственного бюджета, финансирование которого стало осуществляться неинфляционными методами.

Второй этап реформирования экономики, ввиду осуществленных коренных институциональных преобразований, заложил основу для стабилизации и формирования положительных тенденций в развитии социально-экономических процессов национальной экономики.

Третий этап экономических преобразований (1998 – 2003 гг.) характеризуется относительной стабильностью положительной динамики основных макроэкономических показателей. В то же время мировой финансовый кризис 1998 – 1999 гг. оказал негативное влияние на поступательное развитие экономики Казахстана. Вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на экспортируемые республикой товары, а также сокращения внешнего спроса на казахстанскую продукцию в 1999 г. было отмечено снижение ВВП страны, а в 2002 г. национальная валюта подверглась существенной девальвации. Со всей очевидностью проявилась зависимость экономики республики от колебаний цен на мировых товарно-сырьевых рынках и экономической ситуации в других государствах. С учётом этого к началу третьего тысячелетия появилась необходимость разработки стратегических планов.

В октябре 1997 года в Послании Президента Республики Казахстан народу страны «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» была представлена Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года. Стратегия «Казахстан – 2030» обозначила долгосрочный путь развития суверенной республики, направленный на трансформацию страны в одну из самых безопасных, стабильных, экологически устойчивых государств мира с динамично развивающейся экономикой.

Первым долгосрочным этапом реализации Стратегии «Казахстан – 2030» стал Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан в декабре 2001 года.

Стратегическим планом – 2010 были определены задачи по созданию конкурентоспособной экономики, росту промышленного и сельскохозяйственного производства, а также расширению доступности услуг социальной сферы, в первую очередь, образования и здравоохранения.

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года - следующий этап реализации Стратегии «Казахстан – 2030» в период с 2010 по 2019 годы. В Стратегии «Казахстан – 2030» определены семь долгосрочных приоритетов.

В ближайшее десятилетие приоритетными в деятельности государства будут пять ключевых направлений:

Первое ключевое направление – подготовка к посткризисному развитию – включает меры по созданию более благоприятной бизнес - среды, укрепление финансового сектора и совершенствование правовой системы.

Действия в рамках второго ключевого направления будут способствовать ускорению диверсификации экономики Казахстана в результате реализации программы форсированной индустриализации страны и развития инфраструктуры.

Количество и качество человеческих ресурсов являются основополагающими факторами, определяющими будущее любой страны. Третье направление – инвестиции в будущее – будет включать меры, необходимые для повышения качества человеческих ресурсов Казахстана в долгосрочном периоде.

В рамках четвертого ключевого направления – услуги для граждан – будут усилены меры по социальной защите населения и эффективному предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

В рамках пятого ключевого направления – межнациональное согласие, безопасность, стабильность международных отношений – будут предусмотрены меры по укреплению внутренней стабильности, безопасности, мира и согласия, развитию миролюбивой внешней политики.

Основой пяти ключевых направлений развития Казахстана до 2020 года является рациональная макроэкономическая политика. В целях создания благоприятных условий для восстановления и диверсификации экономики, недопущения ее «перегрева» проводится антицикличная фискальная политика, предусматривающая сдерживание расходов государства в период роста экономики и их увеличение в период экономического спада. При этом ненефтяной дефицит бюджета к концу следующего десятилетнего периода не превысит 3% к ВВП. Денежно-кредитная политика повысит эффективность мер по сдерживанию инфляции.

Стратегия «Казахстан – 2050» была разработана для успешной модернизации различных сфер деятельности государства. В стратегии указано 7 направлений: управление, энергетика, экология, наукоёмкая экономика, человеческий капитал, урбанизация и международная интеграция.

Конечно, экономика, в данном случае, является наиважнейшим аспектом.

В своем Послании Народу Казахстана Президент предпринял соответствующие меры: разработать и внести на рассмотрение в Парламент пакет соответствующих законопроектов. Необходим конкретный план поэтапного увеличения финансирования науки, законопроектные разработки и открытия, работающие на страну, и доведения его до показателей развитых стран; согласно со Стратегией «Казахстан - 2050» привлечение зарубежных инвестиций необходимо полностью приспособить к импорту в нашу страну новых зарубежных технологий. Вместе с иностранными компаниями нужно открывать проектные и инжиниринговые центры; следует призвать ведущие транснациональные компании, которые работают на крупнейших нефтегазовых и горно-металлургических объектах, чтобы они создавали в Казахстане производства для обеспечения собственных нужд и сервиса.

Учитывая, что основной целью стратегии, является вхождение в тридцатку самых развитых стран мира, Казахстан должен быть готов к мировой экономической конкуренции, так как многие развивающиеся государства хотят получить это место. В связи с этим были определены первостепенные цели: дальнейшее развитие и укрепление государственности; переход на новые принципы экономической политики; всесторонняя поддержка предпринимательства - ведущей силы национальной экономики; формирование новой социальной модели и т.д.

Каковы же основные направления экономического курса стратегии? Экономическая политика нового курса - всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности.

Итак, определим основные принципы эффективной экономической стратегии Казахстана в ближайшие годы и на перспективу. Прежде всего, это принцип открытости экономики республики, это выбор между самоизоляцией и открытостью, между автаркией и рыночной экономикой, интегрированной в систему мирового хозяйства. Второй принцип - это принцип усиления значимости «личного» фактора на всех уровнях хозяйствования. Третий принцип - это принцип изменения роли государства в управлении экономикой. Четвертый принцип - приоритетное развитие должны получать в обществе и поддерживаться государством те проекты, которые нацелены на удешевление технологий, их экологическую безопасность и сокращение потребления природных и человеческих ресурсов. Пятый принцип - это принцип сочетания экономических и административных методов управления экономикой. Шестой принцип - это обеспечение гражданской безопасности в республике. Наконец, седьмой принцип - это принцип экологической безопасности или принцип единства человека и природы.

Исходя из этого, определяющим в реформах республики является не временной горизонт переходного периода, а характер решения, достаточный для качественного изменения ситуации на долгосрочную перспективу.

Просмотров работы: 330