Исследование проводилось на 5 станциях расположенных по ходу течения реки от истока реки до впадения реки Непрядва (станции № 1-5) и 2 станция (№ 8 и7) расположенные на реке Непрядва и на станции 6 на р.Дон ниже впадения р.Непрядвы. Все станции были выбраны с учетом близкого расположение населенных пунктов, которые могут оказывать разноплановое антропогенное воздействие на реку.
Все органолептические показатели находились в пределах нормы, предусмотренной для рыбохозяйственных водоемов, кроме запаха, на станциях 3, 4 и 5 наблюдалось превышение ПДК (1,5-2 ПДК.), где на протяжении всего периода исследований стоял стойкий запах разлагающейся органики. Водородный показатель в период исследования варьировал от 7,2 до 8,2. Что находится в границах физиологической нормы для подавляющего числа гидробионтов реки.
Кислородный режим находился в пределах от 1,6 до 4,7мг/лО2, при нижней границе нормы для рыбохозяйственных водоемов - 4 мг/лО2. Также на всех станциях выявлено превышение ПДК общей жесткости от 2,2 ПДК до 3,9 ПДК. Ионы меди не были обнаружены.
В период исследования на станции 1 наблюдается превышение ПДК нитритам (1,6ПДК), все остальные показатели находятся в пределах нормы. На станции 2 было выявлено превышение нитритов (1,5 ПДК), фосфатов (2,6 ПДК), содержание ионов аммония и общего железа находится на границе ПДК. На станции 3 обнаружено превышение ПДК ионов аммония (3,5 ПДК), фосфатов (2,6 ПДК) и общего железа (5 ПДК), Основными загрязнителями на 4 станции являются ионы аммония (5,5 ПДК), фосфаты (7,5 ПДК) и общее железо (7,5 ПДК). На пятой станции было выявлено превышение предельно допустимой концентрации нитратов (6,2 ПДК)и общего железа (8,7 ПДК), ионы аммония находятся на границе ПДК. На станции 6 было зафиксировано превышение ПДК только фосфатов (1,2 ПДК), содержание общего железа находится на границе ПДК. Таким образом, можно говорить о постоянном поступлении аллохтонного органического вещества с водосбора и увеличения его концентрации в воде, начиная со станции 2 , вплоть до впадения в Дон Непрядвы. На этом участке воду реки, на основании индекса загрязненности вод (ИЗВ) можно отнести к сильно загрязненным. Воды Непрядвы оказались более чистыми, чем воды Дона. Длина реки составляет всего 67 км, площадь водосборного бассейна 799 км², на всем ее протяжении по берегам отсутствуют крупные населенные пункты, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, антропогенная нагрузка на нее не велика. Это подтверждает и гидрохимический состав воды -на станции 7 и 8 не обнаружено превышение ПДК не по одному из показателей. Таким образом, в ходе исследования было зафиксировано увеличения антропогенного загрязнения водотока от станции 2 до станции 5, на станции 6, где происходит разбавление более чистыми водами реки Непрядва, наблюдалось снижение загрязнения.
Обобщая полученные данные, на основании подсчета ИЗВ можно отметить, что вода в реке на исследуемом участке от истока до впадения р. Непрядвы меняет класс загрязнения от слабо загрязненной до очень грязной. Начиная станции 3, значительно увеличивается поступление в реку фосфатов, ионов аммония и общего железа. Жесткость воды на всем участке превышает ПДК в 2 раза и более. Учитывая крайне низкое содержание растворенного кислорода, химический состав воды вряд ли может благоприятствовать развитию гидробионтов, и нормальному протеканию процессов самоочищения.
Вероятными причинами загрязнение реки являются устаревшие и не соответствующие объемам поступления загрязненных вод очистных сооружений населенных пунктов, а так же слив не очищенных и недоочиченных сточных вод с территорий предприятий АПК и местной промышленности. В частности, на станции 5 в поселке Епифань в реки производится слив не очищенной барды, что является причиной беспокойства местного населения.
Таким образом, для улучшения состояния водотока на исследованном участке необходимы немедленные меры по ремонту и модернизации очистных сооружений или строительству новых. Чтобы не допустить возникновение чрезвычайных экологических ситуаций на участке необходимо регулярные гидрохимические исследования по всей акватории в рамках государственного или общественного мониторинга, усилить контроль над эксплуатацией водных объектов. На основании данных мониторинга, вести разъяснительную работу с населением и руководителями хозяйствующих субъектов с целью недопущения дальнейшего загрязнения реки Дон.