В качестве одного из источников существования и развития мира детства исследователи выделяют детскую субкультуру, передающую из поколения в поколение специфические способы организации детской жизни, нормы и ценности мировосприятия, общения и взаимодействия с окружающими [1].
В этом трудно процессе формирование человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и воплощать в реальность свой собственный потенциал. В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание у ребёнка уважительного отношения к родным и близким, к воспитателям, стремление порадовать близких добрыми и хорошими поступками, сильное желание быть нужным и полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и по порядку формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и делать что-либо сообща, умение выполнять требования, следовать примеру хороших людей: положительных героических персонажей из известных художественных произведений.
В нравственных воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирование уважительного отношения к окружающим, доброжелательность, волевые качества и сдержанно стюардесса происходят в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, чем мы думаем, взаимоотношения детей усложняются.
В процессе общения со сверстниками дети формируют свой собственный правовой кодекс, отличный от правового кодекса взрослых. Это компонент детской субкультуры, раскрывающей своеобразие норм поведения, взаимодействия взаимоотношений со сверстниками в том числе.
1.Правила вступления и выхода из различных форматов и видов детской деятельности.
Приведем пример: «Олег нехороший! Он в меня песком кидался! – А почему же ты не ушла? – А кто бы ему тогда сдачи накидал?».
2. Использование специфических способов воспитатель них воздействий на сверстников и своеобразный форм словесной самозащиты ( дразнилки, обзывалки и т.д.) в процессе разрешения спорных, конфликтных ситуаций.
Например, в ответ на обидное обзывалку ребёнок может ответить: « А я лесенку приставлю и все буквы переставлю !». тогда считается что человек который обидел сам остаётся « в дураках».
3.Ритуальные компоненты детского общения.
Например, примирительные ритуалы :
Мирись, мирись, Мирись,
И больше не держись,
А если будешь драться
То я буду кусаться,
А кусаться не причем
Буду драться кирпичом!
А кирпич ломается
Дружба начинается! [2]
В поведении старшего дошкольника ярче вступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам и себе. Ребёнок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнёра или группы сверстников, проявлял при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало усилий, которые нужно развивать и закрепить
Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Очень полезно проанализировать их с точки зрения разнообразия потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.
С этой точки зрения все средства познания можно разделить на три группы.
Источники получения информации из которых вполне контролируется и управляется взрослым.
Источники поддающиеся частичном управлению со стороны взрослых (худ.литература, искусство, музыка).
Источники которыми взрослый управлять не может, то есть случайная информация.
Отбирая содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста педагог всегда должен учитывать место каждой обучающий ситуации и каждого метода в общей системе воспитания направленной на нравственные формирование личности школьника.
Детская субкультура - особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.
Субкультура - форма социального образования детства, реализующая взаимодействие детей внутри своей группы. Носители основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи и ритуалы [3].
Основные задачи приобщения дошкольников к детской субкультуре:
Развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения.
Расширение и обогащение опыта конструктивное взаимодействия с окружающими на межличностном уровне построения социальных организаций, отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала.
Формирование образа дошкольника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.
В ходе решения первой и второй задач целенаправленно создаются условия, обеспечивающие интеграцию ребёнка в детское общество, накопление опыта взаимодействия между детьми разного возраста и пола, возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.
Используются следующие формы работы:
Презентации жизни детской группы:
Данная работа способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения.
Выставки авторские и тематические:
Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознания значимости своей личности.
Праздничные события и игровые тематические проекты:
Включение ребёнка в эти формы обеспечивает накопления опыта социальных взаимодействий, развитие сплоченности и эмоционального сближения друг с другом.
Совместные праздники детей и родителей:
В процессе подготовки и проведения, которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений.
Кроме того специфическая задача приобщения воспитанников дошкольного учреждения к детской субкультуре - формирование образа школьника как социально желаемой роли в будущем и готовности к её принятию.
Таким образом, при общении ребёнка к детской субкультуре способствует гармонизации, социализации, индивидуализации ребёнка в группе сверстников, осознанию своего «я» и формированию готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.
Литература:
Portalus.ru.
Studme.org.
www.maam.