ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКОЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКОЙ

Джафарова Д.Т. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Перед человеческим обществом со времени его появления стоят две главные, жизненно важные для нормального функционирования общества задачи: непрерывное выполнение производственной (трудовой) деятельности и воспитания подрастающих поколений. Обе эти задачи общество главным образом решает с помощью семьи, являющейся его важнейшим воспитательным институтом.

Семья – это не только совокупность совместно проживающих кровных родственников двух-трех поколений, но и уникальный трудовой и воспитательный коллектив, искренне заинтересованных во всесторонней подготовке своих питомцев к жизни людей [1].

Этническая система воспитания – величайшая духовная ценность народа, она фундаментальный слой всей этнокультуры. Ее возрождение и функционирование в семье и национальных образовательных учреждениях – актуальная общественно значимая задача, стоящая перед учеными-этнопедагогами, педагогической и родительской общественностью, перед каждым взрослым членом общества, выступающего в качестве воспитателя подрастающего поколения.

Если объективно подойти к сущности функционировавших до самого последнего времени связей между семейным воспитанием и школой, то нетрудно заметить, что семья полностью находилась на педагогическом иждивении школы. Школа осуществляла педагогическое просвещение родителей, обогащала и облегчала воспитательную работу в семье, внося туда научные достижения и ценный опыт. Взамен от семьи школа чего-либо ценного в смысле воспитания подрастающего поколения не получала. Вернее, она не считала, что традиционный воспитательный опыт, которым владеет семья из поколения в поколение, может быть пригодным в общественном воспитании. Между тем школа изучением и анализом семейной педагогики не занималась, вследствие чего ее представления о ней были далеки от реальности. В то же время отдельные учителя-энтузиасты, глубоко и без предубеждений осмысливающие народный опыт воспитания в семье, ратовали за его использование в школьном воспитательном процессе и делали в этом направлении робкие шаги на свой страх и риск.

Коренным образом положение меняется в связи с тем, что в начале 90-х годов ХХ века в дагестанской национальной школе было введено изучение этнокультурных предметов «Культура и традиции народов Дагестана» и «Подготовка юношей и девушек к жизни». Данная инновация в дагестанской школе, востребованная духовными потребностями общества, означает, что многовековой опыт семейного и джамаатского (общественного) воспитания, реализуемый главным образом посредством традиций, обычаев, моральных ценностей, актуален для современной школы прежде всего своими гуманистическими целями и содержанием, в высокой степени действенностью и результативностью в формировании подрастающих поколений [4].

В этой связи целью данного исследования является всестороннее изучение опыта народной педагогики для совершенствования и гуманизации семейного воспитания, изучение преемственных связей между воспитанием в семье и общественных образовательных учреждениях как важнейшее условие достижения целей воспитания, а также для приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям народа.

Интеграция традиционного семейного воспитания с педагогической наукой и школьной практикой служит цели всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни – к трудовой и общественной деятельности, созданию семьи и воспитанию в ней будущих детей.

Взаимосвязь, взаимообогащение педагогической теории и опыта традиционного народного воспитания создают благоприятные социально-педагогические условия для гуманизации содержания образовательно-воспитательного процесса в национальной школе.

Актуальность настоящего этнопедагогического исследования определяется, с одной стороны, неизученностью стоящей перед ним проблемы, а с другой стороны, значимостью и социально-педагогической востребованностью тысячелетнего народного этнокультурного опыта воспитания.

Исследование сущности и специфики семейной педагогики горского народа привело нас к выводу о том, что практическая воспитательная деятельность семьи функционирует, исходя из народной мудрости, выраженной в традициях, обычаях, моральных законах джамаата – сельского общества в лице мудрых старейшин и знающих духовные ценности народа женщин.

Однако следует подчеркнуть, что педагогический потенциал семейной педагогики, ее большие возможности в формировании нравственно зрелой, подготовленной к труду и общественной жизни личности ввиду крайне слабой изученности почти всех актуальных проблем народной педагогики, неразработанности методики использования духовно-педагогического наследия народа как в семье, так и в школе, детских учреждениях пока еще остается фактором, включенным в воспитательный процесс крайне недостаточно.

Организуя работу формирующего эксперимента, мы ставили перед собой следующие задачи:

  • выявить уровень знания традиций, обычаев, других духовных ценностей, являющихся средствами, факторами семейной педагогики, родителями и определить эффективность их работы с опорой на этнокультурные, этнопедагогические ценности;

  • определить уровень подготовленности педагогов, преподающих этнокультурные предметы, родной язык и литературу, историю Дагестана, к организации на уроке, внеклассной, внешкольной работе воспитательную деятельность, сочетающую в себе опыт народной педагогики с достижениями педагогической науки;

  • определить состояние двусторонних воспитательных связей семьи и школы, их затруднения и потребности в этой сфере;

  • определить отношение родителей, педагогов, учащихся к духовно-педагогическому наследию народа; формировать у них адекватную оценку традиций, обычаев и других духовных ценностей народа;

  • на основе итогов изучения состояния затронутых проблем, затруднений, потребностей всех групп участников эксперимента разработать научно обоснованную систему деятельности по использованию опыта народной (семейной) педагогики, тесно интегрируя его с достижениями современной педагогики, теории и практики воспитания.

Диагностирование затруднений, возникающих в воспитательной работе родителей, учителей, помогло нам в организации им помощи по наиболее актуальным направлениям изучения ими традиционного педагогического наследия аварского народа и использования его с учетом требований науки.

Почти все родители, педагоги и учащиеся к традиционному педагогическому наследию народа относятся с интересом и желанием его глубокого изучения. Введение в школе новых этнокультурных дисциплин ими встречено с одобрением и надеждой на укрепление связей школы и семьи, повышение их взаимодействия в совершенствовании школьно-семейного воспитательного процесса.

Однако только треть анкетированных родителей и половина педагогов, по их заявлениям, в состоянии использовать традиции, обычаи народа в воспитании подрастающего поколения без каких-либо серьезных проблем, затруднений и помощи со стороны.

Главным противоречием здесь выступает то, что родители и педагоги, будучи убежденными в больших возможностях семейной педагогики горского народа в формировании подрастающего поколения в современных общественных требованиях, тем не менее не имеют возможности пользоваться современными научно-методическими рекомендациями. Данное обстоятельство объясняет упущения и недостатки в воспитательной работе педагогов и родителей. Те и другие не хотят довольствоваться только знанием тех или иных традиций – они нуждаются в основательной этнопедагогической подготовке, т.е. глубоко и в системе изучить традиции, обычаи, духовно-педагогические ценности горского народа и овладеть научно обоснованной методикой их применения в своей работе.

Анализ этнопедагогических трудов видных российских (Г.Н.Волков, А.Ф.Измайлов, Г.С.Виноградов и др.) и дагестанских ученых (З.Т.Гасанов, Ш.А.Мирзоев, Т.Г.Саидов, Г.Н.Казилов, З.М.Магомедова и др.), а также материалы, выводы, итоги проведенного констатирующего эксперимента явились основой разработанной нами системы опытно-экспериментальной работы по использованию актуального опыта горской семейной педагогики в сочетании с положениями научной педагогики.

При разработке опытно-экспериментальной работы нами учтен опыт родителей, успешно применяемых в семье традиционную народную педагогику в сочетании с научно-педагогическими рекомендациями. В центре разработанной нами системы работы поставлены рекомендации концепции этнопедагогизации (термин и концепция принадлежат Г.Н.Волкову), разработанной для национальной школы академиком Г.Н.Волковым с преломлением их в воспитательную деятельность семьи. Нами при этом учтены специфика, своеобразие, современное состояние функционирования традиционной семейной педагогики горского народа.

Народная педагогика горцев, несмотря на ее стабильное функционирование в семье и в наше время, изучена не в достаточной мере, если не сказать очень слабо. Фундаментальных исследований, посвященных ее актуальным проблемам, до настоящего времени, к сожалению, не имеется. Мы, наверное, не погрешим против истины, если скажем, что талантливые поэты, писатели, деятели культуры, вышедшие из аварского народа (Г.Цадаса, Х.Мусаясул, Р.Гамзатов, Ф.Алиева, М.Магомедов и др.) для сохранения и популяризации мудрости горской народной педагогики сделали намного больше, чем ученые-педагоги. Наряду с аварским богатым многожанровым фольклором творчество названных и других поэтов и писателей, по нашему мнению, также является ценным источником в исследовании народной педагогической мудрости [6].

Мы убеждены в том, что семейную педагогику следует исследовать в ее прочных связях с джамаатской (общественной в традиционном понимании) педагогикой и во взаимоотношениях с научной педагогикой (этнопедагогикой) и практикой воспитательной работы национальной школы, детских дошкольных учреждений. Мы в своем исследовании пытались реализовать эту сложную, но необходимую задачу.

В традиционном горском воспитании, которое реализуется в двух тесно взаимосвязанных формах – семейном и джамаатском (общественном) воспитании – представлены все аспекты и направления формирования личности, выдвигая при этом как главную цель воспитания «настоящего горца», «настоящей горянки», т.е. совершенного человека, во всем руководствующегося емким моральным понятием «ягI-намус» – «честь и достоинство человека» [5].

Опыт традиционного горского воспитания, в котором ведущее место уделяется нравственному формированию личности, в интеграции с достижениями современной педагогической науки и практикой работы общественных образовательных учреждений в нашей экспериментальной работе раскрыл свои большие потенциальные возможности.

Наше исследование показало, что и в наши дни для горской семьи в вопросах воспитания детей общественное (джамаатское) мнение остается престижным. Старые, мудрые люди обоего пола в горском ауле рассматриваются как компетентные эксперты по вопросам воспитания. Чаще всего воспитательное воздействие старшего поколения на молодежь реализуется во время торжественных сходов, коллективных мероприятий, интегративных форм народного творчества – на годекане, во время праздников, трудовых торжеств, народных зрелищ, мавлидов, на женских сборищах по досугу и труду и т.д. Традиционные социально-педагогические институты горского народа, очевидно, не исчерпали своего значения и воспитательных возможностей, хотя по понятным причинам утратили свое ведущее положение в воспитательном процессе.

Исходя из анализа состояния воспитания в горской семье и джамаатской (общественной) среде, мы отмечаем его преимущества, о чем убежденно говорят и часть родителей, успешно применяющих в своей работе традиционную народную педагогику.

Анализ горской этнической системы воспитания убедительно свидетельствует, что ей присуща комплексность подхода к формированию личности, т.е. максимально возможный охват всех сторон развития личности воспитательным воздействием при ведущей роли нравственного воспитания, которое определяет успех и по другим аспектам формирования растущего человека. И все это реализуется в игровой, трудовой деятельности, общении естественным образом.

В итоге всестороннего анализа воспитательного потенциала современной горской семейной педагогики мы приходим к научно обоснованному и объективному выводу о том, что разработка методической системы по использованию традиционного опыта семейного воспитания в интеграции с достижениями педагогической науки позволит совершенствовать и гуманизировать содержание школьно-семейного воспитательного процесса.

В народной морали и философии воспитание («делание человеком») – это единый многосторонний процесс творения личности посредством усвоения и актуализации ею гуманистических традиций в естественных и отчасти педагогически целенаправленно организуемых ситуациях жизни. Изучение и практическое применение педагогического наследия горского народа в семейном и общественном воспитании – актуальная задача этнопедагогической науки и национальной школы.

Стремясь охватить в исследовании наиболее актуальные для современной воспитательной практики достижения и особенности горской народной педагогики, мы не обошли критическим вниманием и те немногие традиции, обычаи, нравы, которые не отвечают современным воспитательным целям, не имеют гуманистической идейной направленности.

Мерилом ценности и значимости горской семейной педагогики, очевидно, являются поколения наших славных предков, воспитанных на высокогуманных патриотических, моральных, трудовых традициях народа и наши современные поколения народа, потомки, духовно связанные с предками через унаследованные ценности, в том числе и через лучшие качества и черты национального характера.

Все эти ценные идеи, на которых формируется личность, являются достоянием семейной педагогики горцев, что обязывает нас, этнопедагогов, всесторонне и глубоко изучить, поставить ее опыт на службу подготовки к жизни современных поколений народа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алимова Б.М. Роль семьи в сохранении и передаче этнических культурных традиций. Махачкала, 1990. 205с.

  2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1993. 114с.

  3. Волков Г.Н. Педагогика жизни. – Чебоксары, 1989. – 137с.

  4. Магомедова З.Ш. Влияние этноса на формирование духовно-нравственных ценностей // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 5. С. 19-22.

  5. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. 2-е изд., доп. и перераб. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 183 с

  6. Омаров С.М. Основы народной педагогики Дагестана. Махачкала: Изд. НИИ педагогики, 2000. 111с.

8

Просмотров работы: 172