ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Магомедов П.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение брачно-семейных отношений образует одно из интенсивно развивающихся направлений отечественной и зарубежной психологической науки. Семья в настоящее время рассматривается как сложная система отношений, общность людей, связанных узами супружества-родительства- родства, осуществляющая ряд социально важных функций.

Изучением функций семьи и их психологического содержания, а также различных типов распределения ролей в семье занимался ряд ученых: Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, А.И, Антонов, В.М. Медков, И.Ф. Гребенников, С.В. Ковалев, Д.А, Леви, Б.М. Левин, М.В. Петрович, В.П. Левкович, Е.А. Личко, Г. Навайтис, А.Г. Харчев и др. Они показали, что функции семьи призваны реализовать ее возможности по созданию оптимальных условий для социализации детей, а также для удовлетворения общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Через свои функции семья связана, с одной стороны, с обществом, с другой - с составляющими ее индивидами. Все функции семьи имеют социальный характер [4].

Важно отметить, что многочисленные исследования по проблемам семьи и брачных отношений проводились представителями разных психологических школ с использованием собственного научного видения актуальности и психологических аспектов проблемы. Современные исследователи в значительной мере склонны к изучению психологических аспектов жизнедеятельности семьи, будь то супружеские или детско-родительские отношения,

В результате, к настоящему времени наиболее изученным аспектом проблемы являются особенности взаимодействия членов семьи, реализуемого, что важно для психолого-педагогической науки, с целью оказания воспитательного воздействия родителей на имеющихся в семье детей.

В связи с осмыслением значимости роли супругов в организации и функционировании семьи в современной психологии ставится вопрос о необходимости более пристального изучения их личностных особенностей и разработки мер содействия обретению ими необходимых ролевых позиций. Так, еще В.А. Гиляровский, попытавшись заглянуть во внутренние причины проблем, возникающих под влиянием семейного воспитания в дальнейшей жизни ребенка, отмечал, что, исходя из наличия прямой связи между детскими эмоциональными расстройствами и нервностью родителей, являющейся источником ненормального отношения к детям, помощь им должна начинаться с близких людей - родителей.

Структурирование семейной сферы жизнедеятельности, согласно выводам С.В. Заева в немалой степени основано на самопознании как формировании системы собственных семейных ценностей, образа-Я в качестве будущего супруга, образа будущего брачного партнера, а также планировании будущей семейной жизни на уровне семейно-ролевых установок [1].

В процессе семейного самоопределения личности проектируется системная модель будущей семейной жизни - супружеский сценарий, включающая три взаимосвязанных компонента: 1) ценностно-мотивационный, определяющий направленность системы в целом; 2) смысловых конструктов супружества, характеризующих соотношение в сознании образа-Я как семьянина, и образа будущего партнера; 3) семейно-ролевых установок, как притязаний и ожиданий, связанных с функционально-ролевой сферой будущих семейных отношений (Р. Уинч, Р. Сентерс, Б. Мурстейн и др.) [2].

Можно предположить, что неуспешность развития брачно-семейных отношений связана с наличием определенных недоработок - изъянов, ошибок, противоречий и т.д. - в построении сторонами, образующими супружескую пару, сценария будущей совместной жизни. Причем, недоработки могут касаться как объективных сторон построения брачно-семейных отношений (распределение семейных обязанностей, деление финансовых поступлений, количество детей и т.д.),так и субъективных (планы по изменению личностных особенностей брачного партнера, по сферам самоутверждения и т.д.). Очевидно, что подобные недоработки в семейном сценарии должны устанавливаться еще в добрачный период и устраняться с помощью осмысленного содействия подготовленного в данной сфере психолога.

Приходится констатировать, что проблема семейного самоопределения, и в частности - построения супружеского сценария, несмотря на всю свою значимость, не получила пока достаточного рассмотрения в качестве объекта психологического исследования. В то же время, системный подход в семейной психологии (М. Боуэн, С. Минухин, В. Сатир и др.) подчеркивает необходимость комплексного исследования супружеских отношений. Следовательно, добрачные представления, формирующиеся в процессе семейного самоопределения и являющиеся основой последующей семейной самореализации, должны получить необходимое рассмотрение [1].

Проведенный теоретико-исторический анализ психологии брачно-семейных отношений показал, что данное направление научно-психологического знания интегрирует в себе две составляющие: психологию детско-родительских и супружеских взаимоотнощений. Данные составные части, охватывающие достаточно широкий круг вопросов внутрисемейного функционирования, объединяются признанием ключевого вклада личности, совмещающей выполнение двух ролевых позиций - родителя и супруга, в организации внутрисемейного пространства.

В психологии брачно-семейных отношений показано, что, вступая в супружеские отношения, личность берет на себя решение сложных проблем по организации психологического пространства семьи, межличностного взаимодействия ее членов, воспитанию детей и т.д.

Успешность «вхождения» личности в данную сферу не только определяет насколько эффективно будут функционировать все семейные подструктуры и насколько стабильна будет сама семья, но и качество решения личностью задач самореализации в целом.

Вместе с тем, в психологии проведены исследования, показавшие, что

семья представляет собой достаточно динамичное образование, подверженное влиянию ряда объективных и субъективных факторов, не всегда благоприятно воздействующих на стабильность семьи. Среди прочих параметров, чувство удовлетворенности от брачно-супружеских отношений рассматривается в качестве высоко информативного индикатора, отражающего качество взаимоотнощений в семье, в том числе, между супругами. Следствием неудовлетворенности супружескими и прочими семейными отношениями являются конфликты между мужем и женой, супружеские измены и бракоразводные действия [3].

Основной причиной снижения стабильности семьи и рост неудовлетворенности ее членов складывающимися взаимоотношениями является неэффективность семейного самоопределения и структурирования. Вступая в супружеские отношения, стороны не всегда имеют достаточно успешную модель семейной жизни - супружеский сценарий. Это приводит к возникновению различных более или менее глубоких проблем во взаимодействии супругов, а в дальнейшем - родителей, которые снижают эффективность брачно-семейных отношений.

Как показал обзор научных источников, несмотря на свою значимость для стабильности развития брачно-семейных отношений, проблема построения в добрачный период супружеского сценария и в целом образов будущей семейной жизни остается еще мало изученной. Это заставляет обратиться к более пристальному рассмотрению особенностей развития представлений в юношеском возрасте как предпосылки планирования личностью компонентов своей супружеской жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Заев С.В, Взаимосвязь супружеских сценариев и гендерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук, - Краснодар: КубГУ, 2006. -26с.

  2. Ковалев С.В. Психология семейных отношений, - М., 1987.

  3. Магомедова З.Ш., Мунгиева Н.З. Использование опыта народной педагогики в практике современного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (31). С. 39-42.

  4. Хамматова Р.С. Социально-психологические особенности семей различной этнической принадлежности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук.

Самара: СГПУ, 2004. - 20с.

Просмотров работы: 610