ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Шамсудинова Г.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап развития российского образования характеризуется тем, что показателем национального богатства сегодня выступают не темпы и запасы производства, а количество инициативных, самостоятельных субъектов, конкурентоспособных на современном рынке труда, в связи, с чем возникла необходимость поиска новых путей формирования познавательной активности школьников.

Анализ практики подготовки детей в начальной школе выявил, что приоритетным направлением реформирования системы образования выступает формирование у младших школьников суммы фундаментальных знаний и универсальных учебных умений, развитие способностей, самостоятельности в приобретении социального опыта об окружающей действительности и т.д.

Проблема формирования познавательной активности в младшем школьном возрасте, актуальна по ряду причин среди которых: появление и развитие инновационных учебных заведений (прогимназии, гимназии, частные школы и т.д.); возникновение учебных заведений, работающих по авторским концепциям и программам; внедрение инновационных моделей организации учебно-познавательной деятельности и т.д.

При этом познавательная активность процессуально нацелена на формирование познавательных компетенций, через проявление инициативы, креативности мышления, стимулирование активности саморазвития школьника, готовность к решению учебно-познавательных задач.

Проблема познавательной активности школьников в обучении исследовалась многими дидактами прошлого, которые в самых разнообразных трактовках главную ее функцию видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для личности обучаемого стало желанной потребностью, без удовлетворения которой немыслимо благополучие субъекта.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что педагогический аспект познавательной активности исследовался В.В.Беловым, М.Е. Кульпединовой, Г.Д. Молоновым, Г.И.Щукиной и др., где особое внимание уделено содержанию и организации учебно-познавательной деятельности, в том числе коллективному познавательному процессу во внеучебной и внешкольной деятельности. При этом подчеркивается значимость формирования учебно-познавательной активности младших школьников исходя из его специфики (добровольности включения в учебную деятельность, свободы выбора и возможностей смены форм деятельности, реализации потребности во встречах с друзьями; использования свободного времени в творческой деятельности по интересам и т.д.).

Обобщение существующих подходов и различных позиций к сущности активности позволяет рассматривать ее как характеристику, определяющую готовность к изменению, созданию, улучшению и преобразованию окружающей действительности. При этом, познавательная активность представляет собой, способность личности применять свои знания и умения при поиске способа решений возникшей проблемы отличающейся определенной новизной. При этом отличительной особенностью познавательной активности выступает готовность личности младшего школьника максимально эффективно использовать свои знания и умения при решении учебных задач.

Анализируя различные точки зрения ученых можно предположить, что активность младшего школьника понимается как комплексная характеристика личности, характеризующая уровень активности, раскрывающая индивидуально-личностные особенности и способ осуществления учебной деятельности. Структура познавательной активности включает внутреннее отношение и внешнее проявление личностью потенциала и опыта для решения учебных задач. При этом готовность к анализу и синтезу информации, поиску нового, усмотрению в массе фактов существенного и нахождению основного для их взаимосвязи, отказу от сложившихся стереотипов в мышлении и деятельности предопределяется мыслекоммуникацией и поведением на уровне любопытства, любознательности и интереса.

Сравнительно-сопоставительный анализ позиций о сущности познавательной активности младшего школьника позволяет выделить в качестве структурных компонентов: внутреннее отношение к деятельности и внешнее ее проявление, предопределяемые определенными условиями, в котором субъект (личность) осуществляет познавательную деятельность по освоению окружающей действительности.

Познавательная активность младших школьников формируется через учебную деятельность, в которой решаются задачи общеразвивающего и корректирующего характера, направленной на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний, что постепенно придает продуктивный, проблемный и творческий характер деятельности. Именно эти действия способствуют формированию активности, осуществлению деятельности более высокого порядка, где важно управление со стороны учителя, который должен обеспечить каждому ученику возможность для усвоения материала с учетом его наличного уровня, темпа обучаемости, ориентации на его персональные обучаемые возможности, способности самостоятельно учиться.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника, включающие в себя такие новообразования как потребность в знаниях и в новых впечатлениях, произвольность, эмоциональность, восприятие, способность к продуктивному воображению и т.д. влияют на познавательную активность младшего школьника, в связи с чем возникла необходимость в выявлении педагогических условий формирования познавательной активности, которые (с учетом сравнительного анализа) обеспечили бы активность на уровне:

  • любопытства, проявляемой во внимании, вызываемой новизной стимула и используемой в системе ориентировочной деятельности (вопросы ко взрослым, высокий уровень эмоциональности и т.д.);

  • любознательности, проявляемой в качестве и типах вопросов ко взрослым, возникающих по собственной инициативе; способах решения познавательных задач и действиях и т.д.;

  • устойчивого интереса, проявляемого в реальном поведении и поступках, инициативности в деятельности, избирательности в выборе предмета интереса, стремлении к участию в коллективной творческой деятельности, желании довести дело до конца, распространенности интереса на другие занятия, наличии продукта деятельности.

Вместе с тем следует иметь в виду, что уровни познавательной активности младшего школьника не изолированы друг от друга, поскольку в учебной деятельности они сосуществуют, а педагогический процесс, организующий и направляющий действия обучаемых, в одних случаях регламентирует задачи и пути их решения, а в других предоставляют возможность осуществить их свободный выбор. При этом важное значение для теории и практики обучения имеет выявление критериев сформированности, определение которых позволило в реальной школьной жизни фиксировать, управлять и планировать процесс формирования познавательной активности младшего школьника.

В связи с вышеизложенным возникает необходимость выявления основных требований к активности младших школьников, среди которых: фиксированность деятельного состояния субъекта; наличие информации о самостоятельном характере деятельности; соответствие деятельности, в которой проявляется активность и т.д. При этом критерии познавательной активности, отражая субъективные факторы (мотивы учения, интерес и т.д.), должны быть объективными и учитывать: вопросы учащихся, склонность к анализу ошибок, критичность, способность к переносу знаний, оперирование приобретенными знаниями и умениями, стремление поделиться информацией, степень участия в коллективной работе; занятия по предметам в свободное время и т.д.

Следовательно, к числу показателей познавательной активности младших школьников нами отнесены: проявление повышенного интереса к предмету, стремление понять содержание учебного материала, увлеченность новым учебным материалом, использование в ответах дополнительной информации, выбор сложного варианта задания, отсутствие необходимости в постоянном контроле, стремление выполнить учебное задание и т.д.

Приведенные показатели отражают сложность и многосторонний характер учебного процесса, где познавательная активность рассматривается как явление, находящееся в постоянном изменении, обозначая убежденность ученика в необходимости познания, усвоение системы научных знаний, которая находит проявление в осознании целей деятельности, готовности к энергичным действиям непосредственно в учебно-познавательной деятельности. Формирование познавательной активности младших школьников предполагает создание системы, побуждающей их к активности в различных видах деятельности и общения.

Просмотров работы: 398