ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

Андрейко М.Н. 1
1Южный Институт менеджмента
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время потребительский рынок в Российской Федерации терпит немалые изменения. Более активно стала проявляться новая форма ведения бизнеса, такая как франчайзинг. Она является своего рода видом интеграции большого и мелкого бизнеса.

Термин «франчайзинг», в переводе с древне-французского означает возможность независимого ведения какой-либо деятельности. В современном же понимании, франчайзинг – это смешанная модель крупного и малого предпринимательства, при которой большие организации (так называемые «родительские» фирмы, франчайзеры), заключают контракт с небольшими фирмами («дочерними» организациями, предпринимателями т.е франчайзи) на право функционировать от имени франчайзера.

В Российской Федерации внимание к данному финансовому инструменту проявилось в середине 90-х годов минувшего столетия. В связи с этим почти сразу же стали появляться франчайзинговые концепции, как российские, так и с участием зарубежных денежных средств.

Для России очень важным аспектом в экономике, является развитие франчайзинга. Это связано с поиском путей ускорения финансового роста в виде увеличения ВВП. Франчайзинг в определенной степени может стать инструментом ускорения экономического роста, так как это концепция вертикального менеджмента, позволяющая объединять интересы всех категорий бизнеса, продвигать российских изготовителей и их продукты, создавать контролирующие системы качества продуктов и услуг, формировать новые рабочие места. С учетом концепции долгосрочных соглашений франчайзинга, достигается создание плана усовершенствования бизнеса, что означает достижение некоторой степени защиты мелкого и среднего бизнеса, на котором и будет основываться последующий экономический рост [1].

Особая значимость франчайзинга заключается в том, что в первые пять лет, разорение фирм малого бизнеса составляет минимальный процент. Это является прекрасным ориентиром отечественных предпринимателей для стабильного развития малых предприятий.

Для полноценного понимания сущности такого экономического явления как франчайзинг, рассмотрим его преимущества и недостатки.

Одним из преимуществ франчайзинга, является выгода франчайзеров выражающаяся в получении незначительного, однако стабильно гарантированного объема продаж собственной продукции. Объясняется это тем, что франчайзеры в соответствии с заключенным договором обязаны приобретать партии товара, расходных материалов либо другой продукции или услуг [1].

К преимуществам этого экономического явления так же можно отнести, приобретение франчайзи франшизы, так как франшиза это проверенная и проработанная бизнес-модель, которая аргументировала свою результативность.

Несмотря на вышеперечисленные условия, франчайзинг не обременен проблемами, сопряженными с определенным количеством затрат на обучение и отбор персонала, контроль качества услуг и производимых товаров.

Еще одним преимуществом франчайзинга является возможность открыть собственное дело. Невзирая на то, что франчайзер обладает установленным уровнем контроля над франчайзи, ориентированным в большей степени на увеличение эффективности деятельности партнеров через раскрытие возможных трудностей в партнерских компаниях на этапе их возникновения, франчайзи удерживает экономическую и юридическую независимость.

Также плюсом является право выбора отрасли деятельности. Так, потенциальный франчайзи обладает правом получить необходимую информацию для ознакомления с бизнесом франчайзера, вплоть до периода инвестирования личных средств. Все это возможно осуществить на основании открытой информации коммерческого предложения бизнеса франчайзера [2].

При хорошо проработанном франчайзинговом плане, открытие партнерского предприятия становится неотъемлемой составляющей одного большого механизма. Вследствие этого фирмы партнеров при столкновении с трудностями не остаются без поддержки франчайзера. Это позволяет снизить вероятность рисков начинающего бизнеса.

Одним из ключевых условий к франшизоспособному бизнесу считается востребованность предоставляемых фирмой-франчайзером продуктов и услуг. По этой причине приобретается эффективная бизнес-идея и начинается собственная работа под ранее уже известным брендом, что гарантирует франчайзи определенный круг потребителей данного бренда.

Из-за того, что франчайзи начинает осуществлять собственную деятельность под эгидой знаменитой сети, его расходы, предназначенные на первоначальную рекламу, включаются в рекламу на открытие франчайзингового предприятия. Таким образом и организовывается текущая реклама, ориентированная на раскрутку франчайзинговой сети в определенном регионе.

При заключении договора о франчайзинге, франчайзер предоставляет партнерам собственную бизнес-систему, отдает не только отрегулированный механизм, но и «руководство» по его результативному применению. Так же франчайзер учит своих партнеров эффективному созданию бизнеса с учетом своеобразных особенностей.

Основополагающим, на наш взгляд, преимуществом франчайзинга является гарантированная система поставок. Франчайзинг, как правило, считается приоритетным курсом работы для большинства компаний, потому что его партнеры обладают наиболее оптимальными условиями, в первую очередь условиями поставки.

Но не все так прекрасно, как кажется на первый взгляд. В действительности франчайзинг имеет и иную, абсолютно не привлекательную сторону, которая отталкивает инвесторов, грезящих о независимом бизнесе. В нашей стране франчайзинг только набирает обороты. При большом интересе к этому экономическому явлению, присуще полное отсутствие финансовой поддержки со стороны банков [2].

Рассмотрим недостатки осуществления франчайзинга.

Первым недостатком, на наш взгляд, является то, что франчайзи обязаны соблюдать правила и ограничения, учрежденные франчайзером даже в тех случаях, если они не приносят предельной выгоды бизнесу.

Так же минусом является то, что франчайзи зачастую должны покупать сырьевые материалы и продукцию у поставщиков, определенных франчайзером, что способно сдерживать их доступ к свободному рынку и принуждать покупать сырьевые материалы и продукцию по повышенным тарифам.

Еще одним недостатком считается то, что для франчайзи устанавливаются суровые ограничения на выхождение из бизнеса, в том числе табу на создание конкурирующих предприятий на протяжении некоторого времени, либо на конкретной территории.

Так же франчайзи иногда могут воздействовать на аспекты централизованного маркетинга и рекламы, однако при этом они обязаны, самостоятельно оплачивать средства, затраченные на рекламу и маркетинг.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что франчайзинг – очень своеобразное явление в экономике, отличительной чертой которого является то, что предприятия, функционирующие согласно контракту франчайзинга, невзирая на юридическую независимость, считаются звеном целой системы. Таким образом, франчайзинг способен помочь избежать ряда трудностей, сопряженных с работой малого независимого бизнеса с одной стороны, а с другой, пробуждает трудности, характерные каждой корпоративной структуре. По этой причине, если возник вопрос, пользоваться франчайзингом или нет, необходимо понимать что из-за подобной двойственности каждый из преимуществ франчайзинга способен обратиться недостатком, если проанализировать с разных точек зрения.

Список использованных источников:

1. Болтава А.Л., Медведева О.В. Малый и средний бизнес Краснодарского края: проблемы и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 331-335.

2. Чумакова Н.А., Сапрыкина В.Ю. Современные тенденции внешнеэкономической деятельности // Научный вестник Южного института менеджмента. 2016. № 4 (16). С. 42-46.

Просмотров работы: 571