ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ В РОССИИ

Пугина К.А. 1
1Южный Институт менеджмента
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пенсионный вопрос в Российской Федерации является одним из самых актуальных на сегодняшний день. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, естественный прирост населения в 2016 году был отрицательным, что говорит о старении населения и растущем проценте пожилых граждан. Во-вторых, произошел ряд изменений, затрагивающих формирование пенсий в стране.

К 2013 году в пенсионном фонде РФ (далее – ПФР) сложилась критическая ситуация – дефицит дохода составил практически 1 трлн. рублей [1]. В связи с этим возник вопрос о реформировании пенсионной системы, при этом, не повышая пенсионный возраст. Нужно оговориться, что работодатели и до 2013 года, и на сегодняшний момент отчисляют 22 % на пенсионное страхование работников (16 % идут на страховую пенсию и 6 % в пользу пенсионных накоплений). Эта сумма начисляется на фонд оплаты труда и уплачивается за счет средств работодателей. Поэтому поначалу улучшить ситуацию в ПФР предполагалось за счет повышения страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в два раза с 2013 года. Однако на практике это привело к закрытию практически 500 тысяч индивидуальных предпринимателей, и в итоге поступления в ПФР сократились в принципе.

Тогда было принято решение работать именно с накопительной частью. До 2015 года ей нельзя было распоряжаться, и она не выплачивалась. Но после радикальных изменений в 2015 году было принято постановление, касающееся лиц, родившихся в 1967 г., и моложе. Теперь пенсия для них формируется из двух частей: страховая пенсия и пенсионные накопления. Лица, год рождения которых выше 1967 г., соответственно получают только страховую пенсию.

Рассмотрим подробнее составляющие пенсии на данный момент. Страховая пенсия включает в себя три категории: пенсия по старости, по инвалидности и по причине потери кормильца. Пенсия по старости является самой распространенной формой выплат. Мужчины на данный момент уходят на пенсию в 60 лет, женщины – в 55 лет. Нужно отметить, что с 1 января было введено постановление о повышении пенсионного возраста у чиновников. Изменения коснулись государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, а также лиц, занимающих государственные должности РФ, государственные должности регионов и муниципальные должности на постоянной основе.

Пенсионные накопления являются новшеством. И об этой составляющей большинству потенциальных пенсионеров известно достаточно мало. Формированием данного вида накоплений занимаются негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФ) и управляющие компании (далее – УК). НПФ – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения.

Управляющая компания – акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, созданное в соответствии с законодательством РФ и имеющее лицензию Банка России на осуществление деятельности по управлению паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами в соответствии с федеральным законом «Об инвестиционных фондах».

Выплаты из средств пенсионных накоплений могут осуществляться тремя способами. Первый случай предусматривает ежемесячные выплаты и именуется накопительной пенсией. Размер накопительной пенсии обуславливается ожидаемым периодом выплаты, а это – 19,5 лет (234 месяца). То есть, чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 234 месяцев. Второй способ связан со срочной выплатой, то есть гражданин в праве сам выбрать период выплат, главное, чтобы он не был меньше 10 лет. И третий вариант именуется единовременной выплатой. Он доступен в том случае, если равен или не превышает 5 % от размера страховой пенсии по старости [1]. Нужно сказать, что пенсионные накопления имеют принципиальные отличия от страховой пенсии – их можно передавать по наследству и ими можно распоряжаться, например, имея свободу в выборе НПФ или УК.

Доходность НПФ, как правило, выше при инвестировании пенсионных накоплений, чем в государственном пенсионном фонде. Данный факт обусловлен большей гибкостью в управлении средствами, чем в ПФР. К тому же страховая пенсия постепенно обесценивается под влиянием инфляции, а сумму накоплений можно увеличить при грамотном выборе фонда. Государство довольно четко и жестко регламентирует разновидности активов для инвестирования НПФ, что обеспечивает гарантию сохранности денег.

К преимуществам сотрудничества с НПФ стоит отнести наличие договора. Он как раз прописывает все условия на протяжении своего срока действия. Далее к плюсам следует добавить так называемую открытость и уровень сервиса (возможность контролировать состояние своего счета в режиме онлайн). То есть фонды функционируют в статусе ОАО и обязаны ежегодно публиковать финансовые отчеты. Следующий принцип – безопасность, согласно этому пункту, средства граждан подлежат страхованию в АСВ (агентство по сохранению вкладов) и возвращаются государством в случае банкротства или отзыва лицензии у НПФ.

В заключении можно отметить, что система пенсионного обеспечения в России достаточно нестабильна, что обусловлено, прежде всего, состоянием экономики. С 1990-х годов система претерпела изменения несколько раз, что говорит о слабой ее эффективности. О сегодняшнем способе формирования пенсионных накоплений говорить пока достаточно сложно, так как лица, рожденные в 1967 году и позже, не достигли пенсионного возраста (не берем в расчет выслугу лет). На данный момент на деятельность всех негосударственных пенсионных фондов наложен мораторий с целью увеличения средств для будущих выплат пенсионных накоплений.

Таким образом, сложно адекватно оценить реформу пенсионного обеспечения на данный момент. Однако, к сожалению, хочется отметить некомпетентность граждан в этом вопросе. Опыт показывает, что население слабо представляет себе, что включают в себя пенсионные накопления, какие НПФ и УК выбирать и по какому принципу. Это объясняется также недоверием к правительственным реформам и неуверенностью в завтрашнем дне, отсюда вытекает нежелание вникать в суть вопроса. Возможно, государству стоит задуматься об эффективных способах донесения информации гражданам с целью обеспечения грамотного формирования пенсионных накоплений у будущих пенсионеров Российской Федерации.

Список использованной литературы:

1. Белоусова А.А., Землякова А.В. Реформа страховых взносов как часть единой системы сбора платежей // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 11-3 (76-3). – С. 368-371.

Просмотров работы: 261