РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЕАЭС) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЕАЭС)

Рой В.И. 1
1Южный Институт менеджмента
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
К числу современных крупных интеграционных объединений мира относится Евразийский экономический союз, или ЕАСТ. Договор о Евразийском экономическом союзе, вступивший в силу 1 января 2015 г., юридически оформил ЕАЭС в качестве полноправного субъекта глобальных экономических отношений и стал прочным фундаментом для выстраивания международных связей между Союзом и другими субъектами международных отношений – третьими странами, их интеграционными объединениями и международными организациями. В ЕАЭС, правовая база, которого сформирована с учетом принципов международного торгового права, обеспечивается выполнение обязательств действующих членов ВТО – Армении, Казахстана, Кыргызстана и России. Большое внимание уделяется содействию присоединению к ВТО Беларуси.

Кроме того, в ЕАЭС действует Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г., в соответствии с которым положения Марракешского Соглашения об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г., а также обязательства государства-члена, принятые им при присоединении к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых переданы Евразийской экономической комиссии, становятся частью правовой системы ЕАЭС [1].

Соблюдение соответствующих обязательств является одной из основных задач ЕЭК. Решения, принимаемые Комиссией в этих целях, обязательны для всех государств – членов ЕАЭС. Первым государством, вступившим в ВТО, стала Россия; ЕТТ ТС был приведен в соответствие с ее тарифными обязательствами.

В соответствии с ними в ЕАЭС поэтапно снижаются импортные пошлины. Конечный «связанный» уровень будет достигнут по истечении переходного периода, т.е., для большинства товаров – до 2017 г., по отдельным позициям – до 2020 г. Средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины снизилась для государств – членов ЕАЭС с 9,1% в 2011 г. до 5,8% в третьем годовом периоде исполнения обязательств (сентябрь 2014 г. – август 2015 г.). За неполный четвертый год (сентябрь 2015 г. – июль 2016 г.) тарифной либерализации – до 5,0%.

Вступление в ВТО Казахстана не потребовало внесения изменений в регулирование ЕАЭС в части системных его положений. В отношении различий в тарифных обязательствах России и Казахстана было принято решение не инкорпорировать казахстанские обязательства в ЕТТ, а предусмотреть изъятия, касающиеся пошлин ниже уровня ставок ЕТТ. От возможности применения более высоких ставок Казахстан решил отказаться.

В октябре 2015 г. главы государств-членов заключили Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС, который предусматривает возможность ввоза в Казахстан товаров, тарифные обязательства по которым у него ниже ЕТТ, как по ставкам ВТО, так и по ставкам ЕТТ. При этом товары, ввезенные по ставкам ВТО, должны быть использованы на территории Казахстана.

Изъятия из ЕТТ позволили в полной мере исполнить обязательства Казахстана в ВТО до момента, пока они не будут пересмотрены.

Армения и Кыргызстан, являющиеся членами ВТО с 2003 г. и с 1998 г. соответственно и присоединившиеся к ЕАЭС в 2015 г., применяют Единый таможенный тариф и в рамках установленных в ВТО процедур начали пере- смотр текущих тарифных обязательств в ВТО. В целях проведения переговоров с заинтересованными членами ВТО созданы единые переговорные делегации с участием в каждой из них представителей всех государств-членов и ЕЭК. В отдельных случаях Арменией и Кыргызстаном также применяются изъятия из ЕТТ ЕАЭС, однако действие данных изъятий строго ограничено по времени.

В условиях единого рынка существование изъятий из единого внешнеторгового режима накладывает существенные обязательства на ЕЭК и государства-члены. Система администрирования выстраивается так, чтобы минимизировать риски снижения эффективности общего таможенно-тарифного регулирования при недопущении создания неоправданных барьеров для внутренней торговли [2].

Вопросы, обсуждаемые в ВТО и относящиеся к сфере регулирования Союза, проходят рассмотрение на площадке Комиссии. В ЕАЭС предусмотрена процедура взаимодействия государств-членов и ЕЭК по возможным спорам против какого-либо из государств-членов в рамках ВТО.

В 2013 Г. Председателем КНР Си Цзиньпином было предложено создание Экономического пояса нового Шелкового пути (ЭПШП), который предусматривает сотрудничество в ряде сфер: координацию национальной политики, развитие инфраструктурного потенциала, либерализацию и упрощение торговли и инвестиций, осуществление финансовой кооперации и культурного сотрудничества. Государства-члены ЕАЭС поддержали данное предложение и признали целесообразность продвижения инициативы по сопряжению ЕАЭС и ЭПШП. Данный проект можно назвать стратегически важным для ЕАЭС.

Отметим, что в последнее время идёт наращивание торгового оборота между ЕАЭС и Китаем. С 2007 г. экспорт ЕАЭС в Китай вырос с 26,9 млрд долл. до максимального значения 59,6 млрд долл. в 2012 г., а в 2014 г. он составил 52,3 млрд долл. (8,5%). Импорт товаров в ЕАЭС из Китая в 2007-2014 гг. увеличился с 39,9 до 72,9 млрд долл. (доля китайского импорта в общем импорте ЕАЭС выросла с 15,0 до 19,1%) [3].

Удельный вес Китая во внешней торговле ЕАЭС составляет 13,2%, в том числе по экспорту – 9,2%, по импорту – 21%. В то же время отметим, что например, экспорт ЕАЭС на 73,3% состоит из минерального сырья, прежде всего топливно-энергетического профиля, в то время как основными товарными группами импорта ЕАЭС из Китая являются машины и оборудование (29,1%), текстильные изделия (17,5) и недрагоценные металлы (10,2%). Следовательно, вести разговоры о заключении соглашения между ЕАЭС и Китаем о свободной торговле пока преждевременно.

Предположим, на современном этапе целесообразно рассмотреть сотрудничество в рамках непреференциального торгово-экономического соглашения, предусматривающего как различные формы поддержки развития торговли, так и реализацию конкретных инвестиционных проектов [3]. Формами поддержки могут быть: помощь в поиске партнеров и выходе на рынок; устранение административных барьеров; обеспечение прозрачных условий доступа инвесторов на китайский рынок; обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности; проведение платежей в национальных валютах.

Таким образом, подводя итог, отметим, что крупнейшие экономики мира на протяжении последних лет заключили множество региональных торговых соглашений. Например, Евросоюз заключил на данный момент 35 соглашений, США – 14 соглашений, КНР – 14, Австралия – 11. Для этих стран характерна диверсифицированная структура экспорта, в направлениях их деятельности

снижение пошлин и устранение нетарифных барьеров, и кроме этого увеличение собственного присутствия на мировых рынках.

Для этих стран, как и государств-членов ЕАЭС огромный интерес представляет азиатский рынок. Однако структура внешней торговли и национальных экономик государств-членов ЕАЭС позволяет говорить о том, что, в отличие от США и ЕС, они не совсем готовы к дополнительной либерализации доступа на свои рынки. На сегодняшний день для ЕАЭС более выгодны соглашения с инвестиционной направленностью, которые позволят привлечь иностранный капитал и перспективные технологии на национальные производства членов Союза.

Список использованных источников:

1. Бельянинов А.Ю., Мантусов В.Б. Интеграция стран СНГ: этапы, условия и предпосылки взаимодействия. Монография. Изд-во: «Научная книга», 2012. – 144 с.

2. Горецкая Е.О., Сапрыкина В.Ю. Экономическая интеграция в условиях глобализации мировой экономики. Краснодар, 2010. 3. Кушниренко Е., Кабанов И. Место ЕАЭС в системе многосторонних региональных торговых соглашений / Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ru.ictsd.org
Просмотров работы: 249