ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ермакова В.А. 1
1ПИ ИГУ, факультет педагогики, магистратура 1 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В профессиональном стандарте педагога дошкольного образования выделены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования. Одним из требований его является способность педагога уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.

Таким образом, развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста является профессиональной обязанностью педагога ДОО.

Особую актуальность данная проблема приобретает в связи с принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования определяющих необходимость пересмотра роли и места игры в образовательном процессе.

Как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в развитии игровой деятельности современных дошкольников. Поэтому важным направлением в управленческой работе дошкольной образовательной организации становится формирование готовности педагогов к организации игровой деятельности детей.

Понятие «готовность педагогов к организации игровой деятельности детей» многоаспектно и включает в себя как качества личности педагога, так и собственно его деятельность, выраженную в профессиональных умениях и навыках по руководству игровой деятельностью детей.

В качестве критериев готовности педагогов к игровой деятельности нами были выделены мотивационная, содержательно-операционная и рефлексивная готовность.

Показателем для мотивационной готовности выступает: понимание необходимости владения навыками руководства игрой дошкольников; желание научиться владеть навыками руководства игрой дошкольников.

Показателями содержательно-операционной готовности являются достаточный уровень знаний об особенностях игровой деятельностью дошкольников; владение эффективными технологиями, методами развития и руководства игровой деятельности дошкольников; высокий уровень игровой деятельности дошкольников; эффективное планирование игровой деятельности дошкольников.

Показатели рефлексивной готовности является способность к самоанализу педагогической деятельности в области игровой деятельности; способность конструктивно реагировать на ошибки и трудности, возникающие в процессе игровой деятельности; способность к профессиональной самооценке игровой деятельности дошкольников.

Анализ программ и методической литературы показал, что основным содержанием профессиональной деятельности педагога ДОО по организации игровой деятельности детей должно стать овладение детьми умениями и навыками игровой деятельности, соответствующим возрастным особенностям, которые формируются под влиянием правильной организации воспитателями.

Поэтому формирование готовности педагогов по мнению Л.Г. Богуславец, Давыдововой, А.А.Майер к организации игровой деятельности детей эффективней всего осуществлять через интерактивные формы работы при целенаправленной работе, организованной методистом в системе методической работы ДОО.

Интерактивный означает способность действовать или находится в режиме беседы, диалога. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого каждый педагог является активным, заинтересованным участником работы.

К числу наиболее эффективных интерактивных форм работы с кадрами можно отнести групповую работу, в том числе и малых группах, творческие мастерские, мастер-классы, «круглые столы», дискуссии, проектные семинары, кейс-технологии, разбор деловой документации, ролевые и деловые игры, имитирующие профессиональные ситуации, викторины и др.

На основании выделенных нами критериев и показателей, мы определили уровни готовности педагогов к организации игровой деятельности дошкольников.

Высокий уровень: педагоги планируют в системе работу по развитию игровой деятельности дошкольников; знают эффективные методы, приемы и средства руководства игровой деятельностью, адекватно оценивают уровень игровой деятельности детей своей группы, при этом у них есть желание повысить свой профессиональный уровень. У педагогов сформирована способность к самоанализу педагогической деятельности в области игровой деятельности. Конструктивно реагируют на ошибки и трудности, возникающие в процессе игровой деятельности. Дети этих педагогов играют в разные виды игр в течении дня. Уровень игровых умений соответствует возрасту. Педагог является участником и партнером в игре, постепенно усложняет игру, создает развивающую среду, соответствующую возрасту детей.

Средний уровень: педагоги планируют работу по развитию игровой деятельности дошкольников, в плане отражены не все виды игр дошкольников. Понимают необходимость владения навыками руководства игрой дошкольников, при этом есть желание повысить свой профессиональный уровень. Но воспитатели частично владеют эффективными технологиями, методами развития и руководства игровой деятельности дошкольников. У них частично сформирована способность к самоанализу педагогической деятельности в области игровой деятельности. Дети этих педагогов играют только в определенные виды игр в течении дня. Уровень игровых умений соответствует возрасту частично. Дети играют дружно, без конфликтов. Педагог старается быть участником и партнером в игре, но затрудняется в усложнении игры, создает развивающую среду, соответствующую возрасту детей.

Низкий уровень: педагоги планируют работу по развитию игровой деятельности дошкольников бессистемно, хаотично; педагоги понимают необходимость владения навыками руководства игрой дошкольников, но нет желания повысить свой профессиональный уровень. У педагогов не достаточный уровень знаний об особенностях игровой деятельностью дошкольников. У них не сформирована способность к самоанализу педагогической деятельности в области игровой деятельности. Не адекватно реагируют на ошибки и трудности, возникающие в процессе игровой деятельности. Дети этих педагогов играют только в определенные виды игр в течении дня. Уровень игровых умений не соответствует возрасту.

Грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами позволит сформировать готовность педагога к игровой деятельности детей.

Используемая литература:

1. Общая педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина : В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 228 с. 20002. Репина, О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников [Текст] / О. К. Репина // Психологическая наука и образование. – 2006. - № 2. – С. 55-69. 20023. Игра дошкольника [Текст] / Под. ред. Новоселовой С. Л.- М.: Просвещение.,2003.-286с.

Просмотров работы: 450