ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Семиряк В.В. 1, Королев Д.Е. 1
1Северо-Восточный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня, в эпоху стремительных перемен, особая роль в экономике отводится малым предприятиям, как субъектам экономики, которые наиболее чутко реагируют на изменения рыночной конъюнктуры. Однако, не смотря на это, они также являются и наиболее уязвимыми перед воздействием на них неблагоприятных экономических процессов, в связи с чем нуждаются в особом к ним отношении со стороны государства.

На деятельность малого и среднего предпринимательства оказывают влияние различные внешние факторы, из которых важнейшее значение принадлежит государственной политике в области поддержки предпринимательства. Роль данного фактора многократно возрастает в период ухудшения социально-экономической ситуации в стране.

Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки — мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.

«Решение каждого малого вопроса помогает американской экономике в целом», - в этой короткой фразе отражена вся сущность государственной поддержки и отношения к малому бизнесу в США. Малые компании составляют основу американской экономики. Более 65% новых рабочих мест в частном секторе создаются малыми компаниями. Более 50% работающего населения Америки являются владельцами или сотрудниками малых предприятий. [1, с. 96]

Отличительной чертой господдержки малого предпринимательства в США является облегчение его доступа к капиталу. Не менее важной особенностью американской политики в данной области экономики является дифференцированный подход и бережное отношение к малому бизнесу. Поддержку получают не только инновационные бизнес-проекты, но и традиционные, уже нашедшие свою нишу и потребителя, малые предприятия.

Также в США большую роль в развитии малого бизнеса отводится системе распределения госзаказа. «В США почти четверть (23%) государственного заказа распределена между малыми предпринимателями.

Одной из наиболее эффективных форм государственной поддержки является программа гарантирования займов, которая позволяет заметно увеличить приток заемных средств в малый бизнес.

В США Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) имеет такую программу в своем арсенале. По ней средства возвращаются кредитору с помощью гарантийного фонда, если заемщик оказывается неплатежеспособным.

В качестве платы за гарантию и снижение риска банк платит АМБ отчисления, которые одновременно являются источником средств гарантийного фонда. Кредитор может включить эту плату в общую сумму обязательств заемщика. Размер платы за предоставление гарантии зависит от срока кредита и объема финансового обеспечения, предоставляемого заемщиком. По кредитам до одного года плата за предоставление гарантии - 0,25% от суммы кредита. По кредитам сроком более одного года плата за предоставление гарантии составляет 2% от суммы гарантийного обеспечения, если она составляет 80000 долларов и менее, а при сумме свыше 80 000 долларов она определяется по прогрессивной шкале, начиная с 3%. Когда предприниматель обращается в финансовое учреждение с просьбой о предоставлении кредита, кредитор изучает заявку и принимает решение: соответствует ли она его собственным требованиям, либо нуждается в дополнительной поддержке в виде гарантии. Обеспечение кредита гарантией может быть затребовано кредитором. [2, с. 212]

В итоге малое предприятие получает возможность привлечь финансовые ресурсы, недоступные в обычных условиях, а кредитор - выдавать ссуды и в случаях, не отвечающих общепринятым критериям целесообразности.

Несмотря на то, что экономика США сейчас находится не в лучшем состоянии, меры, принимаемые для поддержки малого предпринимательства, являются достаточно разносторонними и сбалансированными, что в будущем должно привести к “оздоровлению” экономики в целом.

Отдельно стоит отметить опыт такой передовой страны как Япония. Ее экономика, несмотря на отсутствие огромных запасов полезных ископаемых и небольшую территорию – одна из самых сильных в мире. Лидирующую роль она приобрела во многом благодаря развитию малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время в Японии число малых предприятий составляет 99% от общего числа предприятий. Сегодня в Японии 6,5 млн. предприятий - это малые предприятия. Занято на них 54 млн. человек, т.е. 80% всей рабочей силы Японии. Их доля в ВВП - около 55% (около 3 триллионов долларов), в капитальных вложениях - около 40%, а их доля в экспорте всей японской продукции составляет сегодня 15%. [3, с. 115]

В Японии достаточно легко можно начать собственный бизнес. Чтобы работать как индивидуальный предприниматель, нужно только зарегистрироваться. Регистрация юридического лица стоит чуть больше $1. На старт предприятия принято брать кредиты в банках либо в торгово-промышленных палатах. Правительство следит за тем, чтобы во всех частных банках работали кредитные программы для начинающих предпринимателей. Средняя годовая ставка по такому кредиту — 3–5 %. В Японии сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий:

  • Центральное правительство (разрабатываются программы, связанные с предоставлением ссуд и займов, налоговых льгот);

  • Местные органы власти (кредитные гарантии и страхование);

  • Крупный бизнес;

  • Самостоятельные объединения мелких предприятий. [4, с. 123]

Стимулирование проводится на всех этапах развития старых и особенно новых малых и средних предприятий: регистрации, становления, роста. Для этого используется система разнообразных экономических рычагов: льготные займы и кредиты (общие и целевые), различные налоговые льготы, техническая и консультационная помощь, информационное обслуживание, подготовка кадров и прочее.

На сегодняшний день в России только начинает формироваться система субсидирования кредитов, гарантий и поручительств за малый бизнес. Такой способ поддержки неплохо себя зарекомендовала в ряде стран Восточной Европы. Вместе с тем он полностью проблему не решает. Существенным подспорьем на пути развития кредитования малого бизнеса может стать принятие закона о потребительском кредитовании, не меньшее значение будет иметь и совершенствование налогового законодательства, а также разработка закона о кредитной кооперации.

Основным стимулом развития любой компании в России выступает комплекс мер, направленный на поддержание малого и среднего бизнеса в устойчивом состоянии, организованный местными властями в каждом отдельно взятом регионе. В первую очередь, осуществляется финансовая поддержка малых компаний и выделение бюджетных средств на их развитие. Кроме того, стимулирующими действиями также является упрощенная система сертификации и лицензирования продукции, участие в выставках и рекламных акциях. Выдача целевых субсидий на развитие бизнеса также практикуется государственными органами. Такие субсидии обычно выдаются для возмещения затрат по договору лизинга, на частичную компенсацию ставки по кредиту.

В большинстве случаев государственная финансовая поддержка малого бизнеса направлена на новых предпринимателей, в первый год после начала деятельности. Им доступен ряд бесплатных консультаций в сфере юридических и финансовых областей, координируемых центрами занятости, Министерством здравоохранения, а также Министерством экономического развития страны. Существующие государственные программы для малого и среднего бизнеса уже позволили многим их участникам получить гарантированный доступ к субсидиям, льготные кредиты, а также иметь возможность использования прочих механизмов. [5, с. 84]

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации должна быть направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Недостаточная ресурсная обеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:

  • финансовая поддержка (формирование государственных программ, обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговые и амортизационные льготы и т.д.);

  • материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологий и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопарков и т.д.);

  • консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.);

  • создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.).

Таким образом, важность малого бизнеса в экономике страны трудно переоценить. От того, в каком состоянии он находится, зависит степень развитости государства, его материально-техническая обеспеченность и положение на международной арене. Однако без адекватных, своевременных и комплексных мер со стороны правительства невозможно успешное функционирование малых предприятий и, как следствие, поддержание конкурентоспособной рыночной экономики.

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано, в первую очередь, создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Особо актуальна данная проблема в России, в связи с тем, что рынок в нашей стране еще продолжает формироваться и соответственно, малые предприятия нуждаются в особом отношении и поддержке со стороны государства.

Список используемой литературы:

  1. Балашевич М.И. Экономика и организация малого бизнеса / Учебное пособие. –М.: БГЭУ, 2012. – 335 с.

  2. Томилов В. В. Культура предпринимательства: Учебник для вузов. –СПб.: Питер, 2013. – 256 с.

  3. Маслов Д.В., Белокоровин Э.А. Малый бизнес. Стратегии совершенствования на основе управления качеством. –М.: ДМК Пресс, 2011. – 205 с.

  4. Хасбулатов Р.И. Международное предпринимательство. 2-е издание: Учебник. – М.: Проспект, 2015. – 181 с.

  5. Арустамов Э.А. Основы бизнеса: Учебник. – М.: Дашков и К, 2015. – 230 с.

Просмотров работы: 645