ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аюпова Е.Д. 1
1Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие предпринимательства следует рассматривать как процесс формирования в стране определенных внешних и внутренних условий, обеспечивающих благоприятные возможности для его развития, то есть речь идет о функционировании предпринимательских структур в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

Предпринимательская среда представляет собой интегрированную совокупность факторов, формирующих возможность и способность существования предпринимательства и способствующих его активности, экономическому развитию. Факторы предпринимательской среды определяют эффективность функционирования этой среды, которая влияет на способность предпринимательства осуществлять деятельность, а также определяет активность этой деятельности. Поэтому развитие предпринимательства, прежде всего, зависит от изучения факторов внешней и внутренней среды [3]

В России становление и развитие предпринимательства имеет свои особенности, важнейшей из которых является то, что предпринимательство пока недостаточно развитое явление, так как в нашей стране в течение десятилетий предприниматель и его деятельность легитимно, по сути, отсутствовали. Государство не только не создавало экономических и правовых условий для предпринимательства, но и гасило его экономическими, административными и уголовными методами. [1, c.4]

На данный момент в России действует около 5,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих занятость 25% населения. При этом на предприятиях – юридических лицах в секторе малого и среднего предпринимательства занято 12,2 млн. человек (68,4%), у индивидуальных предпринимателей – 5,6 млн. человек (31,6%).

Доля оборота продукции и услуг, производимых субъектами малого и среднего бизнеса (юридическими лицами), в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране, составляет около 25%.

Вместе с тем уровень развития малых и средних предприятий в России пока не достиг уровня развития МСП в странах, являющихся основными экономическими партнерами страны. Так, доля сектора малого и среднего предпринимательства в ВВП России составляет около 21%, аналогичный показатель в странах ЕС составляет 50-60 %.

Показатель плотности распространения субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. человек населения в среднем по России находится на уровне 20, что существенно ниже, чем в ряде других стран.

Сектор малого предпринимательства, включающий в себя индивидуальных предпринимателей, а также микропредприятия и малые предприятия сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг.

Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью – обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство.

На развитие предпринимательства на современном этапе оказывает воздействие ряд факторов. Влияние этих факторов происходит комплексно, и в зависимости от того будет оно положительным или отрицательным, зависит дальнейшее развитие предпринимательской деятельности, роль предпринимательства в экономике страны.

Различают внешние факторы, обусловленные характером окружающей среды, и внутренние, обусловленные особенностями внутренней организации предпринимательства.

К внешним фактором относят:

природно-демографические; социально-культурные;технологические;экономические;институциональные;правовые;политические.

К внутренним факторам относят:

  1. развитость отношений собственности;

  2. четкость определения прав собственности;

  3. развитость форм собственности, обеспечивающих мобильность капитала;

  4. особенности внутренней организации хозяйственных ячеек — масштабы организации;

  5. особенности иерархической структуры;

  6. форма и характер управления организацией. [4, c. 5]

Для того, чтобы рассмотреть, какие факторы сами российские предприниматели считают наиболее существенными, проанализируем результаты мониторинга предпринимательского климата в России, который проводится коллективом Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Исследование проводится раз в полгода и включает всероссийский опрос представителей малого и среднего предпринимательства (МСП). [2]

Наибольшее воздействие на деятельность организаций, с точки зрения предпринимателей, оказывает цена на сырье, материалы и другие издержки производства. Важность этого фактора отметил каждый второй предприниматель (54%). Очевидно, инфляция, рост тарифов на услуги естественных монополий и ЖКХ серьезно влияют на себестоимость товаров и услуг и требуют от бизнеса постоянной оптимизации их деятельности, находясь при этом фактически вне зоны контроля бизнес-сообществом.

Столько же респондентов отметили фактор доступности финансовых ресурсов (54%). Это прежде всего возможность получить кредитные средства и инвестиции на развитие бизнеса. Сегодня банки активно развивают кредитование МСП, однако позволить себе получить средства в кредитной организации могут пока еще далеко не все субъекты МСП. Кредитные учреждения выдвигают серьезные требования к финансовому состоянию предприятий и наличию ликвидного обеспечения, что затруднительно для большинства малых и средних компаний, тем более «стартапов» – начинающих предпринимателей.

Так, половина представителей сегмента МСП отметили крайнюю сложность получения банковского кредита при наличии качественного бизнес-плана, но при отсутствии залога. Нейтральные оценки высказала треть опрошенных. И только 16% предпринимателей уверены в простоте получения банковского кредита, не имея залога. Таким образом, можно говорить о текущей неготовности со стороны банков менять сложившуюся практику кредитования МСП и увеличивать объемы беззалоговых кредитов. Это сильнейший сдерживающий фактор финансирования и перспективного развития сегмента МСП.

На третьем месте среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие предпринимательской деятельности, – доступность кадровых ресурсов (39%). Кадровая проблема отмечается как актуальная для большинства отраслей, причем важным для предпринимателей является наличие на рынке труда квалифицированных специалистов, навыки которых были бы адекватны текущим задачам предприятия. По результатам исследований общественной организации МСП «Опоры России», на сегодняшний день рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. [5, с.7]

Административные барьеры (коррупция и бюрократия), как фактор, серьезно влияющий на условия ведения предпринимательской деятельности, отметил каждый третий опрошенный (34%). Несмотря на то, что влияние данного фактора снижается, уровень коррупции в России по-прежнему остается очень высоким.

На пятом и шестом местах - факторы доступности инфраструктуры (офисов, складов), а также возможность применения инноваций и новых технологий – их отметили 8% и 7% опрошенных, соответственно.

Отдельно стоит сказать про отношение к инновациям. Субъекты отечественного МСП не считают их внедрение приоритетным фактором развития собственного бизнеса. В первую очередь данную ситуацию можно связать с низким уровнем занятости предпринимателей в секторе оказания бизнес-услуг. При оказании бизнес-услуг конкуренция основывается на знаниях и технологиях, поэтому невозможно представить развитие инновационной экономики без увеличения в этом секторе доли компаний, обладающих высоким качеством и потенциалом роста.

Криминальная обстановка в отношении бизнеса волнует только 5% предпринимателей.

Рис. 1. Результаты всероссийского опроса представителей МСП

Таким образом, рассмотрев результаты мониторинга предпринимательского климата в России можно сделать вывод о преобладании в предпринимательской среде внешних факторов, субъектом формирования которых является, прежде всего, государство и его институты. Государство, отправляя факторное воздействие на предпринимательскую деятельность, должно формировать благоприятную предпринимательскую среду, грамотно, сбалансировано поддерживая предпринимательство, регулируя его, но при этом не ограничивая его свободу.

Список используемой литературы:

  1. Бессолицын А.А. Экономическая история России: очерки развития предпринимательства. М.: ГУВШЭ, 2014.

  2. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013: нац. отчет / Высш. шк. менеджмента С.-Петерб. гос. ун-та, [Науч.-учеб. лаб. исследований предпринимательства Нац. исслед. ун-та Высш. шк. экономики; ред.-сост. О. Р. Верховская, М. В. Дорохина] // Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета: [веб-сайт]. 2013. URL: http://www.gsom.spbu.ru/files/gem_28_02_web.pdf.

  3. Гудий Ю.С. Внутренняя и внешняя среда организации [Электронный ресурс] // Nota Bene: экон. интернет-журнал. – 2013. – Режим доступа: http://nbene.narod.ru/manage/fmanage19.htm.

  4. Левушкина С.В. Научная статья, Интегрированная совокупность факторов предпринимательской среды и тенденции их развития. Журнал: Современные исследования социальных проблем, 2013.

  5. Предпринимательский климат в России : индекс ОПОРЫ, 2012-2013 / ОПОРА России // Пермский региональный сервер : [веб-сайт]. 2013. URL: http://www.perm.ru/files/Index_2012-2013_0P0RA.pdf.

Просмотров работы: 2879