РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ СТРУКТУРАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ СТРУКТУРАМИ

Кузина Е.Л. 1, Абрамов В.С. 2
1Кафедра «Менеджмент качества» Института пути, строительства и сооружений (ИПСС) Московского государственного университета путей сообщения имени Императора Николая II (МИИТ), Москва, Россия
2Ростовский государственный экономический университет (РГЭУ (РИНХ)), Ростов-на-Дону, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основные элементы рыночно-ориентированного экономическо­го механизма управления корпорацией связаны с институциональ­ными принципами ведения бизнеса, поскольку экономические эф­фекты корпорации определяются синергетическим эффектом от масштаба деятельности (консолидации финансовых потоков, сни­жения совокупной потребности в оборотных средствах, получения крупных кредитов, введения эффективных бизнес-процессов).[1] С этой точки зрения экономический механизм управления определяется стратегией работы корпорации на финансовом и фондовом рынках, принципами формирования состава участни­ков корпорации и правилами определения их роли в управлении и совместной деятельности на рынке. Поэтому проблема формирования и совершенствования рыночного механизма корпоративного управления является, несомненно, актуальной и своевременной для рассмотрения.

Экономический механизм корпоративного управления в условиях рынка рассматривается в работах таких авторов, как Золотарев В.С., Барашьян В.Ю., Мишурова И.В, Панфилова Е.А., Шихвердиев А.П., Лапоногова А.А., Бджола В.Д., Карпова Е.Н., Чумаченко Е.А., Кузина Е.Л. и др. Все авторы выражают мнение, что экономический механизм корпорации в рыночных условиях должен, с одной стороны, представлять единое целое (иначе не удастся нацелить бизнес-единицы на реализа­цию задач и целей, стоящих перед корпорацией в целом). Одно­временно экономический механизм управления корпорацией, с другой стороны, со­четает централизованные решения с дифференцированным под­ходом к отдельным бизнес-единицам в зависимости от таких факторов, как:

- характер и содержание деятельности отдельных бизнес-единиц;

- территориальное размещение;

- степень участия в общей производительно-сбытовой деятельно­сти.

Поэтому экономический механизм управления корпорацией в рыночных условиях определяется в значительной степени наличием юридической (оперативной) самостоятельности отдельных бизнес-единиц и предоставляемыми ее руководителю полномочиями.[2] При этом используются механизмы внутрикорпоратив­ного предпринимательства. Поэтому результатом функционирования экономического механизма управления корпорацией должно стать создание трех, одинаковых по значимости, условий:

- быть экономически эффективной и устойчивой в рыночной среде;

- эффективно управлять ресурсами корпорации;

- добиваться корпо­ративного эффекта синергии в оптимизации их использования как в отдельных бизнес-единицах, так и в масштабах всей корпорации.

Экономический механизм управления корпорацией является сложно организованной двухуровневой структурой с двумя составляющими:

- рыночно-ориентированной и

- внутрикорпоративной.

Рыночно-ориентированный экономический механизм управления реализует корпоративный центр - управление акционерным капи­талом, определение рыночных сегментов и перераспределение ка­питала между различными продуктами и видами деятельности. [3]

Рыночно-ориентированный экономический механизм управ­ления связан с поведением корпорации на рынке и во многом определяется отношениями собственности (в том числе слия­ниями и поглощениями), складывающимися в процессе форми­рования интегрированных корпоративных структур на макро­экономическом уровне. В результате этот механизм сильно зави­сит от макроэкономических факторов таких, как:

- валютный курс;

- рыночные цены на производимую продукцию;

- индексы фондо­вой активности;

- ставки банковского кредитования;

- налоговая политика государства;

- динамика и структура инвестиций.

При этом следует учитывать влияние факторов внешнего (государственного) регулирования деятельности кор­пораций — на уровне отраслей, регионов и страны в целом. [4] К ним относятся:

  1. антимонопольное регулиро­вание;

  2. порядок трансфертного ценообразования;

  3. регулирование внешнеэкономической деятельности;

  4. раскрытие информации о результатах деятельности.

Степень связи участников корпорации в производственной, сбытовой (коммерческой) дея­тельности, финансовой сфере и др. влияет на ценовую политику, управление издержками, распределение финансовых результатов и другие элементы рыночно-ориентированного экономического механизма управления.

В основе построения экономического управления корпораци­ей лежат два принципа, как показано на рисунке 1:

- объединение индивидуальных капиталов в единой целостной системе корпоративного капитала, что позволяет рассматривать экономические решения с точки зрения капитализации корпорации, т.е. оценки капитала с точки зрения будущих доходов и степени устойчивости ее получения;

- корпоративная структура выступает как особая внутренняя организация, развивающаяся по своей логике и своим за­конам, что определяет специфику экономических отноше­ний участников.

 

Отличительные особенности корпоративного правления в условиях рынка

 

Рисунок 1 - Принципы рыночного механизм корпоративного управления

Отличительными признаками корпоративного управления, опреде­ляющими содержание его экономического механизма, являются: [5]

- высокая степень вертикальной инте­грации или

- высокая степень горизонтальной инте­грации участников.

Вертикальная интеграция характеризует межотраслевую кооперацию по производству и реализации определенной продук­ции. Целью вертикальной интеграции является:

  1. получить доступ к ресур­сам:

  2. снизить потребность в оборотных средствах;

  3. интегрировать производственно-сбытовую цепочку.

Горизонтальная интеграция отражает объединение однородных по продукции и технологии предприятий под единым управлением.[6] Цель горизонтальной интеграции заключается в возможности контролировать условия на рынке такие, как:

- цена продажи;

- условия поставки.

В рамках го­ризонтальной интеграции решаются задачи процессного управле­ния, в процессе решения которых достигается лидерство на рынке следующими путями:

- увеличением доли рынка;

- минимиза­цией совокупных издержек;

- освоением передовых технологий.

Центральное место в формировании экономического меха­низма управления корпорацией занимают интересы субъектов, так или иначе причастных к деятельности корпорации. К ним относят:

- акционеров/инвесторов, заинтересованных в получении дивидендов и/или поддержании высокой стоимости акций;

- топ-менеджеров, заинтересованных в контроле активов, выражающемся, в частности, в контроле финансовых пото­ков для поддержания экономической жизнеспособности корпорации;

- работников, заинтересованных в высокой оплате труда;

- бизнес-единиц корпорации, заинтересованных в самостоя­тельном распоряжении имеющимися у них (закрепленных за ними) ресурсами;

- поставщиков, заинтересованных в стабильных долгосроч­ных партнерских связях, обеспечивающих поставки произ­водимых ими товаров;

- покупателей, заинтересованных в получении качественных продуктов/товаров/услуг, удовлетворяющих их потребности;

- кредиторов, заинтересованных в росте прибыли и стоимо­сти, а также стабильности бизнеса;

- государственные органы, заинтересованные в получении налогов и других обязательных платежей, а также участии в решении общественных проблем (например, поддержании экологической безопасности).

Поэтому основные проблемы экономического механизма управления корпорацией составляют неурегулированные отношения между:

  1. акционерами и топ-менеджерами,

  2. собственниками и наемными работниками,

  3. управляющей компанией (корпоративным цен­тром) и

  4. бизнес-единицами;

5) между указанными группами, с одной стороны, и «внешними» кредиторами - вла­дельцами корпоративных облигаций - с другой. Так, введение в некоторых корпорациях планов стимулирования служащих с по­мощью акционерных опционов способствовало улучшению фун­даментальных финансовых характеристик компании и росту кур­са акций, но в то же время сопровождалось заметным падением рыночного курса соответствующих корпоративных облигаций. [7]

Таким образом, одно из основных преимуществ корпоративного управления в условиях рынка выражается в наличии синергетического эффекта, т.е. эффекта снижения внутрикорпоративных трансакционных издержек, которое дос­тигается за счет таких составляющих, как:

- синергия сбыта и снабжения;

- синергия производства;

- синергия инвестиций;

- синергия управления.

Синергия сбыта и снабжения является результатом интеграции подразделений закупочной логистики, марке­тинга, рекламы, канала распределения, а также создания эффективной логистики за счет обеспечения инфраструк­турной совместимости производственно-сбытовой цепоч­ки, в том числе разработки общей сбытовой сети на основе связей производитель - дистрибьютор, а также возмож­ности организовывать послепродажную подготовку и со­провождение процесса эксплуатации объектов.

Синергия производства обусловлена интеграцией производственных мощностей, ведущей к макси­мальному использованию производственных мощностей, со­гласованием совместных действий (объединением финансовой, производственной, сбытовой стратегий), ускоряющем финан­совые взаиморасчеты, обеспечивающем сокращение сроков освоения произ­водства и реализации продукции.

Синергия инвестиций отражает интеграцию инвестиционных возможностей каждой отдель­ной фирмы, а также создание эффективной производствен­но-сбытовой цепочки и стабильного портфеля заказов на основе выстраивания вертикальных цепочек собственных поставщиков и развития системы взаимных кооперирован­ных поставок внутри группы, которое ведет к увеличению загрузки производственных мощностей за счет эффекта масштаба.

Синергия управления реализуется за счет увеличения кадрового потенциала и управленческих техно­логий, а также эффективной работы с активами и ресурса­ми, основанной на снижении корпоративных рисков и по­гашении последствий колебаний рынка в результате дивер­сификации портфеля активов, на возможности приобрести недооцененные активы взамен альтернативы разворачива­ния собственного производства, а также экономии на нало­говых платежах.

Список литературы:

1. Шихвердиев А.П. Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – 2006. – №1 (Элетроый ресурс) // http://koet.syktsu.ru/vestnik/2006/2006-1/1.htm

2. Кузина Е.Л., Беспалов В.И., Кузина М.А. Организационно-экономические аспекты формирования стратегии системы природопользования на железнодорожном транспорте. - Инженерный вестник Дона. -2013. - № 2. (Электронный ресурс).

3. Современные проблемы финансового менеджмента: теория, методология и технологии: монография / В.Ю. Барашьян и др.; под науч. ред. В.С. Золотарева, В.Ю. Барашьян. – Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2016. – 192 с.

4. Лапоногова А.А. К вопросу о финансовом обеспечении приоритетных направлений инновационного развития предприятий пищевой промышленности. - Экономика. Управление. Право. – 2012. – №11(35), Т.2. – С.50-51.

5. Мишурова И.В., Панфилова Е.А Корпоративное управление: Учебное пособие. — М.: Дашков и К°; Академцентр, 2012. — 528 с.

6. Кузина Е.Л. Приоритет общественной безопасности в управлении. - Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. Научно-практический журнал. - № 2(69). - 2016. – С. 16-19.

7. Лапоногова А.А. Оптимизационное моделирование структуры капитала коммерческой организации. - Экономика и предпринимательство. – 2016. – №9. – С.108-113.

9

Просмотров работы: 311