ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Дроздов Н.А. 1, Полосин М.В. 2
1Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), очная аспирантура
2Московский государственный университет путей сообщения имени Императора Николая II (МГУПС(МИИТ)),Институт пути, строительства и сооружений (ИПСС), направление "Управление качеством"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При создании плана повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта важным моментом является обоснование метода, который будет использован [1]. Метод планирования – способ формирования показателей плана, используемых при планировании. Помимо метода важным пунктом является структура плана и ее совершенствование. Структура плана определяет направления тех изменений, которые будут представлены. Поэтому целью статьи является обоснование методологии планирования повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта и формирование его структуры. В рамках данной цели предполагается реализация следующих задач:
  1. Рассмотрение основных методов планирования и выбор наилучшего из них.

  2. Выбор методики планирования.

  3. Формирование структуры плана повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

  4. Описание разделов плана повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

Планирование повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта – процесс весьма трудоемкий, требующий комплексного подхода. Комплексность подхода заключается в том, что необходимо учитывать согласование целей и задач для всех уровней плана, а также системно подходить к самому вопросу планирования, то есть всегда помнить, что план повышения эколого-экономической эффективности – такой план, при котором хотя интересы общества и государства ставятся выше интересов предприятия, они должны быть учтены, поскольку государство и общество заинтересованы в качественных и безопасных услугах перевозки. Совершенствование системы планирования, на наш взгляд, целесообразно начать с выбора метода планирования, который будет использован в работе.

Основных методов планирования, которые на сегодняшний день имеют место в практике планирования множество, но в случае создания комплексного плана для крупного предприятия имеет смысл остановиться на двух наиболее используемых методах, описав которые, выбор будет сделан в пользу одного из них. Первый метод – техпромфинплан предприятия, который имел место в прошлом и до сих пор активно используется многими предприятиями и второй метод – более современный метод создания бизнес-планирования, который имеет западные корни [2]. Для обоснования выбора наилучшего метода планирования опишем ряд требований, которым должен удовлетворять план повышения эколого-экономической эффективности по своей форме:

  1. Четко определять систему целей и задач для уровней планирования.

2. Быть дифференцированным по разделам.

3. Содержать мероприятия по достижению плановых показателей.

4. Содержать мероприятия по управлению рисками планирования.

5. Иметь механизм контроля соблюдения достижения плана.

6. Иметь механизм оценки риска планирования.

7. Включать в себя математическую модель планирования.

8. Включать в себя критерий эффективности планируемых мероприятий.

9. Учитывать гибкость внешней и внутренней среды.

10. Включать механизм реагирования при серьезном изменении условий среды.

Сопоставим возможности бизнес-плана и техпромфинплана в сравнительной таблице 1. Таким образом, мы видим, что бизнес-планирование лучше подходит для проведения планирования в той среде, в которой существует сегодня компания ОАО «РЖД», так как является более современным и гибким методом планирования для крупного бизнеса, чем техпромфинплан. Рассмотрим основные методики бизнес-планирования, которые существуют в мировой экономической практике, для выбора наиболее оптимального метода и формирования разделов плана для различных его уровней.

В мировой практике используется четыре стандарта составления бизнес-плана, которые приведены в таблице 2. Отметим, что ни один из предложенных стандартов не соответствует в полной мере требованиям по планированию повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта, которые мы предъявляем к нашему плану.

Таблица 1. – Сравнение практики применения бизнес-планирования и Техпромфинплана

Критерий

Бизнес-планирование

Техпромфинплан

  1. Система целей и задач планирования для разных уровней

+

+

  1. Разделы и подразделы плана

+

+

  1. Перечень мероприятий по достижению показателей

+

+

  1. Управление рисками

+

-

  1. Система оценки риска планирования

+

-

  1. Контроль соблюдения достижений плана

+

+

  1. Математическое моделирование плана

+

-

  1. Критерий эффективности планируемых мероприятий

+

+

  1. Учет гибкости внешней и внутренней среды фирмы

+

-

  1. Наличие системы реагирования на изменения условий среды фирмы

+

-

Таблица 2 – Четыре международных стандарта составления бизнес-плана

Методика UNIDO

Методика ЕБРР

Методика BFM Group

Методика KPMG

1. Резюме

2.Идея (сущность) предлагаемого проекта

3.План маркетинга

4.План производства

5.Организационный план

6.Финансовый план

7. Приложение

1. Титульный лист

2.Меморандум о конфиденциальности

3. Резюме

4. Предприятие

5. Проект

6. Финансирование

7. Приложение

1. Титульный лист2. Меморандум о конфиденциальности3.Резюме4. Общие положения5. Маркетинговый план6. Производственный план7. Финансовый план8.Оценка рисков проекта9.Приложение10. Информация об обеспечении проекта

1.Резюме2.Продукция и услуги3.Анализ рынка отрасли4.Целевые рынки5. Стратегия рекламы и продвижения6.Управление7.Финансовый анализ8. Приложение

Но поскольку данные стандарты носят рекомендательный характер, мы вполне можем дополнить наиболее подходящий из них. На наш взгляд, наиболее оптимальной будет следующая структура плана повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта:

  1. Идея (сущность предлагаемых изменений в системе планирования).

  2. Цели и задачи планирования.

  3. Финансирование мероприятий комплексного плана.

  4. Анализ внешней и внутренней среды предприятия.

  5. Планирование рисков и их учет.

  6. Планирование природоохранных мероприятий по охране атмосферного воздуха.

  7. Планирование природоохранных мероприятий по очистке сточных вод.

  8. Планирование мероприятий по улучшению обращения с отходами.

  9. Планирование мероприятий по снижению шумового и вибрационного воздействия.

  10. Планирование мероприятий по контролю достижения плановых показателей.

  11. Планирование мероприятий по работе с персоналом и повышению его экологической культуры.

  12. Оценка эффективности планируемых мероприятий.

Каждый раздел плана должен включать в себя как сами планируемые мероприятия, так и финансовые затраты на их осуществление. При планировании мы исходим из того, что план имеет четкую структуру, подчиненную целям планирования [3]. Более подробно структура планирования отражена на рисунке 1. Среди разделов комплексного плана стоит отдельно отметить план рисков и планы природоохранных мероприятий [4]. Говоря об учете рисков, отметим, что для более подробного учета рисков в плане повышения эколого-экономической эффективности

Рис. 1. – Система построения комплексного плана повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта

деятельности предприятий железнодорожного транспорта, необходимо составить матрицу рисков по направлениям деятельности ОАО «РЖД» в сфере защиты окружающей среды, в которой будут отражены различные группы рисков, оказывающие влияние на стратегический и тактический уровни планирования (см. рис. 2).Рекомендуется методом экспертных оценок определить ущерб, который может нанести тот или иной риск группам планируемых природоохранных мероприятий (степень ущерба рекомендуется измерять от 0 до 1) и вероятность события, которое приведет к такому ущербу (вероятность рекомендуется измерять от 0 до 1) [5]. Более подробно данный механизм воздействия будет изложен в части анализа критерия эффективности планируемых природоохранных мероприятий.

Касательно самих плановых программ, то предлагается представлять плановые программы в виде таблиц, графы которой содержат информацию о наименовании целевого планируемого показателя, единицах измерения показателя, его финансовом измерении, сроках реализации планируемого природоохранного мероприятия.

Рис.2. – Воздействие факторов риска на процесс планирования в системе природопользования на железнодорожном транспорте

Форма представления плана природоохранных мероприятий в системе природопользования на железнодорожном транспорте представлена в таблице 3. Дадим характеристику графам приведенной формы:

- содержание мероприятия – описание природоохранного мероприятия, планируемого предприятием железнодорожного транспорта;

- экологический эффект – описание эффекта, оказываемого планируемым природоохранным предприятием;

Таблица 3 – Форма представления плана природоохранных мероприятий в системе природопользования на железнодорожном транспорте

№ п/п

Содержание

мероприятия

Экологический эффект

Критерий оценки мероприятия

Срок реализации

Источник и объем финансирования тыс.руб.

Эколого-экономический эффект, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

- критерий оценки мероприятия – показатель, который позволяет в натуральной, стоимостной или натурально-стоимостной форме измерить эффект от проводимого природоохранного мероприятия;

- срок реализации – планируемый срок реализации природоохранного мероприятия;

- эколого-экономический эффект – планируемое снижение вредного воздействия на окружающую природную среду при реализации природоохранного мероприятия в стоимостной форме.

Таким образом, в статье нами был обоснован организационно-методологический подход к планированию повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

Кроме этого, был проведен анализ методов планирования на современном предприятии, обоснован лучший из них, составлена структура комплексного плана повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта, дается схема его построения. Также приводится общая схема оценки рисковых факторов на процесс планирования в системе природопользования. По итогам проведенного обоснования составлена форма плана природоохранных мероприятий предприятия железнодорожного транспорта.

Список литературы:

  1. Дроздов Н.А., Кравченко Д.В. Основы совершенствования планирования и управления в системе природопользования на железнодорожном транспорте // Парадигма экономического процесса и его правовое обеспечение материалы Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 121-128.

  2. Бадмажанова Ж.Э. Теоретические основы стратегического планирования развития региональных отраслевых систем // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2016. – № 2. Том 22. – С. 90-100.

  3. Е.Л.Кузина, Н.А.Дроздов, Ю.А.Тагильцева, Слепцова О.С. Совершенствование подходов к планированию природоохранных мероприятий в системе природопользования на железнодорожном транспорте // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2015. - № 12. - С. 100-103.

  4. Межох З.П., Долгачева И.Н. Комплексный риск-менеджмент как один из аспектов обеспечения безопасности транспортной железнодорожной компании // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2011. – № 2. – С. 46-53.

  5. Nikita A. Drozdov, Julia A. Tagiltseva, Elena L. Kuzina The Railway Enterprises Activity Environmental and Economic Results Planning // 2017 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering. – 2017.

Просмотров работы: 327