ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРИРОДООХРАННЫХ РЕШЕНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРИРОДООХРАННЫХ РЕШЕНИЙ

Кузина Е.Л. 1, Тагильцева Ю.А. 2, Уринов Ш.Х. 3
1д.э.н., кафедра «Менеджмент качества» Института пути, строительства и сооружений (ИПСС) Московского государственного университета путей сообщения имени Императора Николая II (МИИТ)
2ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (РГУПС) Ростов-на-Дону, Россия
3Институт пути, строительства и сооружений (ИПСС) Московского государственного университета путей сообщения имени Императора Николая II (МГУПС(МИИТ)) Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе функционирования железнодорожный транспорт, являясь источником повышенной опасности, оказывает существенное влияние на окружающую среду, загрязняет ее и наносит ущерб. Разработка инструментария управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте нацелено на поддержание всеобщей заинтересованности в уменьшении загрязнения и возможного ущерба окружающей среде с целью обеспечения эколого-экономической безопасности страны. [1] Основная задача развития системы природопользования на железнодорожном транспорте неразрывно должна быть связана с главной задачей экологии человека в целом, основой которой является поддержание равновесия внутри человечества и внешним миром, его средой. Эта задача может и должна быть решена как в глобальном масштабе, так и на всех территориальных уровнях. Каждый уровень ее решения имеет свои особенности, характеризуется определенным набором ограничений, возможностей и методов для достижения цели. [2]

Вместе с тем, нам бы хотелось обсудить вопрос влияния транспортных факторов на рынки Юга России и Крыма. Актуальность его не вызывает сомнений, особенно учитывая, что Южный регион расположен на пересечении важнейших транспортных путей, между двумя континентами.

Данные обстоятельства сформировали цель нашего исследования –раскрыть суть процесса управления в системе природопользования на железнодорожном транспорте Южного Федерального округа. Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:

- выделить основные проблемы функционирования системы железнодорожного транспорта юга страны;

- с использованием модели «морфологического ящика» сформировать основу развития системы природопользования на железнодорожном транспорте;

- провести оценку инвестиций в системе природопользования на железнодорожном транспорте с позиций необходимости обеспечения социо-эколого-экономической безопасности страны.

Результаты экономических реформ 90-х годов вызвали повышенный интерес к проблемам экономической безопасности в целом и, в особенности, обеспечения экономической и экологической безопасности под влиянием железнодорожного транспорта таких ученых, как Л.Абалкин, С.Глазьев, Б.Лапидус, Н.Терешина, Г.Бубнова, П.Куренков, В.Макеев, Е. Кузина и другие.

В рамках экономики Юга транспорт выступает одним из наиболее уязвимых мест, а реализация роли транспорта, и железнодорожного в том числе, в обеспечении экономической безопасности страны определяет необходимость повышения его мобилизационной готовности к работе в особых условиях.

Доля транспортной отрасли в экономике Юга России составляет порядка 9%. Транспортная инфраструктура южных регионов наиболее развита в сравнении с другими регионами страны. Как и южный регион, Крым обладает достаточно устаревшей транспортной инфраструктурой, которая требует инвестиционных вложений. Специалисты отмечают, что необходима модернизация Северо-Кавказской железной дороги. Если начнутся перебои на Северо-Кавказской железной дороге, то это отразиться на Юго-Восточной железной дороге, и на центре страны. В случае, если реконструкции не произойдет, то уже в краткосрочной перспективе дорожная сеть Ростовской области, Краснодарского края будет критически перегружена. К подобному транспортному коллапсу готовиться нужно уже сейчас, закладывая транспортную инфраструктуру этих двух регионов и разрабатывая инвестиционную политику.

Нельзя не сказать и о важном условии формирования и развития транспортной инфраструктуры Крымского полуострова. Крым богат рекреационными ресурсами и одним из основных направлений экономического развития этого региона есть и будет – туризм. Сохранение природного богатства, соблюдение экологических норм, обеспечение экологической безопасности и принятие грамотных управленческих природоохранных решений – это основные задачи, решение которых возложено на менеджеров транспортных предприятий. В этой связи формирование социо-эколого-экономической стратегии устойчивого развития системы природопользования на железнодорожном транспорте должно включать две составляющие, а именно, повышение эффективности его деятельности, рост прибыли и рентабельности и обеспечение экологически безопасного устойчивого развития территорий. Поэтому весьма актуальным становиться поиск именно той стратегии развития системы природопользования на железнодорожном транспорте, реализация которой возможна в условиях эффективного функционирования объектов железнодорожного транспорта.

Для рассмотрения стратегии развития системы природопользования на железнодорожном транспорте охарактеризуем ее как систему обеспечения эколого-экономической безопасности страны с помощью предприятий железнодорожной отрасли. При этом, рассмотрим ее как единое целое, во взаимосвязи и взаимозависимости двух подсистем - железнодорожного транспорта и окружающей среды.

Подсистема железнодорожного транспорта включает хозяйства грузовой и коммерческой работы, пассажирское, пригородное, перевозок, пути, вагонное, водоснабжения и водоотведения, электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики и др. Каждое хозяйство и все вместе они оказывают непосредственное влияние на компоненты подсистемы окружающей среды: климат, воздушный бассейн, почву, геологическую среду, водные объекты.

Для разработки организационно-технических мероприятий и повышения эффективности управленческих природоохранных решений по обеспечению эколого-экономической безопасности страны окружающую среду рассмотрим как составной элемент финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Для этого при принятии управленческих решений будем использовать морфологическую модель системы природопользования, суть которой раскрывает взаимосвязь производственных процессов, элементов, их составляющих, и компонентов окружающей среды. Каждое управленческое природоохранное решение, может быть выражено, графически, в виде кубика. Взаимосвязанные и взаимозависимые производственные процессы и элементы, их составляющие, и один из компонентов окружающей среды будут являться сторонами данного кубика (рис. 1). [3]

Рис. 1. Механизм принятия управленческих природоохранных решений в системе природопользования в железнодорожной отрасли

В хозяйственной деятельности подсистемы железнодорожного транспорта определим следующие производственные процессы: освоение новых видов услуг, производство работ, услуг; строительство; ремонт (модернизация); утилизация и восстановление, консервация и упаковка; контроль; хранение; управление; научные исследования и проектирование; транспортировка; обслуживание. А к элементам производственных процессов отнесем: финансовые средства, а также рабочую силу, сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, энергию, работы, услуги, тару, отходы производства; проекты, нематериальные активы, информацию; технологию; инновации; инвестиции; производственную зону; окружающую среда; инструменты, машины, механизмы, транспортные средства; вычислительную технику. Вместе с тем, атмосферный воздух; водные объекты; геологическая среда; почва; климат и микроклимат – это те компоненты окружающей среды, которые находятся в зоне функционирования железнодорожного транспорта и на которые оказывают воздействие объекты железнодорожного транспорта.

Иными словами управленческое природоохранное решение - это важнейший вид управленческого труда, а именно совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые направлены на реализацию эколого-экономических управленческих задач предприятия и обеспечение экономическими механизмами возмещения ущерба окружающей среде.

Особенности способа хозяйствования, а также установление права собственности на сооружаемые объекты оказывают воздействие на характер движущих сил развития системы природопользования на железнодорожном транспорте. В процессе принятия управленческих природоохранных решений огромную роль играет неуклонное стремление к достижению материальной выгоды, получению дохода, прибыли, увеличению капитала, стоимости.

Рассмотрим вопросы социо-эколого-экономической оценки инвестиций в системе природопользования на железнодорожном транспорте с позиций необходимости обеспечения экологической безопасности страны. Эффективное функционирование системы природопользования зависит, по нашему мнению, от оптимального использования основных направлений и эколого-экономических особенностей деятельности предприятий железнодорожного транспорта, к которым относятся:

- направления инвестиционной деятельности;

- структура инвестиционной деятельности;

- инвестиционная политика;

- механизмы и инструменты стимулирования экономического роста и мобилизации ресурсов;

- эколого-экономическая оценка природопользования объектов

железнодорожного транспорта.

Остановимся более подробно на каждом из направлений и сформулируем особенности подхода к экономической оценке экологической безопасности в системе природопользования на железнодорожном транспорте. В условиях, когда энергосырьевая направленность инвестиций приводит к деформации структуры национальной экономики, без инновационной направленности инвестиций невозможно обеспечить качественный экономический рост. Поскольку основной движущей силой экономического развития выступает научно-технический прогресс, то инновационное и природоохранное направления инвестиционной деятельности в железнодорожной отрасли становятся ключевыми.

Кардинально меняется структура инвестиционной природоохранной деятельности. Вместо традиционных направлений, ее структура определяется сокращением потерь и уменьшением негативного воздействия на компоненты окружающей среды, сохранением природных ресурсов и потенциала окружающей среды.

В отличие от традиционного подхода, когда инвестиционная деятельность опиралась на государственную поддержку и поддержку частных инвесторов, инвестиционная природоохранная политика в системе природопользования на железнодорожном транспорте направлена на осуществление ее за счет собственных источников, а также за счет сокращения расходов на устранение последствий негативного влияния на окружающую среду урбанизированных территорий. [4]

Совершенствование отношений собственности, рост доходов, прибыли, и собственного капитала, сокращение экологического ущерба, рост заинтересованности в обеспечении экологической безопасности и повышении эколого-экономической эффективности деятельности становятся основными механизмами и инструментами стимулирования экономического роста и повышения эффективности использования ресурсов в системе природопользования на железнодорожном транспорте.

К эколого-экономической оценке функционирования объектов при традиционном подходе, включающей расчет дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности и срока окупаемости проекта, в системе природопользования предлагается при принятии управленческих решений использовать такие показатели, как экономический показатель экологической безопасности природопользования и критерий эколого-экономической безопасности урбанизированных территорий.

В системе природопользования на железнодорожном транспорте выделим основные направления совершенствования экономической оценки экологической безопасности функционирования объектов: во-первых, формирование инвестиционных ресурсов для осуществления экономически эффективной и экологически безопасной хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта; во-вторых, получение эколого-экономического эффекта от сокращения ущерба окружающей среде и уменьшения негативного влияния на социальную подсистему; в-третьих, обеспечение социального эффекта на основе удовлетворения общественных потребностей в процессе экологически безопасной хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта в условиях окупаемости затрат на ее осуществление; в-четвертых, определение социо-эколого-экономического эффективности в качестве критерия экономической оценки экологической безопасности функционирования железнодорожного транспорта. [5]

Таким образом, достижения научно-технической мысли без вложения средств не могут быть реализованы и отражают взаимосвязь и взаимозависимость природоохранных инноваций и инвестиций в системе природопользования на железнодорожном транспорте. Стратегия инвестиционной природоохранной деятельности должна иметь своей целью получение социо-эколого-экономического эффекта от сокращения ущерба окружающей среде и рост эколого-экономической эффективности, определение которой предлагается вести, исходя из абсолютного экономического показателя экологической безопасности природопользования, с помощью критерия экономической оценки экологической безопасности функционирования объектов железнодорожного транспорта.

В этой связи моделирование социо-эколого-экономической стратегии железнодорожного транспорта нам представляется целесообразным произвести на базе модели эколого-экономической развития как совокупности управленческих решений с учетом отмеченных функций транспортной инфраструктуры.

При этом в качестве элементов стратегии мы не будем разделять экономические и экологические управленческие решения, а определим их в единое целое: управленческие природоохранные решения, которые направлены на обеспечение транспортного предприятия техническими средствами, предназначенными для очистки отходящих газов, сточных вод, утилизации и обезвреживания отходов и т.п., а также на обеспечение финансовыми механизмами возмещения ущерба окружающей среде. Соответственно, взаимосвязь эколого-экономических управленческих решений обеспечит механизм взаимодействия экономической, экологической и природоохранной систем предприятия железнодорожного транспорта.

Таким образом, в первую очередь стратегия развития предприятия железнодорожного транспорта и комплекс принятых для обеспечения этой стратегии управленческих природоохранных решений должны ориентироваться на сопряженность, соразмерность, сбалансированность природного и производственного потенциалов предприятия, сохранение качественной среды обитания при оптимальной структуре издержек предприятий железнодорожной отрасли.

Список литературы:

1. Пехтерев Ф.С. Потенциал и стратегические приоритеты развития транспортной инфраструктуры Южного Кавказа и Каспийского региона // Железнодорожный транспорт, 2010, № 11. – С. 23-26.

2. Лапидус Б.М., Терешина Н.П., Кожевников Р.А. Оценка влияния железнодорожного транспорта на обеспечение экономической безопасности России // Железнодорожный транспорт, 2001, № 1. – С. 15-21.

3. Кузина Е.Л. Моделирование эколого-экономической оценки хозяйственной деятельности системы железнодорожного транспорта // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2010. Т. 1. № 41. С. 124-133.

4. Дроздов Н.А. Обоснование актуальности разработки системы управления развитием природопользования на железнодорожном транспорте // Современные тенденции развития и перспективывнедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике Материалы II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 167-169.

5. Кузина Е.Л., Дроздов Н.А., Кравченко Д.В., Слепцова О.С. Стратегия роста эколого-экономической эффективности на железнодорожном транспорте // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016.№ 2 (69). С. 20-24.

Просмотров работы: 263