ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Кондрашов А.В. 1, Кузина Е.Л. 1
1Института пути, строительства и сооружений (ИПСС) Московского государственного университета путей сообщения имени Императора Николая II (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей признано ка бизнес-процесс. В научной литературе отделяют три главные категории бизнес-процессов: сквозные (межфункциональные) бизнес-процессы, проходящие через определенное количество разделов фирмы или через всю компанию; бизнес процессы отделов (внутри функциональные), работа которых урезана границами одного функционального отдела фирмы; операции (функции) низшей степени декомпозиции работы компании, в основном, функции исполняются одним сотрудником.

Эффективная работа компании гарантируется скоординированной работой в ней бизнес-процессов. Они занимают важную позицию в организации слаженной структуры фирмы, менеджмента, формируют основания конкурентоспособности, позитивного делового имиджа, содействуют увеличению производительности работы и прибыльности фирмы. Воздействие бизнес-процессов на действенность работы промышленной компании находится в зависимости от некоторых критериев:

- тип бизнес-процесса;

- наличие позитивных параметрических оценок бизнес-процессов;

- эксплуатирование средств, для осуществления бизнес-процессов.

Когда бизнес-процессы являются сквозными, то они непосредственно оказывают влияние на некоторое количество отделов фирмы или всю фирму. Кроме того, величина влияние является существенной. Внутрифункциональные бизнес-процессы оказывают влияние на один отдел фирмы, но в целом его воздействие на фирму является несущественным.

Таким образом, позитивные перемены в масштабах некоторого отдела не всегда содействует изменениям показателей работы компании. Функции низшего уровня практически не оказывают влияние на показатели деятельности фирмы, а воздействуют на конкретный бизнес-процесс.[1] Несмотря на это, плохое качество деятельности играет роль в уровни конкурентоспособности фирмы, в общем. Следовательно, действенность бизнес-процессов низшего уровня на сегодняшний день является главным из аспектов эффективной работы фирмы в будущем. Внутрифункциональные бизнес-процессы оказывают среднее влияние на итоги работы, а сквозные - существенные.

Конечный итог деятельности оказывается на внешнем рынке у потребителей. Они оплачивают приобретенный продукт, услугу. Финансы возвращаются на фирму в виде поощрения за итоги работы. Там они разделяются на две части: изготовление и фонд формирования и стимулирования.

Рычаги влияния подразделяется на три вида: финансовый (выручка, прибыль, ставки рефинансирования, уценка), экономический (стоимость, виды расчетов, степень производительности труда, затраты, управленческий персонал) и производственный (технология, станки, перевозки, производственно-технические сотрудники), как показано на рисунке 1.

Воздействие бизнес-процессов на действенность работы промышленного предприятия исполняется при помощи: нормативно правовых обеспечений, указов, распоряжений, учредительной документации, инструкций, информационных обеспечений вторичной и первичной информации, отбора и анализа, которые способна реализовывать промышленная фирма.

Также различают способы координирования, включающиеся в себя проектирование, прогноз, обложение налогом, организацию расчетов, финансовое побуждение, связи с контрагентом, денежного инструментария, конкретного фактора воздействия бизнес-процессов на действенность работы предприятия, как итог использования рычагов.[2]

Рис. 1 – Рычаги влияния на управление качеством бизнес-процессов функционирования предприятий

Бизнес-процесс так же, как и иные процессы, обладает определенными характеристиками через построение которых, имеется возможность координировать его процессами. Для оценки эффективности бизнес-процессов исследователями используются, как правило, качественные и количественные показатели, соответственно под критериями оценки эффективности бизнес-процессов понимают количественную и качественную характеристику бизнес-процесса, которая выступает основанием для его оценки.

В связи с этим возникает необходимость правильного выбора показателей оценки бизнес-процессов, которыми оперирует как участник, так и владелец бизнес-процесса, и с помощью которых в дальнейшем будет возможна компетентная оценка эффективности последних. Исследование показало, что количество показателей эффективности бизнес-процессов определяется его видом и сложностью по ряду определенных характеристик, а также требуемой точностью оценки, целью исследования и другими внешними факторами.[3]

Для оперативной оценки состояния исследуемых бизнес-процессов и комплексного заключения отдела менеджмента компаний о выборе необходимых мероприятий, направленных на исключение недостатков процессов, следует использовать экспресс-анализ.[4] Данный метод анализа фактически можно отнести к числу новых методов диагностики бизнес-процессов. Особенность данного метода выражена в принципиальном изменении подхода к анализу и диагностике бизнес-процессов. Согласно данному подходу следует изменить неконкретные качественные методы оценки и сложно структурированные математические методы моделирования и анализа на быстрый и доступный метод факторной оценки исследуемых бизнес-процессов. Основой данного анализа должны быть определенные принципы и методы анализа бизнес-процессов.

В аналитических исследованиях бизнес-процессов широкое применение получили следующие методы:

- методы моделирования, к которым относятся методы SADT (Structured Analysis & Design Techniques) - структурного анализа и технологии проектирования моделей, объектно-ориентированного моделирования;

- метод попроцессного анализа стоимости бизнес-процессов (метод ФСА – функционально-стоимостной анализ и др.);

- метод анализа ключевых показателей.

Наиболее широкое применение для оценки эффективности бизнес-процессов получил коэффициентный метод оценки, основанный на расчете коэффициентов по показателям бизнес-процессов, которые рассчитаны в таблице 1.

Применение коэффициентного метода оценки эффективности бизнес-процессов возможно и для оценки эффективности управления организацией в целом.[5] Кроме того, данный метод оценки применим и для моделирования процессов, на основе использования методики SADT. В данном методе количественными показателями оценки бизнес-процессов являются коэффициенты:

- сложности, как отношение количества имеющихся уровней в модели бизнес-процессов. Такой показатель отражает число уровней в модели бизнес-процессов на количество процессов. Данный показатель позволяет определить сложность иерархической структуры бизнес-процессов;

- процессности, который позволяет учесть, сколько «разрывов» в причинно-следственной связи между бизнес-процессами приходится на сумму

Таблица 1

Расчет и нормативные значения показателей эффективности бизнес-процессов

Показатели эффективности бизнес-процессов

Коэффициент

Формула расчета коэффициента

Нормативное значение коэффициента

Сложность

 

=/

≤ 0,66

Процессность

 

=/

< 1

Контролируемость

 

=СП/

= 1

Ресурсоемкость

 

=Р/

< 1

Регулируемость

 

=/

≥ 1

классов процесса. Использование данного показателя позволяет охарактеризовать бизнес-процесс либо процессным, либо проблемным;

- контролируемости – определяет отношение числа классов бизнес-процесса на количество собственников процесса. Коэффициент контролируемости позволяет охарактеризовать эффективность управления бизнес-процессами, принадлежащими и управляемыми собственниками процессов;

- ресурсоемкости – относит количество используемых в бизнес-процессах ресурсов на полученные результаты реализации бизнес-процессов. Такой показатель позволяет наиболее четко отразить эффективность использования ресурсов в рамках конкретного бизнес-процесса. Данное соотношение числа используемых ресурсов и суммы полученных результатов их применения по классам бизнес-процессов отражает, насколько эффективно или нет данное использование;

- регулируемости – определяет, как соотносятся количество используемой регламентной документации в бизнес-процессах и количество классов в бизнес-процессах. Использование данного показателя позволяет отразить регулируемость по анализируемым бизнес-процессам. Такой показатель определяет, является ли исследуемый бизнес-процесс регулируемым или нерегулируемым нормативными регламентами.

В сумме показатели эффективности бизнес-процессов должны соответствовать данному нормативному значению: 1≤>2,86.

В случае превышения полученного значения суммы коэффициентов более единицы, можно утверждать об эффективности анализируемого бизнес-процесса. Если полученная сумма коэффициентов меньше единицы, анализируемый бизнес-процесс неэффективен.

Большой популярностью пользуется методика применения методологии SADT в оценке бизнес-процессов. Данная методика оценки эффективности бизнес-процессов основана на использовании методологии SADT, применении стандартов моделирования IDEF и DFD. Главным признаком методологии структурного анализа и проектирования бизнес-процессов является наличие иерархической структуры моделирования, что учитывается на основе использования показателя, отображающего глубину иерархии модели процессов.[6] Характерной особенностью методологии моделирования является наличие обособленных, выделенных элементов, к числу которых относятся используемые ресурсы и управляющее воздействие.[7] Важность проведения данного расчета обусловлена использованием при расчете эффективности бизнес-процессов двух показателей, их количественных значений по элементам модели процессов, в частности по ресурсам и управленческому воздействию.

Следовательно, при проведении анализа бизнес-процессов на основе данной методики, возможно, установить наличие и общее количество составляющих элементов в процессе.

Список литературы

  1. Шапагатов С. Р., Карцева Н. С., Валиуллова Р. И., Батанова М. В. Система оценки эффективности бизнес-процессов промышленного предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 541-547;

  2. Дубинина Н.А. Показатели оценки бизнес-процессов предприятия. Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. Выпуск 2(29) 2016, стр. 179-189;

  3. Лосев В.С. Козерод Л.А. Оценка эффективности управления бизнес-процессами промышленного предприятия.

http://pnu.edu.ru/media/vestnik/articles/675.pdf. (дата обращения 03.03.2017);

  1. Тараскина Ю.В. Показатели бизнес-процессов, как основа оценки эффективности деятельности организации

http://vestnik.astu.org/Content/UserImages/file/economics_2015_4/02.pdf (дата обращения 04.03.2017)

  1. Kuzina E.L., Tagilceva U.A. Development strategy of environmental management in railway transport. - Сборник трудов Второй международной научной конференции «С того берега: лондонские дневники по экономике, маркетингу, финансам, бизнесу и инновациям». – Великобритания, Лондон, 2016.

  2. Кузина Е.Л., Тагильцева Ю.А., Кузина М.А. Приоритет общественной безопасности в управлении. - Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. Научно-практический журнал. - № 2(69). - 2016. – С. 16-19.

7. Рогов А.А., Елисеев А.Н. Экспертные методы оценки безопасности систем транспортной инфраструктуры. - М., Ежемесячный научно-практический журнал «Качество. Инновации. Образование», № 8-10 (135-137), август-октябрь 2016. – С. 191-194.

Просмотров работы: 398