Составление плана природоохранных мероприятий на железнодорожном транспорте.
Планирование затрат на природоохранную деятельность предприятия железнодорожного транспорта.
Расчет влияния риска и оценка нормы дисконтирования.
Расчет эффективности планируемого природоохранного мероприятия в соответствии с заявленным критерием.
План природоохранных мероприятий имеет определенную структуру и составляется по определенной форме. В статье в качестве примера приводится такой раздел плана, как «План природоохранных мероприятий по обращению с отходами производства и потребления». Прежде всего, обозначим задачи, которые необходимо выполнить в рамках составления плана:
составление перечня природоохранных мероприятий;
назначение календарных сроков реализации мероприятий;
оценка объема капитальных и эксплуатационных затрат, необходимых на реализацию мероприятий.
Итак, составим перечень природоохранных мероприятий в рамках планирования плановой программы по обращению с отходами производства и потребления (см. табл. 1).
Таблица 1 – Перечень природоохранных мероприятий по планированию повышения эколого-экономической эффективности обращения с отходами производства и потребления
№ п/п |
Содержание мероприятия |
Экологический эффект |
1 |
Разработка и согласование паспортов на опасные отходы. |
Нормирование выработки отходов, нормирование максимального количества выработки отходов |
2 |
Внедрение установок переработки отходов |
Переработка отходов и получение рентабельных товаров из отходов для перепродажи |
3 |
Обезвреживание отходов 3 и 4 класса опасности |
Сокращение сброса вредных отходов в почву, водоемы и на прилегающие территории |
4 |
Внедрение раздельного сбора отходов |
Дифференциация отходов с целью их переработки |
5 |
Внедрение малоотходных и безотходных технологий |
Снижение общего количества производства отходов |
Следующий шаг – назначение календарных сроков реализации планов. Стратегические программы лучше назначать на срок 5-15 лет [2]. Составим диаграмму Ганта для приведенных природоохранных мероприятий. Для этого отразим в календарном графике планируемые мероприятия и сроки их реализации. После чего, определим какие мероприятия (задачи) являются предшествующими по отношению к другим (см. рис. 1). После этого построим линейную диаграмму Ганта, на которой отобразим зависимости одних мероприятий от других (см. рис. 2).
Рис. 1. Календарный график учета природоохранных мероприятий в рамках плановой программы
Рис. 2. Диаграмма Ганта для планируемых мероприятий
После построения диаграммы Ганта, а также составления календарного графика запланированных природоохранных мероприятий, определим их эффективность с учетом критерия эффективности, разработанного автором [3]. Приведем ниже его полную формулу:
, (1)
где S1,S2 – соответственно ущербы окружающей среде, наносимые загрязняющими факторами природопользователя до и после реализации природоохранных мероприятий, руб.;
К – капитальные вложения (инвестиции) природопользователя в соответствующие природоохранные мероприятия, руб.;
n1 – гарантированный срок реализации природоохранных мероприятий при неизменной их эффективности, лет;
Э – эксплуатационные расходы на реализацию соответствующих природоохранных мероприятий, руб.;
n2 – период обслуживания природоохранных мероприятий, лет;
P – плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее, руб.;
R1, R2 – коэффициенты риска, прогнозируемые в соответствии с приведенной методикой экспертных оценок;
r – коэффициент дисконтирования, прогнозируемый в соответствии с приведенной методикой экспертных оценок [4].
Рассмотрим применение данного коэффициента к расчету эколого-экономической эффективности планируемого внедрения установок переработки отходов на Северо-Кавказской железной дороге. При этом:
Разность ущербов (S1-S2) до и после применения природоохранного мероприятия составит 2000 млн. руб. или 200 млн. руб. в год.
Капитальные вложения (инвестиции) К составят 1500 млн. руб., что равняется 150 млн. руб. ежегодно.
Эксплуатационные расходы составят 10 % от размера капитальных вложений Э = 1500*0,1 = 150 млн. руб., что равняется 15 млн. руб. ежегодно.
Срок реализации мероприятий (n1,n2) составят в обоих случаях 10 лет.
Размер природоохранных платежей учтен частично в себестоимости продукции, частично вычитается из прибыли и составляет 16,4 млн. руб + 1,7 млн.руб. = 18,1 млн. руб. в 2015 году.
R1 и R2 в данном случае являются равными 20%, ставка дисконтирования r равна 15%.
Таким образом, получаем:
(1-R1)rK/n1 за один год = 0,8*0,85K = 0,68K=0,68*150 = 102 млн. руб.
(1-R2)Э/n2 = 0,8*15 млн. руб. = 12 млн. руб.
Таким образом, размер реальных инвестиций сократится до 102 млн. руб. в год, а эксплуатационных затрат – 12 млн. руб.
Теперь можно рассчитать коэффициент эффективности планирования природоохранных мероприятий:
= 1,4
Как можно наблюдать, коэффициент является большим единицы даже с учетом рисков и дисконтирования, следовательно запланированное мероприятие, рассчитанное на 10 лет является эффективным экономически и экологически.
Итак, в статье была приведена методика составления плана повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий в системе природопользования на железнодорожном транспорте. Она включает в себя планирование природоохранных мероприятий, учет в плане временных сроков и последовательности выполнения планируемых мероприятий, расчет эффективности планируемого природоохранного мероприятий с точки зрения соотнесения затрат и получения эколого-экономического результата.
Список литературы:
Кузина Е.Л., Дроздов Н.А. Стратегическое планирование в системе природопользования на железнодорожном транспорте // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2014. - № 4. - С. 60-65.
Кузина, Е.Л. Эколого-экономическое обоснование принятия решений по устойчивому развитию урбанизированных территорий в зонах функционирования системы железнодорожного транспорта: монография / Е.Л. Кузина, Рост. гос. строит. ун-т. – Ростов-на-Дону, 2010. – 152 с.
Дроздов Н.А. Экономико-математические методы в планировании в системе природопользования на железнодорожном транспорте // Труды международной научно-практической конференции «транспорт-2015» ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения». -2015. - С. 87-89.
Nikita A. Drozdov, Julia A. Tagiltseva, Elena L. Kuzina The Railway Enterprises Activity Environmental and Economic Results Planning // 2017 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering. – 2017.
7