ДОГОВОРЫ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ТУРИЗМЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДОГОВОРЫ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ТУРИЗМЕ

Докукина А.С. 1, Матвеева А.О. 2
1ОГУ И.С Тургенева
2Орловский государственный университет И.С Тургенева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Туризм – один из самых жизнеспособных и быстрорастущих экономических секторов, однако он очень уязвим к существующим рискам и последствиям прошлых негативных событий. Сектор как таковой должен продолжать сотрудничать с правительствами и заинтересованными сторонами, чтобы свести риски к минимуму, эффективно на них реагировать и заручиться доверием путешественников», – заявил Генеральный секретарь UNWTO (Всемирная туристическая организация)ТалебРифаи[6].

Как утверждал Роберт Кийосаки: «Страховка – очень важное средство в жизненном плане любого человека. Проблема со страховкой в том, что ее нельзя купить тогда, когда она нужна. Надо предвидеть то, что тебе понадобится, и купить это, надеясь, что это тебе никогда не понадобится».

Действительно, страховые случаи, понятия, законы и значение гражданского страхования стоят отдельного внимания. Важно не просто понимать, что отражает своим содержанием договор страхования гражданской ответственности, но также различать особенности, которые присущи тому или иному страховому случаю или виду страхования.

Туристские поездки всегда связаны с рядом личных, а также имущественных рисков. Посетители жарких страх рискуют обзавестись опасным заболеванием, потерять собственный багаж. Авиаперелет можно назвать сплошным риском, учитывая состояние воздушного пространства и обилие аварий на этом направлении. Эти риски необязательно должны быть в договоре о страховании ответственности, но вполне могут стать дополнением общего списка, если турист решит отдельно застраховать свою жизнь. Следовательно, важнейшим элементом экономических отношений и эффективным способом возмещения ущерба является страхование.

При реализации тура туроператоры и турагентства обязаны предоставлять туристам всю исчерпывающую информацию, медико-санитарные правила. Эти требования должны в обязательном порядке доводиться до сведения клиентов до начала поездки. Но собираясь в путешествие потенциальные туристы, прежде всего, думают о предстоящем отдыхе, а не о негативных последствиях, которые могут встретиться на пути путешествующего, поэтому страховая защита необходима каждому туристу [5].

Невольно вспоминаются слова А.П. Чехова: «Не один моральный долг, но и простой личный расчет должен побудить всех к страхованию жизни».

Страхование туристов является одним из установившихся правил туристского рынка. Из выше сказанного, можно заключить, что страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Рисунок 1 Страхование ответственности туроператоров

Взаимоотношения между турфирмами и страховыми компаниями строятся на основании договоров страхования. Задачей турфирмы является правильный выбор надежной страховой компании, действующей не менее трех лет и имеющий лицензию на осуществление страховой деятельности по интересующим видам страхования. В России услуги по страхованию путешественников предлагают более 150 страховых компаний, включая региональные представительства крупных страховщиков. Для туриста бывает довольно проблематично определить, какая из компаний надежная. В случае если правила страхования, указанные в полисе, туманны и противоречивы (например, могут быть приведены правила добровольного медицинского страхования, которое не имеет абсолютно никакого отношения к рисковым видам страхования выезжающих за рубеж), а покрытие самих медицинских расходов весьма ограниченно, то с такой страховой компанией лучше дела не иметь [5].

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков [3].

Страхование в сфере туризма классифицируется на обязательное и добровольное, согласно п. 2 ст. 3 гл. 1.Условия, порядок и конкретные виды обязательного страхования определены ст. 4. К основным видам обязательного страхования в туризме относятся:

а) субъекты страхования;

б) объекты, подлежащие страхованию;

в) перечень страховых случаев;

г) минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения и другие.

Глава 6 указывает на объекты страхования гражданской ответственности имущественного характера, связанные с:

а) риском наступления ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, имуществу юридических лиц, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации или Российской Федерации;

б) риском наступления ответственности за нарушение договора[3].

Применительно к туристской отрасли, например:

  • страхование туриста и его имущества, в том числе страхование жизни и здоровья (медицинское страхование);

  • страхование профессиональной ответственности;

  • страхование риска турфирм.

  • страхование на случай задержки транспорта;

  • страхование на случай плохой погоды во время нахождения застрахованных лиц на отдыхе;

  • страхование от не предоставления или ненадлежащего предоставления туристских услуг, указанных в путевке (ваучере);

  • страхование от невыдачи въездной визы;

  • страхование личного транспортного средства («автомобильная ассистанция»).

Необходимо отметить, что данные виды страхования являются добровольными, следовательно, их оформление зависит от воли туриста. Страхование осуществляется на базе конкретных правил, которые указываются в договоре страхования. При заключении договора страхования страхователь (застрахованный) получает соответствующий полис страхования.Полис страхования путешественников обеспечивает надежную защиту от широкого спектра рисков, начиная с затрат на лечение и заканчивая гражданской ответственностью, потерей багажа и даже отменой поездки.

Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ (действующая редакция, 2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» должны иметь финансовое обеспечение. В соответствии с этим операторы несут прямую ответственность за ущерб, который может быть нанесен туристам в гостинице и во время оказания других услуг. В некоторых случаях, когда в результате действия или бездействия принимающей компании клиенту причиняется серьезный вред, деятельность туроператора может быть прекращена.

Соответственно, финансовое обеспечение представляет собой либо договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, либо банковская гарантия исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта [4].

Требования к предоставляемому финансовому обеспечению, размер и сроки действия финансового обеспечения, а также основания и порядок выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии прописываются в главе VII Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Для туроператоров Федеральный закон содержит существенный плюс: договор страхования ответственности туроператора не может быть расторгнут досрочно. Прежде всего, это дает туроператору определенные гарантии и тем самым обеспечивает стабильность в его деятельности. Ведь наличие финансового обеспечения является непременным условием для внесения туроператора в федеральный реестр туроператоров и, следовательно, возможностью туроператора осуществлять свою деятельность.

Статья 17.1 закона № 132-ФЗ гласит: «Договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами» [1].

В случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 закона № 132-ФЗ, финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта:

– возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;

– выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания (далее « расходы по эвакуации).

Согласно статье 17.2 закона № 132-ФЗ размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее:

– 500 тысяч рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма;

– 30 миллионов рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации в этой сфере туристского продукта, составляют не более 250 миллионов рублей, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма и применяющих упрощенную систему налогообложения;

– двенадцати процентов объема денежных средств, полученных от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, « для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации в этой сфере туристского продукта, составляют более 250 миллионов рублей, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации [1].

Соответственно срок действия финансового обеспечения составляет не менее одного года. Туроператор имеет право получить финансовое обеспечение на новый срок не позднее трёх месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения.

При этом, финансовое обеспечение не требуется только в двух случаях. Во-первых, для организаций, которые осуществляют экскурсионное обслуживание на территории России не более 24 часов подряд. Во-вторых, для государственных и муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих свою деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государственным ценам в целях решения социальных задач.

На фоне изменения геополитической ситуации, изменения предпочтений российских туристов (приоритетным стал внутренний туризм), совершенствования правового обеспечения туристской деятельности возникла потребность в изменении законодательства. В результате принят Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность». Нововведения являются действительно кардинальными и способны существенно изменить туристский рынок, сложившийся в последние годы.

Для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам объединение туроператоров в сфере выездного туризма формирует резервный фонд в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 11.4 резервный фонд является обособленным имуществом, принадлежащим объединению туроператоров в сфере выездного туризма на праве собственности. Резервный фонд формируется за счет взносов туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма. Указанные взносы перечисляются в денежной форме в следующих размерах:

  • 50 тысяч рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тысяч туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 миллионов рублей;

  • 100 тысяч рублей–для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тысяч туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части;

  • 300 тысяч рублей–для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тысяч туристов, но не более чем 500 тысяч туристов включительно;

  • 500 тысяч рублей–для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тысяч туристов.

Кроме того в законе определено, что соответствующий взнос должен перечисляться в резервный фонд ежегодно в течение 15 дней с даты опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности или ее представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, но не позднее чем 15 апреля текущего года.

Туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма, а также туроператор или юридическое лицо, ранее не осуществлявшие туроператорской деятельности в сфере выездного туризма, при вступлении в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма уплачивают вступительный взнос в резервный фонд в размере 100 тысяч рублей.

Туроператор вправе отнести затраты, связанные с уплатой взносов в резервный фонд, на себестоимость туристского продукта.

Расходование средств резервного фонда на цели, не предусмотренные настоящей статьей, в том числе на выплату или возврат взносов членам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, не допускается.

Прекращение членства туроператора в этом объединении не является основанием для прекращения расходования средств на цели, предусмотренные настоящей статьей [2].

В результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в случае если это является существенным нарушением условий договора, то основанием для выплаты страхового возмещения (уплаты денежной суммы по банковской гарантии) является факт установления обязанности туроператора возместить туристу реальный ущерб. К существенным нарушениям относятся, прежде всего, неисполнение обязательств по оказанию туристу услуг по перевозке и размещению, а также наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая нарушения требований к качеству и безопасности.

В 2007 году был веден Единый федеральный реестр туроператоров, который выступает в качестве одной из составляющих механизма контроля за рынком туристских услуг, и в частности, за наличием у туроператоров финансовых гарантий. В реестр занесены те организации, которые предоставили финансовые гарантии, а, следовательно, они вправе на законных основаниях заниматься туроператорской деятельностью. Существенно изменились методы государственного регулирования туристской деятельности. Единый федеральный реестр туроператоров становится новым методом государственного регулирования рынка туризма. Следовательно, законодательная база направлена на регулирование мер по удовлетворению нужд потерпевшего за счет виновного лица [5].

Согласно ст. 17.2. закона № 49-ФЗ размер финансового обеспечения ответственности туроператора определяется договором или договорами страхования ответственности туроператора и (или) банковской гарантией или банковскими гарантиями и не может быть меньше:

  • 500 тысяч рублей–для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма;

  • трех процентов (на 2016 год), с 2017 года пяти процентов общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма, но не менее чем 50 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором части второй статьи 11.4 настоящего Федерального закона;

  • 10 миллионов рублей –для туроператоров, указанных в абзаце втором части второй статьи 11.4 настоящего Федерального закона.

Туроператоры, не осуществлявшие в предыдущем году деятельности в сфере выездного туризма, а также юридические лица, намеренные осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и ранее не осуществлявшие такой деятельности, должны иметь финансовое обеспечение ответственности туроператора в размере не менее чем 50 миллионов рублей.

В случае, если туроператор осуществляет туроператорскую деятельность в нескольких сферах туризма, применяется наибольший размер финансового обеспечения ответственности туроператора.

Статья 17.4 прямо указывает на обязанность страховщика выплатить страховое возмещение по договору страхования ответственности туроператора по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика, заключивших договор о реализации туристского продукта, при наступлении страхового случая.

Гарант обязан уплатить денежную сумму по банковской гарантии по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика, заключивших договор о реализации туристского продукта, в случае отказа туроператора возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта [2].

Однако к недостатку института финансового обеспечения в туризме стоит отнести то, что он распространяется только на туроператоров. В настоящее время турагенты не обязаны оплачивать финансовые гарантии, не получать лицензию и не существует государственного реестра турагентов. Тем самым турагентский рынок выведен из-под контроля со стороны государства, что создает угрозу увеличения числа недобросовестных турагентсв. Еще одним недостатком института финансового обеспечения является сложный механизм получения туристами денежных средств, при неисполнении туроператором своих обязательств. О том, какие именно риски должны обеспечить банковская гарантия и страхование гражданской ответственности, прописывается в конкретных договорах. Сведения о порядке и сроках предъявления туристом претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора также должны устанавливаться договором.

Таким образом, страхование в международном и российском туризме представляет собой основную форму обеспечения страховыми компаниями безопасности туристов в стране временного пребывания, призванную при наступлении страховых случаев компенсировать возможный вред, нанесенный здоровью или имуществу туристов, за счет уплачиваемых ими страховых взносов. Потребители туристских услуг, в целях собственной безопасности, должны уметь пользоваться правовыми нормативными актами.

В заключении считаем целесообразным обратиться к высказыванию сэра Уинстона Черчиля:«Если бы все могло быть по-моему, то я написал бы слово «страхование» на воротах каждого дома и в ежедневнике каждого человека, поскольку я уверен, что такая небольшая жертва уберегает семьи от катастроф, которые в противном случае навсегда бы их погубили. Мы обязаны страховать не только человеческое счастье, но также здоровье и силу, которых можно лишиться, если с кормильцем семьи что-то произойдет и хрупкий корабль, на котором плывет счастливая семья, неожиданно пойдет ко дну…».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.consultant.ru: Дата обращения (1.02.2017)

  2. Федеральный Закон от 2 марта 2016 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www.consultant.ru: Дата обращения: (1.02.17)

  3. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www.consultant.ru: Дата обращения: (1.02.2017)

  4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (действующая редакция, 2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www.consultant.ru: Дата обращения: (1.02.17).

  5. Финансовое обеспечение деятельности туроператора [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // isfic.info: Дата обращения: (1.02.17)

6. Договор страхования гражданской ответственности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // prostrahovanie24.ru: (Дата обращения: 1.02.17)

Просмотров работы: 549