Таким образом, была создана специальная программа на проведение образовательных изменений и проведение мероприятий в решении данной проблемы.
В программу повышения финансовой грамотности программу заложены цели, в которых указывается порядок мер, направленных на воссоздание у населения должного поведения для принятия денежных вопросов, которые касаются поднятия услуг и личных средств людей.
В рамках Национальной программы граждане России должны выполнять следующие требования:
- эффективно управлять личными средствами;
- рассчитывать расходы и доходы домохозяйства, планировать в краткосрочной и долгосрочной перспективе, составлять финансовый план для личных нужд;
- оптимизировать соотношения между собственными сбережениями и потреблением;
- быть осведомленным в особенностях разных услуг, исследовать ситуации на денежных рынках;
- принимать обоснованные решения, касающиеся продуктов и услуг, осознавать ответственность за принятые решения;
- осуществлять долгосрочные и пенсионные накопления.
Исходя из вышеуказанных критериев, были намечены такие задачи:
- разработать доступные информационно-познавательные ресурсы для управления личными средствами, способами их защиты и повышения осведомленности в данных вопросах;
- обратить внимание людей на проблему безграмотности в денежной сфере, просветить и проконсультировать в области оказания такого рода услуг, ведь проблема финансовой грамотности заслуживает отдельного внимания со стороны государства и проживающих в нем людей;
- спланировать и совершенствовать системы просвещения и образования по инвестиционному и валютному рынков;
- адекватно оценить поведение и образованность людей.
Для развития образования людей уже сделано много: созданы социальные ролики, открыты горячие линии, созданы просветительские сайты, изданы информативные материалы и документы и так далее.
Также во многих областях проводятся и планируются обучающие часы, включающие краткие курсы, семинары, практикумы, обсуждение и разбор различных ситуаций и другое.
В учреждениях социальной защиты населения есть доступ к информации, материалам и тематического характера роликам, способствующие появлению новых знаний у людей.
Также ведется работа и в образовательных учреждениях, так как сегодня это дети, а завтра это: заемщики, плательщики налогов и вкладчики. Поэтому знания надо давать уже в раннем возрасте по данным вопросам. Для реализации знаний, применяются учебники, пособия и электронные ресурсы по данной теме.
Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком.
Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам.
Проект реализуется при взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Центральным Банком Российской Федерации, Министерством образования и науки РФ, Министерством экономического развития РФ, другими ведомствами и организациями.
Целевые группы Проекта - Школьники и студенты – будущее экономически активное население и взрослое население – активные и потенциальные пользователи финансовых услуг.
Одним из ключевых направлений реализации совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (далее - Проект) является формирование базовых знаний и навыков населения в области финансовой грамотности, а также разработка и дальнейшее безвозмездное предоставление образовательных материалов неограниченному кругу лиц.В этой связи в рамках реализации Проекта разработан комплект учебно-методических материалов по повышению финансовой грамотности для школ (по ступеням образования: 2-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классы), учреждений профессионального образования, а также детских домов и интернатов.
В России такая активность имеет существенный сдерживающий фактор в виде недоверия населения к финансовым институтам в целом. Это недоверие базируется на накопленном опыте финансовых потерь на первых этапах формирования финансовых институтов в нашей стране и на старом советском опыте, когда финансовая система не нуждалась в прозрачности, а рыночные механизмы не работали. Преодоление этого недоверия также во многом зависит от уровня финансовой грамотности населения.
Под финансовой грамотностью населения принято понимать:
1) умение жить по средствам, не залезать в излишние, непосильные долги. Это означает не полный отказ от использования кредитов, а хорошее планирование кредитования;
2) планирование своих будущих доходов и расходов, для чего желательно вести их ежемесячный учет;
3) знание тех финансовых вопросов, которые непосредственно касаются личных финансов (пенсионное обеспечение, страхование, налогообложение и т.д.).
Программа повышения финансовой грамотности стартовала в России в 2011 г. Реализация программы рассчитана на пять лет, она предусматривает два этапа. На первом этапе запущены несколько пилотных проектов в ряде регионов РФ — Тверской, Калининградской и Волгоградской областях. Всего для реализации пилотных мероприятий будут отобраны 11—12 регионов. Задачей данной программы является повышение финансовой грамотности российских граждан, причем основной акцент делается на школьниках и студентах вузов, а также на потенциальных и активных потребителях базовых финансовых услуг с низким и средним уровнями дохода. Кроме того, планируется достичь повышения качества защиты прав потребителей финансовых услуг. Программа финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов пилотных регионов, а также кредита МБРР1.
Выделяются следующие основные направления повышения финансовой грамотности населения в России:
1) мониторинг и оценка финансовой грамотности населения;
2) подготовка кадров для реализации программы повышения финансовой грамотности населения;
3) разработка и внедрение курса финансовой грамотности в школьные программы;
4) разработка и внедрение курса финансовой грамотности населения в неэкономических вузах;
5) разработка и реализация программ повышения финансовой грамотности населения как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями при финансовом обеспечении из различных источников; такие программы, как правило, должны ориентироваться на определенные целевые аудитории (например, женщин, студентов, безработных, мигрантов и т.д.);
6) пропаганда необходимости повышения финансовой грамотности населения (социальная реклама в СМИ);
7) организация массовых консультаций для населения по финансовым вопросам.
Это свидетельствует о том, что процесс повышения финансовой грамотности в России сдвинулся с мертвой точки. Однако Россия находится в начале долгого пути, преодолеть который необходимо быстрее, чем это делают другие страны. В противном случае мы рискуем потерять не только возможность развития финансового рынка за счет привлечения туда в качестве инвесторов домашних хозяйств, но и лишиться возможности увеличить ВВП за счет финансового сектора, который набирает все большие обороты в индустриальных странах.
Электронные ресурсы:
1. Портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie/702
2. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/, дата доступа 10.02.2017.