КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА СТЕКЛЯННЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА СТЕКЛЯННЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Морозов Н.В. 1
1ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопрос о мерах по развитию стекольной промышленности является чрезвычайно актуальным в связи с увеличением темпов роста производства в отрасли, которая является одной из базовых отраслей экономики и играет важную роль в формировании макроэкономических показателей России. В 2015 году в общем объеме промышленной продукции России доля стеклоизделий из стекла составила около 7% в численности и трудящихся в промышленности – 8,9%. Предприятия отрасли обеспечили 5,4 % начисленных налоговых поступлений промышленности в консолидированный бюджет [5].

Стекольная промышленность России включает около 3-х тысяч предприятий, в том числе около 500 крупных и средних. Структуру производства стекла определяет потребитель. Глобальное производство стекла зависит от спроса на рынке. Стекольный рынок в России формируется под влиянием следующих факторов:

− рост пищевых продуктов с использованием стекольной тары;

− увеличение объемов жилищного и гражданского строительства;

− увеличение объемов потребления стекла в мебельной промышленности и рост количества транспортной техники [5].

В настоящее время 75% составляет производство контейнерного и плоского стекла, приблизительно 20% стекла потребляют мебельная промышленность и транспорт.

Сегодня российская стекольная промышленность функционирует в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке.

Поэтому важнейшим направлением государственной промышленной и экономической политики в отношении стекольной отрасли на современном этапе является создание таких общих условий для работы предприятий отрасли, которые бы соответствовали условиям развития в странах – крупнейших участниках мирового рынка стекла. В контексте этой задачи обеспечение конкурентоспособности стекольной промышленности России на мировом рынке предполагает реализацию ряда государственных мер в области налоговой, таможенной и тарифной политики, а так же внешней торговли [5].

Исходя из выше сказанного, можно отметить, что в настоящее время анализ проблем стекольной промышленности является актуальным. Для их изучения в работе была поставлена цель – проанализировать ассортимент и оценить качество стеклянных изделий (на материалах магазина «Мир посуды» г. Орел).

Ассортимент стеклянных изделий, предлагаемых магазином «Мир посуды» г. Орла, достаточно разнообразен и включает изделия различных наименований, цветов, размеров и разделок. Ассортимент этих изделий в магазине расширяется и изменяется в связи с повышением материального и культурного уровня жизни населения и совершенствованием стекольного производства. В магазине в основном представлены следующие виды стеклянных изделий: вазы для цветов, конфет, фруктов, кружки пивные, стаканы, рюмки, бокалы, фужеры, кувшины для воды, вина, коньяка, ликера, пепельницы, салатники, блюда.

Обновляется ассортимент стеклоизделий за счет поступления в магазин изделий новых наименований, разделок и т.д. За качественными изменениями в ассортименте систематически следят товароведы и учитывают их при формировании ассортимента с учетом изменений в спросе населения [2,4].

Бытовые стеклянные изделия в магазине «Мир посуды» представлены следующими группами: бытовая посуда и художественно-декоративная. В свою очередь бытовая посуда в магазине представлена столовой, закусочной, изделиями для вина, пива и воды.

В ассортимент хрустальных изделий, представленных в магазине, входят вазы для цветов, фруктов, конфет, варенья, салатники, графины для вина, коньяка, стаканы, рюмки, бокалы, фужеры.

Больше всего стеклянной сортовой посуды изготовлено из хрусталя и известково-калиевого стекла. Что касается цвета стекла, то больше всего изделий бесцветных, а меньше всего – из цветного стекла с нацветом. По способу формования в исследуемой торговой организации в основном представлены выдувные изделия, такие как вазы для цветов, фруктов, конфет, стаканы, рюмки, бокалы, фужеры, кувшины.

Ассортимент прессованных изделий гораздо уже – это кружки для пива, пепельницы, салатники, блюда.

Стеклянные изделия, представленные на торговом предприятии, в большинстве своем имеют полую форму, и лишь пепельницы и блюда – плоскую. Что касается размеров стеклоизделий, реализуемых в данном магазине, то они в основном предлагаются крупных и средних размеров.

Анализируя ассортимент представленных на торговом предприятии изделий можно отметить, что в 2014 году поступление стеклянных изделий в магазине «Эдем» находилось на уровне 272 штук. Однако в 2015 году оно незначительно увеличилось и составило 381 штуку. Данный рост связан с тем, что в 2015 году в магазин поступили изделия более разнообразные по видам, дизайну, цветовому исполнению. Данные действия были предприняты руководством торгового предприятия для наиболее полного удовлетворения предпочтений современного потребителя.

Согласно данным табл. 2 в 2015 году самая значительная доля поступления среди стеклянных изделий наблюдалась у фужеров. Она составила 20,2% от общего числа поступивших стеклоизделий, в то время как в 2014 году поступление этих изделий было незначительным и составило всего 1,1%. Значительное увеличение доли поступления фужеров связано с тем, что в 2015 году в магазин поступили изделия этого вида более разнообразные по цветовой гамме.

Наряду с этим, в 2015 году произошло увеличение доли поступления таких видов стеклоизделий, как салатники и пивные кружки. Их доля в структуре ассортимента составила 17,1% и 15,0% соответственно. При этом в 2014 году поступление этих изделий было очень незначительным и находилось на уровне 1,1% у салатников и 2,9% - у кружек. Рост доли поступления пивных кружек связан с тем, что увеличился спрос на данный вид изделий, т.к. в настоящее время пиво является достаточно популярным напитком.

В то время как доля поступления некоторых видов стеклоизделий в структуре ассортимента увеличилась, у таких стеклянных изделий как рюмки и бокалы наблюдалась обратная тенденция. В 2014 году доля поступления рюмок составила 49,6%, а в 2015 году она резко уменьшилась до 8,4%. Такая ситуация связана с тем, что в 2015 году товарные запасы данного вида стеклоизделий значительно увеличились и составили 61 штуку, в то время как в 2014 году запасы рюмок находились на уровне 5 штук. Увеличение товарных запасов и снижение доли поступления рюмок объясняется тем, что в настоящее время наблюдается закономерность увеличения спроса покупателей на изделия из стекла крупных размеров. Однако такое снижение не повлияет на удовлетворение покупательского спроса.

Так же в 2015 году наблюдается снижение доли поступления бокалов до 11,5%, в то время как в 2014 году их доля составила 30,9%. Это так же связано с увеличением товарных запасов бокалов с 14 штук до 22 штук соответственно по годам.

За 2014-2015 годы магазином предлагались изделия трех поставщиков: ООО «Хрустальный завод плюс» Владимирская область, г. Гусь- Хрустальный, ОАО «Старь-Гласс» Брянская область, пгт. Старь, ООО «Посуда» Ниже городская область, г. Борск.

При этом можно отметить, что произошел значительный рост доли предложения стеклянных изделий ОАО «Старь-Гласс» - с 36,8% до 67,0% соответственно по годам. При этом в 2015 году им предлагались все виды стеклоизделий. Такое значительное предложение связано с тем, что изделия этого поставщика имеют оптимальное соотношение цены и качества. В условиях рыночных отношений ОАО «Старь-Гласс» стремится поставлять продукцию, соответствующую современным стандартам.

Что касается предложения продукции ООО «Хрустальный завод плюс», то в 2014 году данный поставщик поставлял в магазин практически все виды стеклоизделий, за исключением блюд. Благодаря этому, доля его продукции в ассортименте была самой значительной и находилась на уровне 57,3%. Однако, в 2015 году ситуация изменилась и предложение изделий ООО «Хрустальный завод плюс» снизилось до 19,2%.Это вызвано ограниченным поступлением таких видов изделий, как вазы, рюмки и бокалы из-за довольно высоких цен на изделия этого поставщика.

В то же время самая незначительная доля в структуре ассортимента принадлежала стеклянным изделиям ООО «Посуда», хотя на протяжении исследуемого периода наметилась тенденция на ее увеличение – с 5,9% до 13,8% соответственно по годам. Рост предложения продукции ООО «Посуда» был предопределен тем, что данный поставщик постоянно проводит маркетинговые исследования рынка стеклотоваров. Однако, в 2014 году в предложении ООО «Посуда» отсутствовали пивные кружки, но в 2015 году доля этих изделий в общем объеме предложения была значительной и составила 6,8%.

Что касается предложения изделий ОАО «Старь-Гласс», то отмечено значительное снижение в предложении бокалов – с 12,2% до 0,9%. Однако, это не оказало значительного отрицательного воздействия на общее предложение изделий данного поставщика, и их доля в общей структуре ассортимента увеличилась по сравнению с прошлым годом.

Приемка стеклянных изделий по количеству и качеству на торговом предприятии осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкции «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (если это предусмотрено договором поставки) и ГОСТом 30407-96 «Посуда и декоративные изделия из стекла. Общие технические условия» [3].

Для оценки качества стеклянных изделий, реализуемых в магазине «Мир посуды», были отобраны три партии изделий различных поставщиков:

1. Партия стаканов, поступивших в размере 26 штук, от ООО «Посуда» Нижегородская область, г. Борск;

2. Партия бокалов в количестве 15 штук, поступивших от ООО «Хрустальный завод плюс» Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный;

3. Партия рюмок, состоящая из 38 штук, ее поставщиком является ОАО «Старь-Гласс» Брянская область, Дятьковский район, пгт. Старь.

В результате оценки качества изделий ООО «Посуда» были обнаружены две дефектные единицы. Одно изделие имело дефект изготовления – волнистость поверхности. Второе изделие имело дефект обработки – переоплавление края. При этом партия стаканов, поступившая от ООО «Посуда», была принята, т.к. обнаруженные в ней дефекты являются допустимыми согласно п. 5.1.3 ГОСТа 30407-96 [1].

Так же контролю качества подверглась партия бокалов ООО «Хрустальный завод плюс», поступившая в количестве 15 штук. Согласно данным таблицы 7 п.7.4 ГОСТа 30407-96 размер выборки составил 3 штуки. При этом для данного объема выборки приемочное число равно 0, а браковочное – 1. В результате проведенной оценки качества, в данной партии не было обнаружено дефектных единиц. Исходя из этого, партия была принята.

Партия рюмок поступила в размере 38 штук от ОАО «Старь-Гласс». Согласно таблице 6 п.7.3 ГОСТа 30407-96 при таком объеме партии размер выборки составил 8 штук. При этом приемочное число 0, браковочное – 2 [1].

По результатам проведенной оценки качества в данной партии была обнаружена одна дефектная единица. При этом она имела дефект изготовления – редко расположенная свиль (данный дефект является допустимым).

В результате оценки качества стеклянных изделий было установлено, что была проведена оценка качества 19 штук изделий. Из них лишь 3 изделия имели дефекты, что составило 15,8%. При этом партия стаканов ООО «Посуда» оказалась самой худшей по качеству, т.к. в ней были обнаружены два изделия с дефектами изготовления и обработки, что составило 25,0% от выборки.

Согласно полученным данным можно утверждать, что качество партии бокалов ООО «Хрустальный завод плюс» в размере 15 изделий оказалось самым лучшим, т.к. в ней не было обнаружено ни одного дефектного изделия.

Исходя из полученных данных, в целом можно отметить, что качество предлагаемых к реализации стеклоизделий является хорошим, т.к. в результате проведенной оценки качества в трех проверенных партиях не было обнаружено ни одного изделия с недопустимыми дефектами.

На основании проделанной работы можно заключить, что ассортимент стеклянных изделий магазина «Мир посуды» г. Орла достаточно разнообразен. При этом для наиболее полного удовлетворения приобретателей торговому предприятию рекомендовано включить в состав ассортимента такие виды стеклянных изделий как сувениры, подсвечники, селедочницы. Искать новые пути насыщения видового ассортимента изделий из стекла за счет заключения договоров с другими поставщиками.

Список литературы:

  1. ГОСТ 30407–96 Посуда и декоративные изделия из стекла. Общие технические условия. – М.: Издательство стандартов, 1998. – 27с.

  2. Вилкова, С.А. Товароведение и экспертиза хозяйственных товаров: учебно-практическое пособие / С.А. Вилкова, Е.Н. Власова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – (Учебные издания для бакалавров). – 392с.

  3. Вилкова, С.А. Экспертиза потребительских товаров: учебник / С.А. Вилкова. – М.: Дашков и К, 2010. – 252с.

  4. Власова, Е.Н. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебное пособие для бакалавров / Е.Н. Власова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. – 192с.

  5. Ерохина, Л.И. Экономика предприятия в сфере товарного обращения: учебник для вузов / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. – М.: КноРус, 2011. – 430с.

Просмотров работы: 394