Табакокурение среди детей и подростков в России принимает всё более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.
Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин. По данным медико-социальных исследований, средний возраст приобщения к никотину соответственно снизился до 14,2 и 14,6 лет. В целом 59,5% мальчиков-подростков курят, 61,6% знакомы и употребляют спиртные напитки.
Во-вторых, с распространением вредных привычек происходит лавинообразное развитие симптомов болезни - многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом.
В-третьих, последствия алкоголизации и табакокурения подростков имеют во многом скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний. Исходя из вышесказанного, проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у детей представляется нам чрезвычайно актуальной.
Профилактика табакокурения, наряду с профилактикой алкоголизма и наркомании - одно из главных направлений работы государственных, образовательных, общественных организаций, в первую очередь, с детьми и молодежью не только в нашей стране, но и за рубежом.
Никотин оказывает многостороннее действие на нейровегетативные функции и обменные процессы. Однако психотропное его действие по сравнению с другими психофармакологическими веществами менее интенсивно, но более заметно. Речь идет об эмоциональном выравнивании и успокаивающим эффекте. Часто курение используют в моменты страха и напряжения [3, с. 15].
В процессе табакокурения возникает хроническая интоксикация организма. Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состояния эйфории, свойственного другим наркотическим веществам, но способность оказывать физическое и психическое привыкание у него такая же, как и у других наркотиков. Поэтому в Международной классификации болезней табачная зависимость, наряду с алкогольной и наркотической, включена в категорию «Умственные и поведенческие расстройства, обусловленные использованием психоактивных соединений». Развитие табачной зависимости связано с характером курения (возраст, в котором начинают курить, стаж, частота курения), с особенностями организма и характера курильщика. Чем раньше вы начали курить и чем продолжительнее стаж курения, тем легче и крепче развивается табачная зависимость [1, с. 9].
Для возникновения зависимости важную роль играют психосоциальные условия - курение родителей, учителей и других взрослых (тенденция к идентификации) и, особенно, влияние курящих друзей (солидарность).
Продолжение однажды начатого курения зависит от многих факторов. Курильщик научается определять действие сигарет на психические функции, особенно на чувство неудовольствия и напряженности (оперантное обуславливание), этому способствуют часто повторяемые однотипные манипуляции прикуривания, вдыхания и т.д.
Дальнейшее курение к тому же обусловлено фармакологически: соматическое привыкание, необходимость повышения дозы, преодоление проявлений абстиненции (в основном вегетативного характера) в результате повторного курения [2, с. 70].
Признаки зависимости, по определению ВОЗ, свойственны курильщикам. Страстное курение близко к алкогольному и барбитуратному типу зависимости. Поэтому курение часто связано с алкоголизацией, а также с наркотической зависимостью.
Таким образом, люди начинают курить в результате многих различных причин. Поэтому для того, чтобы быть эффективными, профилактические программы должны успешно «работать» с формами и методами предупреждения табака и обеспечить каждого человека, начиная с детского возраста, необходимыми навыками сопротивления социальному давлению.
Основными направлениями и формами профилактики табакокурения среди подростков являются:
Первое направление: профилактическая работа с родителями:
- формирование нетерпимого отношения родителей к табакокурению в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок;
формы работы: родительский университет, организация групп родительской поддержки для «проблемных» семей;
- предупреждение внутрисемейного вовлечения детей к раннему табакокурению;
формы работы: семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи «проблемной» семье;
- оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал принимать алкоголь, курить, уходит из дома и т.д.);
формы работы: консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов «Как помочь ребенку, который начал курить и употреблять алкоголь».
Второе направление: воспитательно-педагогическая работа с подростками:
- разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни (обучение и воспитание через предметы - валеология, ОБЖ, физкультура);
- разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления алкоголя и табака (обучение и воспитание через предмет - литература, история, биология, химия и другие предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий табакокурения);
- разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся;
- разработка и внедрение общешкольных антиалкогольных и антитабачных мероприятий: тематические «круглые столы», дискуссии и конференции; ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия курению;
- формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимого поведения. [4, с. 113].
Различают первичную, вторичную и третичную профилактику табакокурения [5, с. 127].
Первичная профилактика табакокурения включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к табакокурению.
Целями первичной профилактики, по мнению М.В. Русаковой, являются:
- изменение ценностного отношения детей и молодежи к курению, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной среде;
- сдерживание вовлечения детей и молодежи к табакокурению за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антиалкогольных и антитабачных установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Современная концепция первичной, ранней профилактики табакокурения детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от курения;
- формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи с ребенком, начавшему курить;
- внедрение в образовательной среде инновационных технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и курения и приема алкоголя и наркотиков;
- развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка [5, с. 22].
Вторичная и третичная профилактика табакокурения имеют цель максимально сократить продолжительность воздействия никотина на человека, ограничить степень вреда, наносимого табакокурением как потребителю, так и окружающей его микросреде - учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания.
На сегодняшний день существуют разные модели профилактической работы.
Образовательная модель профилактики основана на воспитательно-педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленных на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях табакокурения с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от него.
Медицинская модель профилактики основана на информационно-лекционном методе. Это совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии никотина на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий табакокурения.
Психосоциальная модель профилактики основана на биопсихосоциальном подходе к предупреждению привычки к курению. Это совместная деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противодействии групповому давлению.
Программа профилактики должна предусматривать выявление и анализ социальной среды детей и подростков, которое может негативно влиять, приобщить молодых людей к употреблению алкоголя и наркотиков, легальных и нелегальных веществ. В данных случая профилактическая работа возлагается на правоохранительные органы, инспекторов по работе с несовершеннолетними.
Таким образом, профилактика табакокурения среди детей и подростков, предусматривает активные профилактические мероприятия, включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий и развитие социально-поддерживающей инфраструктуры.
Литература
1. Драгунова Т.В. Подросток. - М.: Знание, 2008.- 143 с.
2. Заикин И. Спасибо, не курю! // Вестник психосоциальной и коррекционной работы.- 2006. - № 4. - С. 69-71.
3. Лисняк М.А. Синдром зависимости от никотина как аддиктивное поведение, его клиника, профилактика и психогигиена // Автореф.дис.- М., 2004. - 33 с.
4. О вреде курения: методические материалы в помощь лектору / Отв. редакторы А.М. Панов, Е.И. Холостова. - М., 2007. – 126 с.
5. Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: Сборник авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений / Винда О.В. - М.: Владос, 2006. - 249 с.