Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике. Для решения проблем несовершеннолетних правонарушителей нужно заниматься ее ранней профилактикой. Под профилактикой понимается совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий. Вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков [2, с. 6].
В словаре-справочнике социального педагога и социального работника дается следующее определение понятию «профилактика». Это «система воспитательных мер, направленная на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения» [5, с. 480].
Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.
Профилактика правонарушения будет эффективна, если создавать условия для успешности ребенка в учебной деятельности и эмоционально позитивную систему отношений со сверстниками, родителями, учителями.
Также несовершеннолетний должен быть психологически и социально защищен (знать свои права и обязанности, их соблюдение всеми участниками учебно-воспитательного процесса, психологическое и социальное равенство всех детей в стенах одного образовательного учреждения, исключение дискриминации по любому признаку).
Социальный педагог всегда остается на стороне ребенка, стремится не приспособить правонарушителя к окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями [3, с.116].
Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя:
- работу по организации благоприятной среды воспитания и общения;
- своевременную коррекцию семейных отношений;
- поиск форм занятости детей в свободное время;
- формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи;
- постановка детей на социально-педагогический учет;
- патронирование отдельных детей [1, с.10].
Рассмотрим методы работы социального педагога по профилактике правонарушений несовершеннолетних:
1. Метод убеждения - педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.
2. Метод наблюдения - дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.
3. Метод беседы - важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.
4. Опрос - это исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.
5. Метод социометрии - при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
6. Метод анкетирования - метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.
7. Метод тестирования - это исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. (тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические и др.).
8. Метод оценивания - исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления.
9. Метод экспертной оценки - основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых социальный педагог может выявить информацию, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.
10. Метод консультирования - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных норм жизнедеятельности и общения.
11. Тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание психологической помощи поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
12. Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
13. Экскурсии - это форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях [4, с.87-88].
Таким образом, для решения проблем несовершеннолетних правонарушителецй нужно заниматься ее ранней профилактикой. Социальный педагог может использовать разнообразные методы работы в рамках профессиональной деятельности, так как они развивают у детей личность и воспитывают ее. Кроме этого социальному педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности подростков. Так как на основе психологической характеристики подростка социальный педагог использует определенные методы работы с ними.
Литература:
Бланков, А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних [Текст] / А.С. Бланков. – М: МПА, 2001. – с. 10.
Галагузова, М.А Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой [Текст] / М.А. Галагузова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 6.
Лебедев, О.Е, Золотухина, В.И. и др. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования [Текст] / О.Е. Лебедев, В.И. Золотухина и др. – М.: Интеллект-центр, 2003.– 116с.
Лелеков,В.А., Кошелева, Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних [Текст] / В.А.Лелеков, Е.В.Кошелева // Социологические исследования. – 2007.– №3.– с. 87-88.
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.