ОПЫТ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ГБУ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ВОСПИТАННИКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОПЫТ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ГБУ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ВОСПИТАННИКА

Нургалеева З.В. 1
1ФГБО ВО Педагогический университет им. М.Акмуллы, социально- гуманитарный факультет, магистратура , 1 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Принято считать, что семья – это любовь, стабильность, уют. К сожалению, современная семья терпит изменения, при которых в семье все чаще возникают кризисные ситуации. И зачастую решение этих кризисов невозможно без помощи специалистов. Социально-экономические и политические проблемы жизни современного общества значительно расширяют спектр социально-педагогических проблем семей. Среди них наиболее остро проявляются: нарушение структуры и функции семьи, падение её жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, и как следствие, жестокое обращение с детьми. Заметное снижение уровня социальных гарантий для детей в этих условиях, а также дистанцирование школы от детей с трудными судьбами и значительные изменения в ценностных ориентациях общества, усиливают влияние асоциальных факторов в подростковой микросреде.

В обществе в последнее десятилетие возникла значительная по своим масштабам категория детей, которые находятся в статусе «ничейных». Часто они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьей носят деструктивный характер или разрушены. Родительская семья нередко не только не выполняет по отношению к ним свои функции, но даже становится фактором, деформирующим их социальное и индивидуальное развитие.

Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу его здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию.

Сложившаяся ситуация требует от специалистов, организующих помощь и сопровождение данной категории детей, переосмысления целей, ценностей, и мотивов его деятельности. Необходимо повышение эффективности средств и методов социальной, социально-педагогической работы с возрастающим числом детей, имеющих проблемы.

В этих условиях активно развивается система государственных учреждений для детей, лишенных попечения родителей, которая сегодня включает социально-реабилитационные центры и социальные приюты.

Государственное бюджетное учреждение Республиканский центр социальной помощи семье и детям (сокращенно ГБУ РЦСПСД) предназначено для оказания экстренной социальной помощи детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей, детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; организации их временного проживания; оказание правовой помощи; проведения медико-психолого-педагогической реабилитации и коррекции; решение вопросов дальнейшего жизнеустройства.

Для детей, поступающих в ГБУ РЦСПСД, независимо от их возраста, характерна общая черта – нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений – от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам, до различных проявлений девиантного поведения – воровство, гиперсексуальность, нарушение половой идентификации. Одной из причин этого явления – отсутствие или неправильное воспитание в семье, отсутствие положительного примера и опыта родителей, нарушение эмоциональных связей между родителями и детьми, а также неблагоприятное влияние уличного окружения.

Основной задачей деятельности социального педагога в ГБУ РЦСПСД является социализация его воспитанников. Она может быть реализована по различным направлениям: определение статуса ребенка, составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптация, реабилитация, интеграция ребенка, представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Основными функциями социально-педагогической деятельности в ГБУ РЦСПСД являются диагностическая, прогностическая, посредническая, коррекционно-реабилитационная и другие.

Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, трудовых умений и навыков, самообслуживания. В ходе реализации социально-организованного направления своей деятельности социальный педагог ГБУ РЦСПСД выполняет посредническую функцию между воспитанниками с одной стороны и администрацией, педагогами, социальными службами вне учреждения – с другой.

Работа социального педагога ГБУ РЦСПСД с воспитанником центра начинается на самом раннем этапе – сразу при помещении ребенка в центр. Пока ребенок находится в приемном отделении, под наблюдением медицинских работников, социальный педагог имеет возможность ближе познакомиться со своим подопечным, с состоянием его здоровья, с причинами его помещения в ГБУ РЦСПСД, изучает документацию и знакомится с ситуацией, сложившейся в семье ребенка.

На данном этапе работа ведется совместно с педагогом-психологом центра, который изучает эмоциональное состояние ребенка, проводит первичную диагностику. Полученные данные социальный педагог и педагог-психолог вносят в программу реабилитации, социальную карту ребенка, в которой подробно фиксирует всю входящую информацию о нем. После этого происходит изучение семейных условий жизни воспитанника, его родственных и социальных связей. Так же на этом этапе социальный педагог и педагог-психолог по возможности знакомятся с родителями или законными представителями несовершеннолетнего. С этой целью специалисты учреждения посещают семью вновь поступившего воспитанника, изучают материальные условия его проживания, составляют акт обследования материально-бытовых условий жизни, определяют отношения родителей к ребенку и общий морально-психологический климат в семье.

Сбор социальным педагогом ГБУ РЦСПСД информации, касающейся жизни ребенка в семье, ставит частично целью изучения целесообразности и возможностей возвращения ребенка в семью. Ведь если такое возвращение из определенных причин невозможно, следует приступать к изучению вопросов оформления опеки ближайшими родственниками или передачу его в приемную семью либо детский дом. Поэтому для детального изучения социального статуса ребенка социальный педагог связывается с его родственниками, соседями, школой, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделами полиции и другими учреждениями.

С первых дней важный участок работы социального педагога составляет сбор и ведение документации на каждого воспитанника и оформления личных дел. В папку личного дела собираются все данные о семье, акты ее посещения, свидетельство о рождении (или его копия), социальный номер, страховой полис, сберегательная книжка, опись имущества, решение суда и копии приговора, запросы в различные органы и т.д.

Задачи, стоящие перед социальным педагогом ГБУ РЦСПСД, решаются с помощью различных методов и форм: беседой, анкетированием, тестированием, интервьюированием, анализом документов ребенка и т.д. Вся работа социального педагога построена на тесном контакте с другими специалистами, воспитателями, учителями и т.д.

Всю деятельность социального педагога ГБУ РЦСПСД при работе с воспитанниками можно разбить на несколько этапов:

  1. Определение социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решать.

  2. Изучение медико-психологических, возрастных, личностных особенностей ребенка, его интересов, отношения к школе, поведения, круга общения. В процессе этой работы выявляются позитивные и негативные влияния на развитие личности ребенка.

  3. Сбор сведений о родителях ребенка, изучение социального профиля семьи (если она имеется), взаимоотношений родителей, родственников детей, что позволит в дальнейшем спрогнозировать влияние родных и близких на самостоятельную жизнь ребенка.

  4. Изучение материальных и жилищных условий подопечного, что позволит позаботиться о его жилищном обеспечении в будущем.

Т.е., прежде, чем принять важное для ребенка решение – определить форму его дальнейшего жизнеустройства, необходимо определить круг мероприятий по его социальной адаптации, необходимо изучить обстоятельства семейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения, включающий взрослых и детей), его привязанности. То есть, прежде всего, необходимо провести диагностическое исследование. Первым лицом в этой работе, как и в проведении социальной адаптации ребенка, является социальный педагог, который осуществляет свою профессиональную деятельность при активной поддержке и помощи со стороны администрации, педагогов-воспитателей, психологов и других сотрудников центра.

Диагностическое исследование начинается с первичного интервьюирования ребенка. В ходе бесед социальный педагог ставит задачу выяснить круг вопросов, знание которых помогает построить работу с ребенком:

Прежде всего – представить семейную ситуацию глазами самого ребенка. Необходимо выяснить отношения ребенка к происходящему в семье, к родителям, их знакомым, а также братьям, сестрам, если они есть. Нужно установить есть ли связь с другими родственниками, какие взаимоотношения между ними и родителями ребенка, чтобы найти, на что опереться в своей работе.

Дети дошкольного возраста часто продолжают любить своих непутевых родителей, очень скучают по своим мамам. Бывает, что они идеализируют своих родителей, вспоминают только хорошее. Иногда это чувство резко констатирует с отношением к детям своих родителей, погрязших в пьянстве и разврате.

У детей старшего возраста иллюзий в отношении родителей гораздо меньше. Чаще они примиряются с той обстановкой, которая имеется в семье, приспосабливаются к ней, иногда убегают из дома.

Следующий шаг - выяснить круг интересов ребенка или подростка. У детей старшего дошкольного возраста и школьников следует спросить, посещают ли они школу или дошкольное учреждение, или работают. Чем они увлекаются, чем занимаются в свободное время. Выяснить их отношения со сверстниками, учителями, другими лицами, кто для ребенка или подростка является авторитетом.

Также необходимо выяснить отношение ребенка к нормам морали и нравственности, принятым в обществе. В отделении находятся подростки, как правило, не получившие семейного воспитания и социализации, прошедшие «свои университеты», в результате чего они не имеют четких нравственных ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпрепровождению, погоне за удовольствиями, легким заработкам. Все это ведет к утрате интереса к труду, знаниям. Некоторые из них состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетих, неоднократно совершали кражи и другие противоправные действия, рано втянулись в употребление спиртных напитков, наркотиков, сексуальные отношения. Как правило, особенно в первые дни, дети скрывают свои проступки, часто лгут. Желательно, чтобы социальный педагог, приступая к беседе с такими детьми, по возможности располагал данными из инспекции по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, других источников. Наблюдение за поведением ребенка в приюте способствует выявлению девиантных форм поведения.

Социальный педагог ГБУ РЦСПСД также должен быть подготовлен к трудностям работы с детьми «группы риска», так как последние составляют большинство поступающих в приют. Он должен знать обо всех проявлениях психических отклонений у детей, причины этих проявлений и следовать тем психолого-педагогическим приёмам, которые дадут положительный результат в работе.

Некоторые дети не любят захваливания, некоторых необходимо увлечь творчеством или трудом. У ребят замкнутых, эмоционально – холодных нужно развивать культуру общения. В работе социального педагога встречаются дети с быстрой утомляемостью, раздражительные, склонные к депрессии, с преобладанием плохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни. Все эти особенности «трудных» детей и подростков необходимо учитывать социальному педагогу в своей работе.

Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в центре, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. Для осуществления этих задач педагог устанавливает взаимосвязь с другими работниками: воспитателем, врачом, психологом, юристом и другими специалистами центра.

Продолжительность пребывания ребенка или подростка в ГБУ РЦСПСД нормативно ограничивается шестью месяцами. Однако сроки нахождения ребенка в ГБУ РЦСПСД индивидуальны. Одним воспитанникам для дальнейшего решения их судьбы достаточно нескольких дней, время нахождения другого воспитанника не ограничивается и годом.

В целях ранней профилактики социального сиротства и сокращения числа лишений родителей родительских прав в ГБУ РЦСПСД с 1 апреля 2015 г. по 30 сентября 2016 г. реализовывался проект «Добрый дом», который финансировался Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данный проект был разработан социальными педагогами, педагогами-психологами центра. В рамках данного проекта работа по профилактике семейного неблагополучия велась с семьями, которые еще не находятся в кризисном состоянии.

Цель проекта: Ранняя профилактика социального сиротства детей, сокращение числа лишений родителей родительских прав.

Задачи проекта:

1. Организация работы по своевременному выявлению социально-неблагополучных семей и оказанию им необходимой помощи.

2. Работа по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми, по сохранению кровной семьи ребенка через новую социальную услугу - отделение дневного пребывания «Добрый дом» для детей, воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и новые технологии - «Активная поддержка родителей» и «Детский адвокат».

3. Организация постреабилитационных мероприятий с семьями, преодолевшими трудную жизненную ситуацию, мониторинг их жизнедеятельности.

4. Организация информационной кампании по профилактике социального сиротства, по предотвращению дезорганизации семей и лишения родителей родительских прав.

5. Повышение уровня профессиональной компетентности и методическое сопровождение специалистов, участвующих в реализации Проекта.

В рамках реализации проекта в ГБУ РЦСПСД оказывались новые услуги:

- работа с группами дневного пребывания;

- оказание новой услуги «Детский адвокат»;

- работа группы «Активная поддержка родителей»;

В рамках реализации проекта в центре работала группа дневного пребывания, которую посещали дети из малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей, проживающие в Октябрьском районе г. Уфы.

Социальные педагоги, совместно с другими специалистами центра, проводили активную работу с семьями, находящимися в кризисном состоянии по профилактике семейного неблагополучия. Были разработаны и реализованы программы «Росток» (подростковый возраст), «Непоседы» (старший дошкольный возраст) по активной поддержке родителей. Всего было проведено 3 цикла занятий с данной категорией получателей социальных услуг.

Была очень востребована услуга «Детский адвокат», которую оказывали социальные педагоги совместно с юрисконсультами центра. Роль социального педагога при оказании данной услуги – выявление потребности в услуге и сопровождение семьи, подростка.

В рамках проекта также было предусмотрено лечение родителей от алкогольной зависимости, обучение родителей профессиям «Мастер маникюра», «Парикмахер» с последующим устройством на работу.

В реализации вышеуказанных мероприятий активную роль играли социальные педагоги центра, так как они знали каждую семью, которая нуждалась в помощи специалиста, разбирались в ситуации, в которой оказалась та или иная семья.

Таким образом, реализованный специалистами ГБУ РЦСПСД проект «Добрый дом» с целью ранней профилактики социального сиротства и сокращения числа лишений родителей родительских прав показал свою эффективность.

Литература

  1. Водоватов , Ф.Ф., Бумагина , Л.В. Организация деятельности коррекционные образовательных учреждений/ Ф.Ф. Водоватов, Л.В.Бумагина-М.:Академия,2000.

  2. Устав ГБУ Республиканский центр социальной помощи семьи и детям Республики Башкортостан

  3. Проект "Добрый дом" ГБУ Республиканский центр социальной помощи семьи и детям Республики Башкортостан

Просмотров работы: 390