ФАКТОРЫ И СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФАКТОРЫ И СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Серова А.Ю. 1
1ФГБО ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Синдром профессионального выгорания характеризуется как состояние психического утомления и разочарования, сопровождающееся эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности [2, с 48].

Выделяется три основные стадии синдрома профессионального выгорания у специалиста:

- на первой начальной стадии наблюдаются некоторые сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;

- на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе: «в середине недели ощущение, что уже пятница», «не хочется никого видеть», «неделя длится вечно», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов, повышенная раздражительность, агрессивность;

- третья стадия – собственно личностное выгорание. Можно обнаружить полную потерю интереса к работе и жизни вообще, наступает эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил, апатия.

Особо опасно профессиональное выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий», как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующие развитию этого явления.

Бойко В.В. выделяет следующие факторы, способствующие развитию синдрома профессионального выгорания [1,с. 55]:

1. Внешние факторы, связанные с особенностями профессиональной деятельности:

- хронически напряженная психоэмоциональная деятельность, когда работнику приходится постоянно подкреплять эмоциями различные аспекты своей деятельности, «трудный» контингент, с которым приходится общаться;

- дестабилизирующая организация (обстановка) деятельности, тяжелые условия труда;

- повышенная ответственность за исполняемые функции и операции, повышенная требовательность руководства;

- неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, которая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью «по вертикали», т.е. между начальником и подчиненными, и конфликтностью «по горизонтали» - между коллегами.

2. Внутренние факторы, связанные с индивидуальными особенностями человека:

- склонность к эмоциональной ригидности. Выгорание чаще возникает у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами, формирование симптома выгорания происходит медленнее. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать этот механизм психологической защиты;

- интенсивная интериоризация (у людей с повышенной ответственностью больше шансов подвергнуться синдрому);

- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности (низкий уровень эмпатии);

- нравственные дефекты и дезориентация личности.

Профессиональное выгорание сопровождается эмоциональной сухостью специалиста детского учреждения, расширением сферы экономии чувств, личной отстраненностью, игнорированием персональных отличительных черт воспитанников, оказывает довольно мощное воздействие на характер профессионального общения сотрудника. Эта профессиональная деформация препятствует полноценному управлению воспитательным процессом, оказанию необходимой психологической поддержки, становлению профессионального коллектива [3, с. 49].

Можно заметить, что каждый человек переживает профессиональное выгорание по-разному. Тем не менее, все симптомы данного процесса условно можно разделить на три группы:

1. Симптомы, связанные с физическим состоянием человека:

- повышенная усталость, апатия, утомляемость;

- физическое недомогание, головокружение, частые простуды, тошнота, головная боль;

- страдает сердечно – сосудистая система, повышенное или пониженное давление;

- боли в области живота, нарушение аппетита и режима питания;

- приступы удушья, астматические симптомы;

- увеличение потливости;

- покалывание за грудиной, мышечные боли;

- нарушения сна, бессонница.

2. Симптомы, связанные с социальными отношениями, проявляющиеся при контактах человека с окружающими людьми (коллегами, клиентами, друзьями, родственниками):

- повышенная тревога, где раньше она не возникала;

- раздражительность и повышенная агрессивность;

- нежелание работать, перекладывание ответственности;

- избегание общения с коллективом, отсутствие контакта с коллегами и клиентами, нежелание улучшать качество работы;

- формализм в работе, стереотипность поведения, нежелание изменить свою жизнь, активное неприятие любого творческого начала;

- циничное отношение к идеям общего дела, к своей работе;

- отвращение к пище или переедание;

- злоупотребление химическими веществами, изменяющими сознание (алкоголь, курение, кофе, таблетки и др.);

- вовлечение в азартные игры (казино, игровые автоматы, компьютерные игры).

3. Внутриличностные симптомы, характеризующие процессы, происходящие внутри человека и обусловленные изменением его отношения к себе, своим поступкам, мыслям и чувствам:

- повышенное чувство жалости к себе;

- ощущение собственной невостребованности;

- чувстрво вины;

- тревога, страх, ощущение загнанности;

- заниженная самооценка;

- ощущение собственной угнетенности и бессмысленности всего происходящего, пессимизм;

- разрушительное самокопание, проигрывание в голове ситуаций, связанных с сильными негативными эмоциями;

- психическое истощение;

- сомнение в эффективности работы.

Таким образом, проблема синдрома профессионального выгорания становится всё более актуальной для специалистов, которые занимаются профессиональной деятельностью в сфере «человек-человек». Их деятельность, независимо от вида осуществляемой работы, относится к группе специальностей с высокой нравственной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом.

Литература

  1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб., 1999. – 130 с.

  2. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек - человек» // Практикум по психологии менеджмента в профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб., 2001. – 71 с.

  3. Папанова О.А. Синдром «эмоционального выгорания» у студентов – будущих социальных работников и способы его профилактики // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 9. – С. 49–53.

  4. Подвойский В.П. Психолого-педагогические условия профилактики профессиональной деформации педагога: дис. ... канд. психол. наук: 13.00.08 [Электронный ресурс]. – М., 2010. – 182 с.

  5. Редина Т.В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 [Электронный ресурс]. – М., 2010. – 133 с.

Просмотров работы: 1444