СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ К УСЛОВИЯМ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ К УСЛОВИЯМ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА

Шайхиева И.И. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влиянию окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи. Но в жизни детей происходят негативные моменты, приводящие к размещению детей в социальный приют, которые приводят к усложнениям процесса адаптации к данным учреждениям. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, к условиям социального приюта.

В Государственном докладе о Положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2014 году было выявлено более 12052 ребенка, которые были устроены в различные специализированные учреждения, один из которых является социальный приют для детей и подростков.

Социальный приют - специализированное учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной или кризисной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Существует несколько категорий детей, которые поступают в приюты, в зависимости от их семейного положения:

  1. Дети-сироты, у которых умерли родители;

  2. Дети, родители, которых лишены родительских прав;

  3. Дети, временно лишившиеся родительского попечения (родители находятся в больнице, в заключении);

  4. Дети, из семей, где они подвергаются физическому или сексуальному насилию; или из семей, где родители не выполняют, пренебрегают своими основными функциями: не кормят, оставляют на целый день и более одних без присмотра, то есть дети из семей, где дальнейшее их пребывание становится опасным для жизни;

  5. Дети, убежавшие из дома по разным причинам, например, конфликт с родителями;

  6. Дети, поступающие в приют, независимо от их возраста, не умеют соблюдать правила личной гигиены и адаптироваться к незнакомой среде.

Указанные категории детей, поступая в социальный приют, испытывают трудности в адаптации. Данные трудности обусловлены изменением социальной среды, изъятием из семьи, личностными особенностями.

Следует отметить, что первоначальный период адаптации ребенка в социальном приюте не происходит одинаково, его способности зависят от многих причин, связанных как с характером и поведением самого ребенка, его отношению к своему прошлому и настоящему положению, так и с отношение коллектива социального приюта. И при сочетании этих условий и причин получается множество вариантов адаптации. Действительно, каждый ребенок проходит свой единственный период адаптации, определенный той единственной ситуацией, в которую он попадает. Ребенок не всегда понимает, почему он здесь, сколько будет жить в приюте, вернется ли к своим родным, сможет ли с ними встречаться. Необходимо все это объяснить ребенку, найти приемлемые пути для поддержания эмоционального равновесия в отношениях с ребенком. Тогда он быстрее сможет принять жизнь в новой группе-семье.

У ребенка, которого забрали от родителей и поместили в условия такого учреждения, снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует угнетенное настроение. У большинства детей развивается чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру.

Помимо задержек интеллектуального развития начинаются затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденций к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов.

Очень важно создать условия психологического комфорта. Вся энергия педагога должна быть направлена на то, чтобы побудить воспитанника к той или иной деятельности, вникнуть в мир его интересов, знать прежние условия его жизни.

Для детей, поступающих в учреждения социального обслуживания, независимо от их возраста, характерна общая черта - нарушенная социализация. От неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде, вплоть до воровства, алкоголизма или наркомании. Одной из причин этого явления - отсутствие или неправильное воспитание в семье, отсутствие положительного примера и опыта родителей, нарушение эмоциональных связей между родителями и детьми, а также неблагоприятное влияние уличного окружения.

В условиях приюта ребенок прибывает от 6 до 12 месяцев, где ребенок сталкивается с различными трудностями. Бывают три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая. Если при адаптации воспитанников нет серьезных проблем, то основные симптомы исчезают в течение месяца (2―3 недели нормативно).

Для преодоления негативных последствий адаптации включаются многие специалисты социальных приютов: воспитатели, психологи, социальные работники, логопеды, социальные педагоги и т. д. При всем многообразии деятельности педагогических работников в период адаптации детей особо следует выделить деятельность социального педагога.

Целью деятельности социального педагога является адаптация несовершеннолетних к условиям социального приюта, а также помочь воспитанникам социализироваться в условиях учреждения.

Социальный педагог в социальном приюте исполняет следующие функции, которые способствуют успешно адаптироваться ребенку:

  1. Аналитико-диагностическая (выявление личностных особенностей воспитанника);

  2. Прогностическая (на основе анализа ситуации процесс адаптации);

  3. Профилактическая (осуществление профилактики дезадаптации);

  4. Коррекционно-реабилитационная (осуществление коррекции самооценки воспитанников).

Задачи, стоящие перед социальным педагогом по адаптации воспитанников к социальному приюту, решаются с помощью различных методов и форм.

Самым распространенным и естественным также является метод наблюдения. Он дает социальному педагогу материала по тому, как адаптируется воспитанник к условиям социального приюта. Социальный педагог наблюдает за общением воспитанника.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Социальному педагогу необходимо точно узнать про всю жизнь воспитанника, чтобы определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику.

Таким образом, главное найти общий язык с воспитанником и дать осознать объективность нахождения его в приюте. Ребенок должен чувствовать, что в приюте находятся не враги, а, наоборот, близкие ему люди.

Список литературы:

  1. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска. ― М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008 ― 351 с.

  2. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: учебник. ― М.: Гардарики, 2005 ― 269 с.

  3. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. ― М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

  4. Холостова, Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. ― М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. ― 280 с.

Просмотров работы: 559