ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Баранова Е.А. 1
1ФГБО ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы», социально-гуманитарный факультет, магистратура, 2 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольный возраст – это наиболее важный период в развитии каждого ребенка. Именно в это время закладываются основы его будущего поведения, активным образом идет развитие воображения, творческих способностей и общей инициативности. Но все эти необходимые качества формируются у ребенка не в процессе учебных занятий, а во время наиболее привычной для него деятельности – игры.

Во все времена перед педагогами стояла задача - предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Психические процессы у детей дошкольного возраста лучше формируются в игровой деятельности. Игра трактуется как способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Известно, что игры бывают разные: и ролевые, и подвижные, и дидактические. Из всего многообразия игр, основой для успешного всестороннего развития детей, являются развивающие игры. В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, созданы развивающие игры и пособия. В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:

• совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно-познавательной деятельности;

• постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

• повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;

• органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

• единство обучающих и воспитательных воздействий.

Реализуя эти принципы, создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников [7, с. 12].

Ребенок, увлекаясь привлекательным замыслом новой игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

В основу развивающих игр положены два принципа обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

- развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста;

- их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

- поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно;

- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.

Каждая из развивающих игр, - как правило, модель действительности. Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), приобретенные в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации [1, с. 23].

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях. В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Все дети вовлечены в игры – можно сказать, что это наиболее предпочтительный язык для каждого ребенка. Он является уникальным методом коммуникации, творчества, самовыражения, исследования себя и окружающего мира. Игра – вид деятельности, затрагивающий органы чувств, наполненный образами и эмоциями, позволяющий фантазии выйти за рамки речи и языка. Помимо всего прочего, это основной метод, посредством которого ребенок преодолевает путь к взрослению. Использование игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет детям придать форму мыслям и чувствам, которые еще не могут быть выражены словами, а также разрешать конфликты, неосознаваемые ими в достаточной степени. Для дошкольников игра – то же самое, что и вербализация для взрослых. Игровая технология в дошкольном образовательном учреждении крайне необходима – воспитатели должны хорошо понимать принцип ее работы. Это поможет им эффективно организовать расписание и наполнить день способствующими развитию мероприятиями [6, с. 48].

Когда мозг ребенка развивается, растут его способности к мышлению и обучению, а в центре внимания воспитателя оказываются две цели. Во-первых, необходимо найти эффективное решение эмоциональных проблем и конфликтов, чтобы дети были способны сконцентрировать внимание на обучении. Во-вторых, ребенка нужно подвести к пониманию того, что, несмотря на его желание быть независимым, он находится под опекой родителя или воспитателя, который несет за него ответственность. Игровая технология в дошкольном образовательном учреждении должна помочь справиться с чувством бессилия и другими эмоциями, в частности агрессией, чтобы процесс обучения стал возможен.

Простая игровая деятельность может дать детям представление о социальных нормах, ролях и допустимом общественном поведении – знания, необходимые для нормального взаимодействия с окружающими в повседневной жизни. Яркие истории с поучительным подтекстом помогают ребенку понять, чем хорошее отличается от плохого, усвоить культурные ценности и правила, функционирующие в обществе [4, с. 13-17].

Некоторые типы игры позволяют научить детей вести целенаправленную деятельность и решать возникающие проблемы. Они подразумевают разбиение проблем на отдельные задачи, оценку приоритета этих задач и их решение вплоть до достижения положительного результата. Этот процесс предполагает отказ от сиюминутного удовольствия ради установленной цели, управление собственными порывами, прогнозирование и планирование будущего – развитие навыков, необходимых для работы в рамках нашей культуры. Игры, развивающие эти навыки, должны включать в себя элементы коллекционирования, конструирования и строительства, требовать организационных навыков и репетиций. Игровая имитация школы, магазина или больницы поможет детям узнать, что такое социальные роли, и познакомиться с миром взрослых.

Таким образом, развивающие игры - это игры, специально составленные с целью активизации различных способностей ребёнка, в том числе двигательных и умственных.

Одним из главных способов познания мира, являющимся к тому же потребностью ребёнка, является игра. В процессе игры новое усваивается легче и непринуждённее. С помощью специально разработанных игровых методик можно способствовать развитию органов чувств - зрения, слуха, умственных способностей, укрепить внимание и память, развить речь и пополнить словарный запас речи, помочь ребёнку овладеть двигательными навыками.

Обычные игры занимают и развлекают ребёнка, развивающие - помогают провести время не только интересно, но и эффективно, получив при этом огромную пользу для общего развития, подготовить ребенка к учебной деятельности.

Литература

1. Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта. Занимательные задания для детей 2 - 6 лет. Серия «Развиваем внимание, память, логику». - М.: Школьная пресса, 2010.

2. Вопияшина Ц.Б. Участие детского сада в целевой программе // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2006. - №1.

3. Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Совершенствование управления детским садом // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2006. - №10.

4. Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Организация педагогической деятельности // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2006. -№6.

5. Комарова Е.С Развитие дошкольного образования // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2006. - №5.

6. Маханева И.М. Управление развитием детского дошкольного учреждения. - М.: Сфера, 2006. – 125 с.

7. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.

Просмотров работы: 244