ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА И КОКНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА И КОКНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблему повышения качества и конкурентоспособности продукции в условиях развивающихся рыночных отношений следует рассматривать как главный фактор экономической стабильности предприятия.

В настоящее время привилегированное положение на мировом рынке занимают страны, чьи предприятия смогли организовать производство необходимого количества высококачественной и конкурентоспособной продукции. В перспективе эта тенденция будет только возрастать.

Природа качества, систем управления качества продукции представлены в многочисленных трудах отечественных и зарубежных ученых. Рассматривая различные варианты термина «качество», можно выделить две основополагающие позиции:

1.В формулировку категории «качество» включаются только технические, технологические и эксплуатационные характеристики изделия.

2.В формулировку категории «качество» включаются не только технические, но и экономические свойства (прежде всего стоимостной показатель - цена) продукции.

В "Большом экономическом словаре» представлено следующее определение качества: «Качество продукции - это совокупность технико-экономических и эстетических свойств продукции, обуславливающих её способность удовлетворять определенные требования в соответствии с назначением»1.

Самая четкая позиция о необходимости включения в совокупность характеристик экономического показателя «цены» - представлена в докладе «Производительность и качество» (1988г.) американским специалистом, доктором X.Дж. Харрингтоном «Мои твердые взгляды на качество таковы:

1.Определение «качества». Удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может позволить, когда у него возникает потребность.

2.Определение «высокого качества». Превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает».

Основная причина такого разночтения категории «качество» заключается в том, что сторонники второй позиции переходят от категории «качество» к категории «конкурентоспособность».

Убедительное тому доказательство разработка и использование термина «интегральное качество». В книге А.В. Гличева, В.П. Панова, Г.Г. Азгальдова «Что такое качество?» под интегральным качеством понимается качество, определяемое совокупностью всех функциональных, эстетических и экономических свойств и выражаемое соотношением между потребительской стоимостью и стоимостью продуктов труда.

Аналогичный вариант предложил д.э.н., профессор В.И. Сиськов, который ввел термин «эксплуатационное качество», полагая, что чем меньше цена и больше полезный эффект, тем выше качество продукции, т.е. чем ниже уровень эксплуатационного качества, тем выше качество продукции.

Таким образом, стоит отдать предпочтение первой позиции, в основе которой под качеством продукции понимается совокупность технических и эксплуатационных параметров продукции.

Определение категорий «конкуренция» и «конкурентоспособность» как и категории «качество» имеет множественные оттенки в оценках различных авторов.

Й. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.

Более четкое определение дано в «Большом экономическом словаре»: «конкуренция - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья».

В этих и аналогичных определениях, просматривается определенный пробел: конкурентоспособность товара (продукции) рассматривается в общем плане в отрыве от конкретной фирмы, производящей и поставляющей его на рынок.

Таким образом, следует определять конкурентоспособность товара не вообще, а конкурентоспособность товара конкретной фирмы, его производящей.

Более точным представляется следующее определение:

Конкурентоспособность товара (продукции) - это реальная или потенциальная способность товара (продукции), производимого определенной фирмой (организацией), занимать соответствующую нишу на рынке данного и аналогичного видов товаров.

Уровень конкурентоспособности продукции формируются двумя показателями - качеством и ценой конкретного вида продукции.

Зависимость уровня конкурентоспособности продукции в условиях чистой (совершенной) конкуренции от показателей качества и цены представлена на рис. 1.

Рис. 1 Зависимость уровня конкурентоспособности продукции от её качества и цены

Из графика (рис. 1) видно, что уровень конкурентоспособности продукции находится в прямой зависимости от качества и в обратной зависимости от цены продукции: высокая конкурентоспособность отмечается высоким качеством и низкой ценой продукции. Продукция неконкурентоспособна, если её качество низкое, а цена высокая.

Р.А. Фатхутдинов оценивает уровень конкурентоспособности товаров стран Юго-Восточной Азии на российском рынке как низкий вследствие низкого качества товаров. Он объективно отмечает низкую цену товаров, поступающих из стран Юго-Восточной Азии.

Возникает мнение о необходимости сегментации российского рынка по уровню доходов различных слоев населения. Если говорить о конечной продукции потребительского назначения, то для небольшого круга потребителей главный показатель конкурентоспособности - качество продукции, а второстепенный показатель - ее цена.

А что касается населения с низким уровнем годового дохода, то для них решающим показателем является цена продукции и, как правило, на потребительском рынке высока доля низкокачественной продукции и продукции среднего качества.

Также необходимо отметить, что на потребительский спрос существенное влияние оказывает реклама. На российском внутреннем рынке в результате недобросовестной рекламы продвигаются товары низкого качества, часто не соответствующие по своим характеристикам рекламным показателям.

1 Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь, 5-е изд. доп. и перераб., М.: Институт новой экономики, 2002. С.469

Просмотров работы: 329