В экономике РФ обострились проблемы, связанные с развитием производственных площадок, обновления технопарка, нарастанием экономического кризиса в России, что было обусловлено санкционными механизмами, среди которых болезненной точкой стал запрет доступа к иностранным заёмным источникам, широко используемым бизнесом, которые являются дешевле российских в силу ряда объективных причин, а также ухудшение условий финансирования для крупных российских компаний на внешнем рынке, снижение кредитного рейтинга России и российских облигаций, отток капитала и ухудшение имиджа российской экономики, сложности в сфере импорта, так как экономика России достаточно зависима от ввоза наукоемких технологий, продукции машиностроения, лекарств, в значительной степени и продовольствия. 1
Правительством РФ были приняты симметричные меры - контрсанкции, одной из которых стало продовольственное эмбарго - запрет ввоза в Россию «отдельных видов» с/х продукции, продовольствия и сырья (что соответствует почти 15% внутреннего потребления), страной происхождения которых является государство, вводившее экономические санкции в отношении российских юридических и физических лиц в 2014 году.234 В 2013 году 47 % всей поставленной в Россию сельхозпродукции было произведено в ЕС и США (которые попали под эмбарго), что показано на рисунке 1.
Рисунок 1 – Российский импорт сельхозпродукции странами – производителями за 2013 год
Создавшийся продовольственный вакуум решено было заполнить импортозамещением — активным процессом замены импорта отечественными товарами или услугами, то есть произведенными внутри страны.5
Однако, как отмечают специалисты, чтобы успешно осуществить импортозамещение, а не перераспределение значительных импортных потоков сельскохозяйственной продукции между странами-экспортерами, потребуется сравнительно длительный период, не один и не два года, а также комплекс мер поддержки отечественных сельхозпроизводителей. 6
В настоящее время в системе продовольственной безопасности РФ стоят следующие проблемы:
Неоднозначность динамики и недостаточный уровень продовольственной безопасности России
Состояние системы мониторинга продовольственной безопасности России
Высокий уровень зависимости сельского хозяйства России, в частности производства агрокультуры от импортных технологий, комплектующих
Редкость использования информационных технологий в сельском хозяйстве и пищевом производстве России.
Объектом исследования данной работы являются процессы обеспечения собственными технологиями сельскохозяйственного сектора системы продовольственной безопасности Российской Федерации в современных экономических и политических мировых реалиях.
Для определения уровня продовольственной безопасности используется система показателей продовольственной безопасности. Специалистами FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН - Food and Agriculture Organization United Nations) выделяются четыре укрупненных блока для измерения продовольственной безопасности:7
– наличие продовольствия;
– экономическая и физическая доступность продовольствия;
– использование продовольствия;
– стабильность доступа к продовольствию на протяжении длительного периода времени.
Далее необходимо отметить, что за период с 2015 по 2016 год импорт продовольствия в РФ благодаря продовольственному эмбарго, импортозамещению,8 развитию сельского хозяйства сократился почти вдвое, а производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации растет, но на порядок меньшими темпами. 910
Рассматривая процессы развития импортозамещения в России как фактор продовольственной безопасности, необходимо затронуть обеспечение продовольственной безопасности на межгосударственном уровне, которое имеет свои специфические особенности. В рамках, например, Европейского Союза реализация этой задачи осложняется действующей там свободой движения товаров, в том числе и продовольственных. Реализация любого товара, выпущенного в оборот в одном из государств-участников, осуществляется беспрепятственно на территории всего Евросоюза (ст. 23 и следствие Договора о Европейском сообществе). Ограничение данной свободы допускается лишь в исключительных случаях. При этом установление стандартов качества продукции является прерогативой национальных государств.
Европейские страны – экспортеры мягких сортов пшеницы, однако им приходится ввозить большое количество пшеницы твердых сортов. Они почти полностью обеспечивают себя свекловичным сахаром и практически полностью мясом (поскольку импорт американской баранины перекрывается эквивалентным вывозом говядины и свинины).
Таким образом, в данной статье были рассмотрены особенности реализации стратегии продовольственной безопасности Российской Федерации в сельском хозяйстве, связанные с процессами импортозамещения, российского продовольственного эмбарго с 2014 года, влияние этих и других процессов на уровень жизни населения России, а также рассмотрены подходы к обеспечению продовольственной безопасности в развитых странах.
1 http://fb.ru/article/159526/vliyanie-sanktsiy-na-ekonomiku-rossii-posledstviya-vvedeniya-sanktsiy-ekonomika-rossii-segodnya
2 Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560"О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"
3 Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560"О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"
4Указом Президента РФ от 29 июня 2016 г. N 305 меры, предусмотренные настоящим Указом, продлены с 6 августа 2016 г. по 31 декабря 2017 г
5Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. № 1948-р «Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы»
6 Fedorov N.V. O sostojanii prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii v 2013 godu i prognoze na 2014 god.// vystuplenie na zasedanii Pravitel'stva RF 27 marta 2014 g.-http://government.ru/news/11312
7Клещевский Ю.Н., Казанцева Е.Г.. Оценка уровня продовольственной безопасности страны // ISSN 2074-9414. Техника и технология пищевых производств. 2014. № 3
8 Указом Президента РФ от 29 июня 2016 г. N 305 меры, предусмотренные настоящим Указом, продлены с 6 августа 2016 г. по 31 декабря 2017 г.
9 Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012г. № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»
10 Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 и от 24 июня 2015 г. № 320»