ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ МЕТОДОВ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ МЕТОДОВ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Крылова О.О. 1
1Липецкий филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящий момент трудно представить себе деятельность экономических субъектов, которая не граничила бы и не взаимодействовала бы с финансово-хозяйственными отношениями в форме взаимных расчетов с другими субъектами. Необходимо также учесть, что помимо существующих кризисных экономических явлений в экономике России, оперативное управление любым бизнесом сопряжено с постоянной необходимостью решения различных финансовых задач различного уровня сложности. Действующая экономическая ситуация приводит к тому, что экономические субъекты чаще начинают сталкиваться с проблемами роста невозврата долгов со стороны недобросовестных партнеров. Именно поэтому любому предприятию, в не зависимости от масштаба деятельности, необходимо разработать и использовать политику управления дебиторской задолженностью, которая может включать в себя следующее:

1. Проведение анализа динамики, структуры и состава имеющейся дебиторской задолженности. При проведении данного анализа могут быть использованы различные методики и системы показателей оценки дебиторской задолженности.

2. Создание и отработка системы принципов и критерий, руководствуясь которыми, будут проводиться расчеты организации с ее бизнес партнерами в будущем1. Следует заранее провести подробную классификацию требований в зависимости от типа и вида контрагента, а именно к поставщикам сырья и материалов и к покупателям готовой продукции. На основе данной классификации можно выделить два ключевых направления: определение границ сроков платежей, которые приемлемы для нашей организации и определение видов и форм расчетов с контрагентами, которые приемлемы для нашей организации.

3. Определение финансового потенциала и запаса финансовой прочности с целью создания возможности предоставления организацией товарных (коммерческих) или потребительских кредитов своим покупателям и заказчикам. При реализации вышеназванных форм кредитования контрагентов, организация должная обладать достаточным уровнем высоколиквидных активов, которые могут быть привлечены для нивелирования потенциальных острых ситуаций, вызванных несвоевременным погашением контрагентами ранее взятых на себя обязательств.

4. Проведение анализа возможности создания определенной суммы оборотных активов, которые можно отвлечь («заморозить») в дебиторскую задолженность по предоставляемым товарным (коммерческим) и потребительским кредитам. Расчет данный суммы отвлекаемых оборотных активов должен базироваться на:

  • объемах закупаемой и реализуемой продукции;

  • имеющейся и часто применяемой практики кредитования бизнес партнеров;

  • величине оборотных активов организации;

  • создании достаточного уровня высоколиквидных активов, которые бы обеспечивали необходимый показатель платежеспособности организации;

  • учете правовых особенностей взыскания имеющейся дебиторской задолженности2.

5. Формирование списка будущих дебиторов и проведение оценки их качества с учетом риска невозврата или задержки оплаты.

По товарным (коммерческим) кредитам подобная оценка должна быть проведена с учетом следующих критериев:

1) имеющаяся деловая репутация бизнес партнера;

2) уровень хозяйственных операций с бизнес партнерами, характеристика их стабильности;

3) оценка текущего и потенциального уровня платежеспособности бизнес партнера;

4) оценка результатов хозяйственной деятельности бизнес партнера;

5) оценка конъюнктурной стадии отрасли работы бизнес партнера (рост, стагнация.

6. Определение предельной величины выделяемых кредитов в любой форме. Данное лимитирование должно базироваться на потенциале финансовых возможностей самой организации, количестве партнеров, заинтересованных в подобных кредитах, а также с учетов уровня кредитного риска. Рассчитанный предел суммы дебиторской задолженности («кредитный лимит») должен быть разграничен по группам потенциальных дебиторов организации.

7. Проведение всесторонней оценки размеров потенциальных финансовых потерь, которые могут быть причинами отвлечения оборотных активов организации. База для такой оценки – методы увеличения (наращения) или снижения (дисконтирования) стоимости долга, как в текущих, так и в будущих ценах.

8. Создание предпосылок для формирования реальных условий полного возврата я дебиторской задолженности. При формировании данных условий должна быть создана система мер, которая обеспечивала бы возврат суммы долга (дебиторской задолженности).

9. Создание действенной системы штрафных санкций, которая включает в себя ряд мер, за просрочку исполнения взятых дебитором обязательств. Размеры применяемых финансовых санкций должны в полной мере возмещать реально возникшие финансовые потери организации, а именно снижение или потерю дохода, учитывать затраты на инфляционные потери, возмещать риск снижения уровня платежеспособности организации3.

10. Определение процедуры взыскания дебиторской задолженности. Эта процедура предусматривает сроки и форму предварительного и последующего напоминаний контрагентом о дате платежа, возможность пролонгирования срока и порядка взыскания долга и другие действия.

11. Использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

Таким образом, на основе проведенного теоретического исследования можно сказать, что рациональное применение финансовых методов механизма управления дебиторской задолженностью позволит предприятию выявить проблемные зоны в ее составе и структуре, разработать эффективные управленческие решения по решению выявленных проблем и реализовать комплексную систему мер по обеспечению достаточного уровня рентабельности, снизив задолженность по обязательствам.

1 Шадрина Г.В. Комплексный экономический анализ предприятия: учебник. М.: Мир, 2015. С. 84.

2 Сулейманова Д.А. Комплексная оценка и анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия // Проблемы современной экономики. 2016. № 4. С. 45.

3 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. С. 194.

Просмотров работы: 285