ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Назаренко В.С. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Липецкий филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях совокупного существования посткризисных проблем финансового сектора и санкций, введённых в отношении России, всё чётче проявляется уязвимость российской экономики к изменениям внешних условий, всё более явными и требующими безотлагательных действие становятся внутреннее структурные проблемы. Внедрение режима таргетирования инфляции в 2014 году, на наш взгляд, было во многом преждевременным, при этом существующие структурные проблемы российской экономики сводили на нет попытки стабилизации в кризисный период.

В данной ситуации важнейшая роль отводится взвешенной и грамотной денежно-кредитной политике (ДКП) осуществляемой Центральным банком Российской Федерации. ДКП, проводимая в рамках режима таргетирования инфляции, требует сбалансированного подхода учитывающего многофакторность развития внешних влияний, что и определяет актуальность данной работы.

Инфляционное таргетирование являет собой более систему принципов, нежели жесткий набор правил ДКП, в этом и состоит некоторое преимущество «ограниченной свободы действий», заключающееся в синтезе правил и свободы действий Центрального банка. Основополагающим требованием таргетирования инфляции выступает операционная независимость, однако, несмотря на это, координация с Правительством РФ реализуемых и планируемых мер определяет успешность ДКП. Другим неотъемлемым положением является установление и достижение целевого уровня инфляции, в России он определяется Центральным банком на среднесрочную перспективу. На данном этапе Банком России запланирован целевой уровень в 4% с горизонтом снижения годовой инфляции и достижения значения до конца 2017 года.1

Безусловно, всем известно, что приоритетной задачей и главной функцией Банка России является обеспечение устойчивости рубля посредством поддержание ценовой и финансовой стабильности – важнейших компонентов устойчивого экономического роста. Однако при этом таргетирование инфляции предполагает отказ от фиксации валютного курса на определенном уровне, отводя ему роль адаптационного стабилизатора.

В условиях таргетирования инфляции основным каналом воздействия на управление внутренним спросом, а, следовательно, и на инфляцию, являются процентные ставки. Банк России осуществляет данное воздействие через ключевую ставку, устанавливаемую на регулярной основе и влияющую не только на краткосрочные ставки денежного рынка, но и на весь диапазон процентных ставок в финансовом секторе, посредством трансмиссионного механизма.

Согласно исследованиям МВФ, инфляционное таргетирование представляется прагматичным ответом на низкую эффективность других методов ДКП и обусловливает более низкую инфляцию и волатильности процентных ставок, чем альтернативные режимы.2

Эффективность работы данного механизма влияния изменения ключевой ставки на инфляцию зависит от роли финансового сектора в движении денежных ресурсов, направления макроэкономической политики, ее особенностей, а также различных факторов присущих как финансовому, так и реальному сектору.

Стоит отметить достаточно высокую немонетарную долю, присутствующую в инфляции. Так отказ от валютного регулирования привел к повышению спекулятивной составляющей волатильности рубля, а курсовой вклад в инфляцию в 2015 году составил около 7%. Однако влияние данного обстоятельства на устойчивость национальной валюты почему-то не вызывает у регулятора опасения. Следует принимать во внимание и пагубность сырьевой зависимости. Нельзя не отметить девальвацию в России более болезненную и масштабную, чем в ряде стран нефтеэкспортеров. По данному показателю Россия опередила такие страны как: Ангола, Нигерия Алжир, Иран и Ирак, даже несмотря на большую долю нефтяного экспорта в структуре их ВВП.3 Кроме того довольно высокий уровень долларизации экономики, вызванный опять же экспортно-сырьевой зависимостью и существующая монополизация в отдельных отраслях так же являются факторами снижающими эффективность таргетирования инфляции.

В условиях таргетирования инфляции одним из важнейших каналов трансмиссионного механизма можно назвать информационный канал, ведь ожидания экономических агентов существенно влияют на инфляцию. На данный момент имеют место завышенные инфляционные ожидания, а также желание существенного ускорения снижения ключевой ставки, по сравнению с заявленной Центральным банком траекторией. Стоит обратить внимание на то, что несоответствие между ожиданиями рынка и действиями Центрального банка заключается в большей степени в недостаточности информационной политики, а также низком уровне доверия субъектов экономики к декларациям регулятора, что вполне можно рассматривать как весьма значительную рестрикцию результативности денежно-кредитной политики. Монетарным властям необходимо уделить внимание недостаточности информационных интервенций, а также необходимости повышению определенного уровня доверия экономических агентов путем подтверждения достижения поставленных целей без необоснованных изменений.

Именно поэтому важным следует считать стремление Банка России к формированию предсказуемой экономической среды с наличием четких ориентиров для экономических агентов в условиях полной информационной открытости.

По нашему мнению повышению доверия к ЦБ будет способствовать расширение целей ДКП, ограниченных на данный момент лишь достижением целевого инфляционного показателя, и законодательное закрепление за Банком России задачи обеспечения устойчивости не только национальной валюты, но и экономического роста.

На наш взгляд ДКП, осуществляющаяся в условиях режима таргетирования инфляции, требует подхода учитывающего многовариантность развития внешних влияний, а так же первоочередного проведения комплексных мер по преодолению деструктивных факторов, нивелирующих положительные эффекты проводимой монетарной политики. Ведь повышение эффективности денежно-кредитной политики, безусловно, отразится на благосостоянии граждан, создаст условия для стабильности рубля, увеличения инвестиций и экономического роста.

1 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] URL:http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2017(2018-2019).pdf

2Центр исследований деятельности центральных банков. Руководство № 29. Практика инфляционного таргетирования – 2012. ЦИДЦБ, Банк Англии, Threadneedle Street, London, EC2R 8AH

3 Масленников В.В. Современная денежно-кредитная политика России – тормоз или акселератор? // Вестник финансового университета №1 2016 год.

Просмотров работы: 1488