ХАЙ-ТЕК В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ХАЙ-ТЕК В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ

Кажарова З.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Явление модернизма в культуре связано, прежде всего, с эпохой отхода от классических традиций и характеризуется преобладанием таких ценностей, как рационализм, расчетливость, урбанизация и индустриализация. Однако во второй половине XX века появился новый термин — постмодернизм. Им начали обозначать те явления в современной культуре, которые характеризуются пересмотром позиции модернизма и авангарда. Ситуация постмодерна, в отличии от модерна характеризуется тенденцией возвращение к традиции.

В архитектуре второй половины дух модернизма и интернационального стиля себя исчерпал. Городская среда стала дискомфортной в связи с дешевой застройкой домами, выдержанными в духе рационального функционализма, создающими ощущение уныния, монотонности и однообразия. Характерными особенностями постмодернизма стали сплав старого в новом контексте, маргинальность и ирония.

Неся в себе некоторые черты позднего модернизма на волне постмодернизма В семидесятые годы XX века в моду вошел стиль хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии).

Существует мнение, что задатки стиля хай-тек начали формироваться уже в середине XIX столетия. Это связывают с тем, что появились первые технологичные сооружения, такие как Хрустальный дворец (Crystal Palace) английского архитектора Джозефа Пакстона на первой Всемирной выставке в Лондоне в Гайд-Парке в 1851 году.

Хрустальный дворец в Лондоне

Примером может служить и Эйфелева башня, которая была задумана Гюставом Эйфелем как мемориал в честь столетия Великой французской революции для парижской Всемирной выставки 1889г

Эйфелева башня. Париж

В духе стиля хай-тек построен Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду.

Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду.

Здание было построено в 1977 году по проекту итальянца Ренцо Пьяно и американца Ричарда Роджерса. Оно представляло собой металлическое сооружение с выведенными наружу трубами, балками и змеевидным эскалатором.

Хай-тек появляется в первую очередь в дизайне общественных мест. Стиль интерьера диктует общие с архитектурой мотивы. Характерно использование прямых линий и простых фигур в интерьере. Главный тезис стиля хай-тек – это «дом – машина для жилья», следовательно, кроме технологического оснащения это полное отсутствие декора, открытые хромированные трубы коммуникаций, декорации стен искусственным камнем либо кирпичные стены без отделки, широкое применение стекла, пластика.

Хай-тек в интерьере - это гармоничное сочетание пространства и света, идеальные геометрические пропорции и использование предметов из мира высоких технологий. Мебель сначала создавалась из подручных технических материалов, стулом мог служить просто перевернутая стальная бочка или кресло из автомобиля. В дальнейшем, мебель стала использоваться по минимуму, и оценивалась с точки зрения практичности, удобства и минимализма.

Считается, что возводить здания в стиле хай-тек легче, чем при использовании других стилей. Но стоит отметить, что этому предшествует долговременное продумывание и исследование всех деталей сооружения для того, чтобы здание получилось максимально технологичным.

Несущие конструкций в хай-тэке характеризуются использованием стержневых элементов закрытого сечения вместо элементов открытого сечения. Это диктуется эстетическими требованиями сооружений данного стиля. Примером может служить здание банка в Мюнхене (архитектор В. и Б. Бетц, 1982 г.).

Применение металлических ограждающих конструкций также позволило принципиально модернизировать внешний облик зданий, форму фасада и цветовое решение. Данную тенденцию можно проследить в здании Конгресс-холла в Берлине (архитектор Р. Шуллер и У. Шуллер-Витте, 1973-1879 гг.). Форма здания напоминает корабль благодаря применению алюминиевых пластин во внешнем облике здания и встраивании в них светопроемов, которые напоминают корабельные иллюминаторы.

Здание Конгресс-холла в Берлине

Развитие хай-тека в дальнейшем проходит в сопоставлении двух тенденций, которые проявляются в усложнении внешнего объема техническими и технологическими деталями и тяготении к строгости форм сооружения, которые положили начало парижский Центр им. Помпиду и берлинский конгресс-холл. Примером развития первого направления служит здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити (проект Р. Роджерса). Здание имеет ясную объемную структуру. На каждой стороне сооружения пристроены небольшие металлические помещения для размещения коммуникаций, лифтов, балконов, лестниц. Это все нарушает четкую форму здания придавая ему эффект техничности.

Примером развития хай-тек строительства служит 179-метровый Шанхайский банк в Гонконге.

179-метровый Шанхайский банк в Гонконге

Форма данного сооружения стремится ввысь и напоминает установку для запуска ракет. Во время разработки проекта архитекторы обращались к опыту авиастроения, а также пользовались практикой военных учреждений, которые занимались созданием передвижных мостов. Заслуги британских авторов на поприще Хай-тека (в частности, парижский Центр Помпиду) пробудили интерес к футуристическим конструкциям и у французских архитекторов. Как следствие, в 80-е годы наряду с английской версией техностиля, начал развиваться французский вариант — более сдержанный, умеренный и поэтичный.

Интересным примером французского техностиля является проект «Институт Арабского мира» Жана Нувеля (1987 г.).

Рис.4 Институт Арабского мира

Наружное оформление здания уже шагнуло вперед – в квадратные панели с титановыми диафрагмами встроены фотоэлементы, которые измеряют уровень дневного освещения. В зависимости от его интенсивности диафрагмы закрываются или открываются, поддерживая нормальный уровень дневного освещения внутри здания.

Интересным явлением конца 70-х годов стало издание книги Джоана Крона и Сьюзан Слесин «Хай-тек: индустриальный стиль и книга идей для дома». Здесь авторы давали иллюстратированное описание того, как оформить интерьер с помощью различных предметов: металлических стеллажей с завода, контейнеров, лабораторных изделий из стекла, медицинских ламп и приборов.

Исторически в архитектуре сложилось три вида стиля хай-тек. Индустриальный хай-тек – это стиль, основанный на использовании элементов индустриальной эстетики. Здесь характерно использование стеклянных деталей, арматуры, металлических элементов и труб. Они, как правило, имитируют интерьер заводов, фабрик и других помещений промышленного назначения. Индустриальный хай-тек представлен работами таких мастеров, как Р. Роджерс, Р. Пиано, Н. Фостер.

Хай-тек в интерьере

Геометрический хай-тек основан на создании сложных геометричских деталей, форм пропорций и конструкций. Характерен поиск особого класса пространственных оболочек, базирующихся на стержне и состоящих из растягивающихся тросов (так, например, построена Сиднейская башня — Centrepoint Tower — высотой 304,8 метра или ровно 1000 футов. Строительство было закончено в августе 1981 года. Архитектор — Дональд Крон, инженер — Варгон Чапмэн).

Хай-тек в интерьере

Бионический хай-тек подражает формам живой природы. Интерьер в данном стиле - это целостная гармоничная структура внутреннего и внешнего вида жилища.

Хай-тек в интерьере.

Заключение

В современности, стиль хай-тек, который проявился в большей степени в архитектуре мегаполиса по сей день продолжает оставаться востребованным. Его идейное содержание сосредоточено на идеализации высоких передовых технологий. Данный стиль наследует опыт своих предшественников: конструктивизма, структурализма, и одновременно подчиняется новым специфическим законам. Современный хай-тек объединяет в себе практичность, высокую технологичность, функциональность и эффектный внешний вид. Для него характерна четкая геометрия, современные материалы и строгая цветовая гамма. Пространство в хай-тек используется по максимуму, а декор — по минимуму.

Список литературы

1. Иконников А. В. «Зарубежная архитектура» М., 1982.

2. Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре». М.: Архитектура-С, 2006.

3. Рябушин А.В., Шукурова А. Н. «Творческие противоречия в новейшей архитектуре». М., 2003.

4. Бондаренко И. А. «Архитектурное наследство». М.: ЛКИ, 2008.

5. Бусева–Давыдова И. Л., Акимова Л. И. «История искусства» М.: Искусство XXI век, 2003.

6. Фрид Кох «Энциклопедия архитектурных стилей». М.: БММ, 2005.

7. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=453077

8. http://lib.convdocs.org/docs/index-18597.html

9

Просмотров работы: 823