ЭВОЛЮЦИЯ ЛЕНД-АРТ И ТВОРЧЕСТВО ЧАРЛЗА ДЖЕНКСА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭВОЛЮЦИЯ ЛЕНД-АРТ И ТВОРЧЕСТВО ЧАРЛЗА ДЖЕНКСА

Руденко В.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ленд-арт (от англ. land art — ландшафт-искусство), направление в искусстве, возникшее в США в конце 1960-х годов, в котором создаваемое художником произведение было неразрывно связано с природным ландшафтом. Работы ленд-арта не были по отношению к ландшафту внешними или привнесёнными, последний использовался скорее как форма и средство создания произведения. Часто работы выполнялись на открытом и удалённом от населённых мест пространстве, в котором оказывались предоставленными самим себе и действию природных сил.

Отличие постмодернизма от модернизма состоит в сохранении основных традиций, но внедрением с новых форм и обличий.

1.История возникновения Ленд-арт

Лэнд-арт необходимо расценивать как художественный протест против привычной искусственности, пластмассовой эстетики и безжалостной коммерциализации искусства в Америке конца 1960-х. Мастера лэнд-арта не рассматривали стандартные художественные площадки, как музеи или галереи, в качестве демонстрации своей эстетической деятельности, ведь они создавали настолько монументальные пейзажные проекты, что их невозможно было сопоставить с традиционной транспортабельной скульптурой или же с коммерческим рынком искусства в принципе. Вдохновением для лэнд-арта послужили не только такие направления искусства, как минимализм и концептуализм, но также и модернистские движения, такие как Де Стайл, кубизм и работы Константина Бранкузи и Йозефа Бойса.

2. Лэнд-арт в России

Крупнейшей площадкой в современной России стала деревня в Калужской области Никола-Ленивец, куда приезжают лэнд-артисты со всей России, а также из зарубежных стран. В этом ключе нельзя не упомянуть Николая Полисского. С 2000 года он является создателем крупных арт-объектов в природной среде из естественных материалов, наряду с крестьянами – жителями деревни Никола-Ленивец, которую Полисский выбрал своей главное площадкой для творчества. Его первый проект – «Снеговики» создан на территории Никола-Ленивца в 2000 году и представлял из себя войско из 220 снеговиков, стоящих на берегу реки Угры. За «Снеговиками» последовали другие монументальные объекты из природных материалов – сена, дерева, лозы – «Сенная башня», «Дровник», «Медиа башня», «Маяк» и другие. С 2006 года в Никола-Ленивце проходит фестиваль «АрхСтояние», зачинщиком которого выступил Полисский, и в деревне начинают появляться работы различных авторов, в том числе и зарубежных.

3. Творчество Чарлза Дженкса

Чарльз Дженкс: Это главный индикатор того, что сегодня понимается под зданием-иконой. Такие здания используют энигму, загадочность в очень позитивном смысле. Идея в том, чтобы создать намек на задуманный образ, а не воссоздать его точную репрезентацию. Это новый феномен, который был изобретен случайно и присутствует в таких известных проектах, как Капелла Нотр-Дам Дю-О в Роншане Ле Корбюзье или Оперный театр в Сиднее Йорна Утзона. Сегодня архитекторы пытаются достичь подобных эффектов сознательно, и это обогащает архитектуру множеством кодировок и значений. Один из наиболее ярких примеров стратегического создания образа с множеством значений - Музыкальный центр в Порто, Португалия (арх. Рэм Колхаас, 1999-2005). Это своеобразная головоломка с большим количеством метафор.

Жизнь и деятельность

Чарльз Дженкс - американский архитектор, стоявший у истоков и разрабатывавший теорию постмодернизма в современной архитектуре; архитектурный критик; историк архитектуры; автор многочисленных статей и монографий; практикующий архитектор, ландшафтный дизайнер.

Принято считать Дженкса британцем. Однако он родился в Балтиморе, США, в 1939 году и получил образование в Гарварде. Он изучал там английскую литературу, а затем закончил прославленную Гарвардскую школу дизайна. Выбор архитектуры Дженкс объясняет тем, что однажды посетил очень убедительную лекцию о жизни и творчестве великого Корбюзье. Он понял, что архитектура может преобразить мир, и сделал свой выбор. В 1965 году он перебрался в Англию и спустя несколько лет защитил там докторскую степень по истории архитектуры. «Хоть я и живу в Лондоне уже более сорока лет, я считаю себя американцем и горжусь этим. «Я даже предпочел не принимать британского гражданства, хотя у меня и была такая возможность», - говорил Дженкс. В Лондоне в течение более чем двадцати лет он преподавал в прославленной Архитектурной Ассоциации, где встретил многих ныне всемирно известных архитекторов и свою будущую жену - Мэгги Кесвик (Maggie Keswick). Мэгги была красивой и талантливой женщиной. Она изучала литературу, искусство, архитектуру, ландшафтный дизайн, садоводство и была успешным дизайнером одежды. В 1995 году у нее обнаружили рак груди. «Самое главное - это не терять радости от жизни, даже находясь перед лицом смерти», - говорила она. Вместе с Чарльзом в том же году они основали фонд помощи больным раком. А уже на следующий год был построен первый реабилитационный центр в Эдинбурге. Мэгги не дожила до его открытия. А популярность его оказалась столь большой, что вскоре подобные центры разрослись по всей Великобритании. Сегодня их шесть и еще шесть строятся.

Это замечательное дело, но еще и очень дорогое. В одиночку Дженкс бы его не осилил. У него есть друзья и помощники. Строительство каждого Мэгги-центра обходится в два миллиона долларов, а содержание всех ныне существующих - в десять миллионов долларов ежегодно. Все центры разные, и их, конечно же, отличает прогрессивная современная архитектура. Среди архитекторов такие знаменитости, как Фрэнк Гери, Заха Хадид, Даниэль Либескинд и Ричард Роджерс. Причем для Гери и Хадид эти постройки оказались их дебютами в Великобритании.

«Многие из них являются моими и Мэгги близкими друзьями, - говорит Дженкс. - Я дружу с Гери 35 лет. Он был на нашей свадьбе, а Хадид была моей ученицей в АА. Я вовсе не гоняюсь за трофейными архитекторами. Но вы знаете, известные имена помогают привлечь средства, и я удивлен, что еще не все бизнесы и компании используют известных архитекторов для популяризации своих брэндов».

Чарльз вырос в очень богатой и успешной семье. Его дед по материнской линии Рэймонд Перл, был знаменитым биологом, автором многих книг и первым ученым, принесшим статистику в биологию и генетику. Отец Дженкса из известной и социально активной семьи из Балтимора. Он был композитором-модернистом и выступал с сольными концертами в Карнеги-холле, который просматривается с места, где мы беседуем в это утро. Но, пожалуй, самым близким Дженксу профессионально стал его дядя - знаменитый архитектор, ландшафтный дизайнер и гравер - Чарльз Платт, среди клиентов которого были такие могущественные нью-йоркские семьи, как Асторы, Рокфеллеры и Рузвельты. Немногие знают, что Дженкс не только теоретик и критик, но и практик. Он увлечен дизайном ландшафтов. Эту страсть передала ему Мэгги, совместно с которой они создали уникальный Сад космических фантазий в собственном поместье, раскинувшемся на 120 гектарах на юге Шотландии. Дженкс работает самостоятельно. Ему помогает личный секретарь и известная художница Мэделон Вризендорп (Madelon Vriesendorp), жена лучшего друга - Рэма Колхааса. Кроме ландшафтных и скульптурных проектов в Европе, среди которых выделяется Сад Национальной галереи современного искусства Шотландии, Дженкс проектирует односемейные дома в Великобритании и США. Однако главное дело жизни Чарльза Дженкса - книги. Все они о модернизме, и написал он их, наверное, больше, чем кто-либо - около сорока, и это не считая многочисленных и дополненных переизданий. В 1969 году вышла его первая книга «Значение в архитектуре», в которой собраны статьи о семиотике архитектуры. После этого появились такие популярные книги, как «Архитектура 2000» (1971) о предсказаниях в архитектуре, «Современные движения в архитектуре» (1972), «Язык Пост-Модернистской архитектуры» (1977), «Архитектура прыгающей вселенной» (1997), «Новая парадигма в архитектуре» (2002), и «Здание-икона» (2005), в которой объясняется любопытный феномен - enigmatic signifier, что буквально можно перевести как признак загадочности.

С того самого времени, как народ распробовал все прелести загородной жизни в особняках, на западный манер, мастера ландшафтного дизайна и специалисты по лэнд-арту (land art) надолго стали их добрыми друзьями, помогая как можно оригинальнее оформить декоративную лужайку перед домом и привести в порядок сад на заднем дворе. На западе же искусство ландшафтного дизайна шагнуло далеко вперед, и сады, созданные такими именитыми мастерами как британский архитектор Чарльз Дженкс (Charles Jencks), можно по праву считать настоящими шедеврами современного искусства, достойными украшать территорию королевской усадьбы.

Ландшафтного дизайнера, архитектурного критика и практикующего архитектора Чарльза Дженкса называют одним из лучших современных специалистов, а его работы неоднократно занимали первые места и выигрывали престижные премии международных архитектурных конкурсов и фестивалей. В свое время от получил степень магистра искусств в Гарварде, защитил диссертацию по истории архитектуры в Университетском колледже британской столицы, стал автором обширной монографии под названием "Язык архитектуры постмодернизма", однако не менее значимы и его достижения в области ландшафтного дизайна и лэнд-арта в целом. Одним из самых выдающихся проектов в этом направлении считается Garden of Cosmic Speculation ("Сад космических размышлений"), созданный автором в Шотландии, возле небольшого городка Дамфрис. Согласно авторскому замыслу, этот сад представляет собой нашу вселенную в миниатюре.

Ключевой элемент удивительного сада-Вселенной - огромная лестница на 25 пролетов, которые отмечают важные вехи в космической истории. Начиная с верхнего пролета, который символизирует сегодняшний день, посетители проходят через 13 миллиардов лет космической эволюции. Наконец, в самом низу ступеньки скрываются под темной водой, - что означает тайну происхождения Вселенной. Такими же философскими и глубокомысленными являются и другие арт-проекты Чарльза Дженкса, в которых он мастерски сочетает естественный рельеф с искусственным, и природные процессы с научными .

Один из самых последний проектов дизайнера - сад под названием Northumberlandia (Северная богиня), расположенный на севере Англии. По заказу британской угольной компании, Дженкс создал гигантскую скульптуру богини земли, высота которой достигает 112 футов, а длина - 1300 футов. Этот проект автор планирует завершить в 2013 году, и тогда Северная богиня станет самой большой в мире человеческой фигурой, когда-либо использовавшейся в ландшафтном дизайне. .

3.1. Парк Космических размышлений Чарлза Дженкса.

Парк Космических размышлений - весьма нетривиальное творение супругов Чарльза Дженкса и Мэгги Кевсик: здесь нет клумб, в прудах не бьют фонтаны, не поют птицы. Зато встречается весьма экзотическая флора, например, алюминиевые цветники или черные дыры, в которые невнимательный посетитель рискует провалиться.

Космический парк располагается на нескольких уровнях, подобно лестнице. Каждая ступень символизирует определенный этап на пути развития Вселенной. Парк привлекает внимание прежде всего своим ленд-артом. Искусственно созданный ландшафт не повторяется на всей территории. С помощью глубоких колодцев, спиралевидных холмов, обрывов и прудов архитекторы воспроизвели черные дыры, скопления звезд, колебания физических волн.Все аллеи и лабиринты в парке сходятся к скульптуре спиралевидной модели ДНК, источнику жизни на Земле.Путь к скульптуре-алтарю усеян всевозможными загадками и ребусами. Создатели парка собрали на своем заднем дворике лучшие достижения в области кибернетики, физики, геометрии и химии

Одним словом, беззаботно прогуляться по парку не получится: придется самостоятельно измерить золотое сечение Фибоначчи, решить несколько логических задач и применить пару математических формул для того, чтобы пересечь пруд. Иначе можно провалиться в черную дыру или потерять равновесие в зеркальном туннеле. А если неординарные загадки окажутся не по зубам, то в парке предусмотрена «Беседка бессмысленности», где можно забыться и выкинуть из головы алгебраические формулы и насладиться, наконец, свежим воздухом

Сад воздействует на пять органов чувств посетителя. Когда гуляешь по тропинкам вдоль линейных насаждений, вдоль стен своеобразной формы, либо посещаешь теннисный корт, создается впечатление, что постигаешь тайны. Рельеф сада создан в различных формах, например: дракона, двойной спирали молекулы ДНК, змеи, зиккурата.

Сад космических размышлений, расположенный в городе Дамфасе в юго-западной части Шотландии, носит статус одного из самых оригинальных и интересных на планете. Данное произведение ландшафтного искусства было создано двумя талантливыми людьми - известным архитектором постмодернистом Чарльзом Дженксом и его женой, ландшафтным дизайнером Мегги Чесвик. Когда в 1988 году Мегги унаследовала поместье Портрэк Хаус, у супругов зародилась идея создания миниатюрного сада-Вселенной, в котором абсолютно все будет посвящено процессу ее рождения и развития, месту человека в этом необъятном пространстве, и тому, что наука – это всего лишь маленький лучик в темном царстве неопознанного. Работая над проектом, Чарльз вдохновлялся фрактальной (Фрактальная геометрия

(см. Фрактал) — геометрия объектов дробной (фрактальной) размерности (например, коры дерева, облака, береговой линии залива и пр.), предложенная и развитая бельгийским математиком Б. Мандельбротом в 1977 году)

геометрией, а Мегги, будучи специалистом в области китайской садовой традиции, черпала вдохновение в китайской философии, привнося в парк гармонию и мудрость. Реализация проекта закончилась в 1989 году. В результате на территории площадью 16,2 га раскинулся сад, в котором среди плавных, волнистых и кривых линий рельефа, словно на китайской миниатюре, отражаются размышления о космосе, возникновении Вселенной и смысле жизни.

Чарльз Дженкс, один из самых авторитетных архитектурных критиков и теоретиков современности, продумывал дизайн Сада космических размышлений так, чтобы у человека задействовался не только интеллект, но и все органы чувств и при этом он ощущал бы себя первооткрывателем мира. Ведь здесь все олицетворяет Вселенную, более того, сад наполнен формулами, теориями и формами самоорганизующихся структур. В каждом уголке сада прослеживаются символы различных научных открытий и достижений.

Диковинный ландшафт сада состоит из пяти областей, заполненных водоемами разнообразных геометрических форм, необычными изумрудными холмами, долинами и странными скульптурными композициями, отображающими сложные научные мысли. В парке можно увидеть различные научные феномены, такие как черные дыры в виде причудливых алюминиевых цветников, воплощения последовательности Фибоначчи, мосты эволюционных скачков и фракталы (геометрические фигуры, составленные из нескольких частей, подобных всей фигуре целиком). Помимо этого, в парке есть многочисленные спирали, олицетворяющие цепочку ДНК, форму галактик и даже атмосферные явления (торнадо, ураганы). Металлические скульптуры очень органично влились в природный ландшафт сада. Их автором является Смит Джон Гибсон, талантливый мастер по металлу, который более 15 лет рука об руку с Дженксом работал над воссозданием всех идей дизайнера.

Ступени, как символ эволюционного развития, представлены в парке в самых разнообразных вариациях. Самая большая лестница, состоящая из 25-ти пролетов, является воплощением последовательности и периодичности развития Вселенной. Каждый из пролетов олицетворяет определенную стадию эволюции. Зигзагообразная лестница спускается с холма и заканчивается у пруда, символизирующего первозданный хаос, главный источник Вселенной. Прогуливаясь по огромным пролетам лестницы можно рассмотреть иллюстрации, изображающие формы жизни - от простейших до высших.

Если посетитель устал от такого своеобразного "мозгового штурма", он может посетить беседку бессмысленности, где ничего не помешает расслабиться и побыть наедине со своими мыслями.

К сожалению, жена Дженкса, Мегги, умерла в 1995 году, но сад не остановился в своем развитии, с каждым годом он все больше разрастается. Дженкс стал вкладывать в свое детище еще больше глубоких размышлений.

Вот что говорит Чарльз Дженкс о своем творении: “Когда мы начали работу над созданием парка, никто не думал о глобальных космических проблемах. Но по происшествие нескольких лет эти проблемы стали более отчетливо проявляться, и я взял их за основу, в качестве своеобразной «шпаргалки». Я часто размышлял о происхождении Вселенной и о природе, и в этом отношении сад является частью меня. Кроме того, это отпечаток длинной исторической традиции. Если вспомнить про японские сады в стиле «дзен», персидские «райские сады», французские и английские парки эпохи Возрождения – все они создавались для размышлений о смысле жизни. Поэтому главная идея Сада космических размышлений – микромир, миниатюрная модель Вселенной. Как по мне, то лучшей идеи для создания сада не придумаешь” .

Космический сад настолько необычный и вдохновляющий, что ему даже посвящена симфоническая композиция, созданная Майклом Гандольфи для Бостонского симфонического оркестра и Танглвудского Музыкального центра. В 2009 году это произведение было номинировано на звание "Лучшей современной классической композиции" на премии "Грэмми".

Так как сад является частной собственностью, он открывает свои двери для посетителей только один день в году. Если повезет, экскурсию будет проводить сам Дженкс, правда, это случается крайне редко и по предварительной записи. Все вырученные средства передаются в благотворительный фонд помощи онкологическим больным имени Мэгги Кесвик, покойной жены ученого.

Список используемой литературы:

  1. Доронина, Н. В. Ландшафтный дизайн: Выбор стиля. Планировка и подбор растений. Дизайнерские решения. / Н. В. Доронина. – М.: ЗАО «Фитон+», 2006. – 144 с.: ил.

  2. Николаев В. А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн: Учеб. Пособие/ В. А. Николаев. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с.

  3. Андреева Е.Ю. Постмодернизм: искусство второй половины ХХ –начала XXI века. СПб, 2007.

  4. Бонито Олива А. Искусство на исходе второго тысячелетия. М.:Художественный журнал, 2003.

  5. Тейлор Б. Art Today. Актуальное искусство 1970-2005. М., 2006.

  6. http://www.kulturologia.ru/blogs/180712/16837/

  7. www.wikipedia.ru

  8. http://society.polbu.ru

  9. http://www.krugosvet.ru

Приложение.

Парк Космических размышлений.

Просмотров работы: 520