ТЕАТРАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ: СТРУКТУРА, УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗОЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕАТРАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ: СТРУКТУРА, УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗОЙ

Соболев Д.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Театр (от греч. theatron – места для зрелища, зрелище) представляет собой один из родов зрелищного искусства, который выступает синтезирующим по отношению к другим родам, объединяя в себе искусства сценического движения, декламации, музыки, живописи, декоративно-прикладного искусства, а в настоящее время с развитием новых технологий число родов искусства, входящих в театр, продолжает увеличиваться (например, видеоинсталляции позволяют осуществить синтез с киноискусством, световыми зрелищными шоу и т. д.). Именно синтетичность, многосоставность театрального искусства делает его одним из наиболее сложных объектов управления. Другой причиной сложности управления театром является многообразие организационных форм театральной деятельности, сформировавшихся исторически до настоящего момента.

Имея глубокие корни в античности и культурах древности, свой подлинный расцвет театральное искусство в Европе обрело в эпоху Возрождения: «В определенном смысле театр в эпоху Возрождения достиг пика своего развития, освоив практически все возможные жанры, виды и направления. Тогда же сформировались и два основных типа организации театров. Если пользоваться современной терминологией, то их можно определить как репертуарный театр (когда более или менее стабильная актерская труппа ставит спектакли по произведениям разных драматургов) и антреприза (когда под определенный театральный проект специально собираются различные специалисты – эта традиция идет от постановок мистерий)»[4]. Именно в эпоху Возрождения и сам термин «театр» приобрёл целый ряд значений, а именно:

1. Театром называют здания, специально построенные или приспособленные для показа спектаклей («Театр уж полон, ложи блещут» А.С.Пушкин).

2. Учреждение, предприятие, занимающееся показом спектаклей, а также весь коллектив его сотрудников, обеспечивающих прокат театральных представлений (Театр Моссовета; гастроли Театра на Таганке и т.п.).

3. Совокупность драматургических или сценических произведений, структурированных по тому или иному принципу (театр Чехова, театр эпохи Возрождения, японский театр, театр Марка Захарова и т.д.).

4. В устаревшем значении (сохранившемся только в театральном профессиональном арго) – сцена, подмостки («Благородная бедность хороша только на театре» А. Н. Островский).

5. В переносном значении – место каких-либо происходящих событий (театр военных действий, анатомический театр)» [4].

Из обилия трактовок понятия «театр» в наше время для управления театром важнее всего тот факт, что под театром может пониматься как труппа, творческий коллектив, лишённый постоянной концертной площадки и занимающийся арендой, гастрольной деятельностью — так и напротив — здание и обслуживающий его организационно-административный и технический персонал при отсутствии постоянной труппы (такого рода театр существует за счёт приглашения различных театральных трупп извне). В то же время, данные два аспекта могут сочетаться друг с другом в различной пропорции: театр, имеющий постоянное здание и относительно стабильный творческий коллектив может одновременно сдавать своё помещение в аренду другим труппам, а также вывозить собственные постановки на гастроли. В каждом случае объект управления включает в себя различные составляющие структурные элементы, а также различные процессы.

В силу своей исторической давности, длительной ретроспективы, формы бытования театрального искусства характеризуются весьма устойчивыми, традиционными моделями. Так, складывание типовой структуры театра относится ещё к началу Нового времени. В деятельности придворных театров, равно как и в деятельности независимых театров сложились одни и те же формы типовой организационной структуры. Такое единство в принципах структурной организации театров, которое остаётся практически неизменным на протяжении многих веков, проистекает из самой специфики театральной деятельности.

«При всем разнообразии видов театрального искусства, создание сценического произведения проходит ряд необходимых одинаковых этапов, требующих определенной организационной работы. Первый – выбор литературной основы спектакля. Это большой подготовительный период, который проходит под руководством художественного руководителя театра. Его главными «действующими лицами» становятся коммерческий директор (продюсер) и главный бухгалтер театра: прежде всего, необходимо определить и утвердить финансовую смету спектакля» [4]. Этот, казалось бы, технический аспект театрального производства на деле закладывает основу как художественного решения, так и дальнейшего успеха будущего спектакля. Конечно, далеко не всегда можно выводить прямую зависимость крупного художественного достижения от размера суммы, вложенной в подготовку спектакля. Однако можно с уверенностью говорить о том, что недостаточное финансирование наверняка обеднит художественное решение постановки, а возможно и погубит ее.

Наряду с функциями финансового и репертуарного обеспечения деятельность театра выстраивается, прежде всего, через деятельность творческого коллектива — театральной труппы. В случае, когда речь идёт о музыкальном театре, наряду с драматическими актёрами центральное место занимает вокальная труппа (оперная, опереточная), оркестр, хор, балетная труппа. Одновременно с циклом подготовки театральных (музыкально-театральных постановок) во внутренней структуре театра во внешней среде развёртывается цикл маркетинговой деятельности. Наряду с данными функциями большое значение имеет техническое обеспечение деятельности театра, начиная от билетно-кассового обслуживания и заканчивая обслуживанием механизмов сцены, освещения, звукорежиссуры, поддержания чистоты, порядка и безопасности. Соответственно, и организационная структура театра выстраивается сообразно данным основным функциям.

Именно в ходе длительной истории формировалась типовая организационная структура, которая и по сей день характерна для большинства театров мира. По своему типу эта структура близка дивизиональной (см. Рис. 1). Она иерархична по своей природе и подразумевает подразделение на функциональные отделы в соответствии с характером и направленностью выполняемой работы. Так, типовыми для любого музыкального театра является наличие художественного совета, а чаще всего — и художественного руководителя, который может быть подчинён директору театра, либо быть равноправным лицом. В последнем случае художественный руководитель театра распоряжается и несёт ответственность за качество постановок, их творческое содержание, а директор театра несёт ответственность за распоряжение материально-технической базой и прочей собственностью, решает стратегические задачи развития деятельности театра, его продвижения на рынке театральных услуг и т. д.

Центральными для театров являются те структурные подразделения, которые непосредственно участвуют в производстве арт-продукта. Каждое из них имеет своего руководителя: оркестром руководит дирижёр, хором — главный хормейстер, составом солистов — руководитель оперной труппы, балетом — главный балетмейстер, постановочным процессом — главный режиссёр-постановщик. Поскольку театральное искусство является одним из наиболее синтетичных, включает в себя литературу, живопись, организацию пространства сцены, а в наше время — также искусство освещения, использование графических и световых эффектов, инсталляций — то данные виды искусства тоже обычно представлены дивизионами в организационной структуре. Так, главный художник руководит творческими принципами организации сцены, декорациями и бутафорией. Наряду с ним в структуре театра часто присутствует руководитель литературной части, который ответственен за работу с литературным первоисточником, либретто и т. д.

Рисунок 1 — Типовая организационная структура театра

Наряду с непосредственно творческими функциями в рамках деятельности театра немалая роль принадлежит управлению обширным фондом собственности. Данная функция входит в сферу ведения хоз. части. Использование сценических и прочих механизмов делают необходимым включение в структуру театра инженерно-технического отдела. Как и большинство организаций, театр должен иметь бухгалтерию, отдел кадров, административный отдел, договорной отдел. Если театр ведёт деятельность по приглашению гастролирующих артистов и трупп из других театров, а также если собственный коллектив театра ведёт гастрольную деятельность, требуются переговоры, в том числе с зарубежными партнёрами — имеет смысл включить в структуру специальный отдел гастрольной деятельности.

Коммуникация со слушателем также является перманентной функцией театра [1], в связи с этим большое значение следует уделить построению маркетингового отдела. Проведение в театре массовых мероприятий предполагает необходимость обеспечения безопасности. При этом театр может как воспользоваться услугами частного охранного предприятия (на правах аутсорсинга), так и иметь собственный отдел безопасности.

Структура администрации театра имеет как общие особенности, так и сформировала свои национальные модели (в частности, немецкий театр традиционно считается «интендантским» [3], потому что в нём существует чёткое распределение ролей между несколькими руководителями, каждый из которых ответственен за различные стороны деятельности театра, включая творческий процесс, хозяйственную деятельность, финансовое направление и бухгалтерию).

Однако, несмотря на то, что театральная структура, сформировавшаяся и укоренившаяся в практике деятельности большинства театров за много веков, является стабильной и оптимизированной под особенности протекания внутренних цикличных процессов, а также под все составляющие-дивизионы, даже в организационной структуре театра на сегодняшний день есть место для инноваций. В первую очередь они связаны с самим творческим процессом. По своей природе художественное творчество уже является тем видом деятельности, в котором инновационная составляющая, уникальность каждой театральной постановки — являются одним из условий художественного успеха. Сегодняшний театр трудно представить без художественного эксперимента. Именно театр является той сферой творчества, где традиционализм и новаторство тесно сосуществуют на одной сцене. Традиционализм театра связан с древностью самих основных жанров театрального искусства, новаторство же, инновационность возможно (и даже неизбежно) в силу уникальности вариантов и пропорций сочетания различных родов искусства внутри театрального.

Соответственно, и принципы организации управления театральной деятельностью могут быть построены по принципам инновационного менеджмента, так как в каждом случае происходит управления совершенно новым объектом. «Так, например, научные разработки психологии легли в основу актерского и режиссерского творчества, так же, как и исследования в области семиотики, истории, социологии, физиологии и медицины (в частности, в обучении сценической речи и сценическому движению). Развитие разных отраслей техники дают возможность усовершенствованию и переходу на новый уровень машинерии сцены; звуковому и шумовому хозяйству театра; световой аппаратуры; возникновению новых сценических эффектов (например, дым на сцене и пр.). Перефразируя известное изречение Мольера, можно сказать, что театр «берет свое добро там, где его находит»[4]. Это означает, что если театральный процесс рассматривается изначально как инновационный вид творческой деятельности, то управление инновационным процессом тоже должно быть оформлено, представлено на уровне организационной структуре.

Отсюда проистекает и «следующая видовая особенность театрального искусства: коллективность творческого процесса»[4]. Коллективная деятельность людей как таковая, принципы её организации так же могут обнаруживать немалый потенциал для инновационной составляющей, которая может проявлять себя в формах организации совместной работы, возможностях совмещения различных ролей в организации, их перераспределения, совмещения различных стороны деятельности и т. д. Однако «речь идет не только о совместном творчестве многочисленного коллектива театра (от актерского состава спектакля до представителей технических цехов, чья слаженная работа во многом определяет «чистоту» спектакля). В любом произведении театрального искусства есть еще один полноправный и важнейший соавтор – зритель, чье восприятие корректирует и трансформирует спектакль, по-разному расставляя акценты и порой кардинально меняя общий смысл и идею представления. Театральный спектакль без зрителя невозможен – уже само название театра связано со зрительскими местами. Зрительское восприятие спектакля – серьезная творческая работа, вне зависимости от того, осознается это публикой или нет» [4].

Процесс коммуникации со зрителем является именно той сферой, где инновационность может проявить себя во всей полноте, так как тем новым фактором порядка, который требует обновления форм взаимодействия со зрителем является изменения в самой социальной культуре населения, а также опыт современного человека, который включает в себя взаимодействия с принципиально иными формами искусства, технологиями и т. д. Данная сфера в большей мере нуждается в специальном управлении в силу её сложности как с материально-технической точки зрения, так и с художественной. Инновационным может быть принцип расположения зрителей в зале, степень и характер их участия в происходящем действе (который может допускать большую интерактивность, нежели в обычном театре), либо вовлечение прочих технологий (визуальных, аудиальных и т. д.), что требует соответствующей материально-технической базы, а также возможности её постоянного обновления для реализации новых инновационных идей и разработок. Одновременно инновационные начинания при взаимодействии со зрителем могут вызвать неизбежный вопрос о том, где пролегает черта между постановкой спектакля с привнесёнными в неё инновационными элементами — и созданием нового произведения по мотивам образца классического театрального репертуара.

Вопрос о том, до каких пор простирается свобода актёра, режиссёра-постановщика, сценографа — является дискуссионным, требует самостоятельного обсуждения, уникального решения в каждом конкретном случае, что составляет существенную и обширную сферу для управления инновациями. Отсюда проистекает и другая «особенность театрального искусства – его сиюминутность: каждый спектакль существует только в момент его воспроизведения. Эта особенность присуща всем видам исполнительского искусства. Однако здесь есть свои особенности» [4].

Творческий процесс непосредственно связан и с двумя другими магистралями управления театральной организацией, а именно — кадровой политикой и управлением материально-технической базой [2]. В связи с этим выделение инновационного менеджмента в самостоятельную структурную ячейку театральной организации означает, что она так же должна включать в себя управление творческими, маркетинговыми инновациями наряду с управлением взаимосвязанными потоками финансов и материальных ресурсов.

Можно выделить следующие основные сферы возникновения и применения инноваций в деятельности театра:

- инновационная сценаристика и режиссура;

- инновационная сценография;

- инновационные способы взаимодействия театра со зрителем;

- инновационный подход к формированию репертуарного плана;

- инновационный продукт, включающий, наряду со зрелищными услугами, прочие пакеты услуг;

- инновационный маркетинг театральных зрелищных услуг;

- инновационный подход к управлению человеческими ресурсами и соответствующие технологии совместной деятельности театральной труппы;

- применение инновационного оборудования (включая звукорежиссуру, световое оборудование, механизмы сцены, специальные костюмы с дополнительными возможностями и т. д.).

Таким образом, отдел инновационного управления должен осуществлять деятельность по планированию, организации, мотивации и контролю за инновационной деятельностью на всех этапах подготовки спектаклей, включая творческую, кадровую, материально-техническую, маркетинговую и прочие составляющие. Обязательным условием эффективной деятельности отдела управления инновациями в рамках театральной организации должен быть мониторинг тех инноваций, которые возникают в других театральных организациях, а также во всех смежных сферах (например, в сфере светозвукового оборудования и технологий его применения, в сфере профессиональной подготовки творческих кадров сценических искусств и т. д.). Мониторинг инноваций позволит не только находить возможности для проникновения в деятельность театра тех инноваций, которые уже возникли в других театрах и смежных организациях, но и даст возможность быть в курсе происходящих событий и трендов[5], ориентироваться на них при собственной инновационной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Крылова А. В. Звук в рекламе. – Ростов-на-Дону, 2002. – 70 с.

  2. Крылова А. В. Инновационные формы активизации массового потребления музыкального искусства академической традиции // Музыкальное искусство в современном социуме: сборник научных статей / ред.-сост. А.В. Крылова. – Ростов н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2014. – С. 82–93.

  3. Федянина О. В. Организационные формы и структура современного немецкого театра // Pro настоящее. №1(2), 2013. С. 76–82. Электронный ресурс: http://sias.ru/upload/voprosy_teatra/2013_1-2_76-82_fedianina.pdf

  4. Шабалина Т. Театр (театральное искусство). Электронный ресурс: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html

  5. Крылова А. В. Музыка в культуре повседневности. Избранные статьи / Ростов-на-Дону, 2011.

8

Просмотров работы: 2691