ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАБОТЕ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ НА УРОКЕ ХИМИИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАБОТЕ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ НА УРОКЕ ХИМИИ.

Козырева А.С. 1
1Тульский государственный педагогический университет, факультет естественных наук
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день наблюдается рост числа детей с тяжелыми нарушениями слуха. При профессиональной подготовке бакалавра, будущему учителю необходимо определить для себя ряд психологических аспектов, с которыми он может столкнуться при работе с детьми, имеющие дефекты слуха.

Низкий уровень развития речевого аппарата приводит к тому, что у глухого ребенка мышление основывается на тех образах и представлениях о предметах и явлений окружающего мира, которые складываются в результате зрительного восприятия. Остаточный слух, осязание, обоняние и вкус играют в данном процессе вспомогательную роль. Жестовая речь этих детей не может стать достаточной заменой словесной речи. Поэтому глухой ребенок в некотором смысле отстает в своем умственном развитии от слышащих сверстников. Усвоение словесной речи открывает возможности формирования отвлеченного мышления в понятиях, без которых невозможно обучение химии.

Дети с тяжелыми нарушениями слуха имеют затруднения в развитии коммуникативных навыков и умений, более поздние темпы развития, а также своеобразие в развитии личности [1]. Исследования специальной педагогики показывают, что у детей с нарушениями речевого развития наблюдаются вторичные отклонения в становлении психических процессов (снижение объема памяти, неустойчивость внимания, замедление в развитии мышления, отставание в развитии произвольности психических процессов и др.).

Поэтому в работе учителя должно быть предусмотрено создание комфортных условий для детей с особыми образовательными потребностями, что требует совершенствования качества психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха, и впоследствии нарушением речевого развития, помимо развития памяти, внимания, мышления, моторных функций, развития связной речи и другого, включает создание положительного эмоционального фона, формирование эмоциональной стабильности ребенка, в том числе и развитие его эмоциональной чувствительности и эмоционального восприятия.

Учителю необходимо создать благоприятные условия для детей с тяжелыми нарушениями слуха, для успешного внедрения их в социум, что окажет содействие социальной адаптации детей, развитие коммуникативных навыков и организацию психологически безопасной и эмоционально комфортной образовательной среды. Здесь очень важен профессионализм будущего педагога, который сможет грамотно разработать стратегию обучения и воспитания и способствует оптимизации потенциальных возможностей каждого ребенка.

Особое значение в профессиональной деятельности имеет эмоциональная компетентность. Не всегда одни и те же методы подходят для всех учеников, при работе с детьми, имеющими нарушения слуха нужно подобрать для каждого ребенка индивидуальный подход, так как психическое состояние при таких нарушениях неустойчиво, работоспособность может быть не стабильна, и чаще всего наблюдается резкое снижение. Несмотря на специфические особенности детей с нарушениями слуха в условиях личностно-доверительных отношений, построении образовательной программы с опорой на эмоциональную коммуникацию, снижении психотравмирующих воздействий, школьники способны показывать высокие результаты в учебе.

Методика преподавания химии для глухих и слабослышащих детей должна определяться на знании учителя-предметника готовности учащегося к обучению: физиологической, психологической (познавательная активность), учебной (общеучебные умения и навыки, интересе, самостоятельности и т. д.) и социальной (мотивы и цели получения образования).

При составлении учебных занятий необходимо брать во внимание особенности детей с нарушениями развития, опираться на принципы деятельностного подхода и обходного пути, социально-адаптирующей и коррекционно-компенсирующей направленности. [2].

Как было ранее выявлено, уроки, для глухих и слабослышащих детей, должны быть построены таким образом, чтобы в процессе обучения происходило развитие мышления, связной речи, моторики и пр. К таким формам относятся: домашние задания по химии (наблюдения и опыты), фронтальные лабораторные занятия по химии, работа с дополнительной литературой.

Домашние задания по химии могут включать наблюдения и опыты. Усвоение основ химии дает возможность детям наблюдать явления в природе и в быту и интерпретировать их с научной точки зрения, что приведет к развитию познавательных интересов, мотивации, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химии. А кладезь полученных знаний и умений найдет свое применение для безопасной работы с веществами в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде, проведения исследовательских работ.

Следовательно, при изучении химии должна быть предусмотрена самостоятельная работа учащихся, которая связана с выполнением опытов и наблюдений. Которые, в свою очередь, должны содержать в себе на столько продуманные задания, которые могли бы задействовать все органы чувств воспринимающие явления окружающего мира.

Для усвоения химических понятий важно, чтобы учащиеся активно и неоднократно применяли их, проводя эксперименты, обдумывая химические и технические явления для установления в них изучаемых понятий и законов.

Домашние опыты и наблюдения по химии имеют только им присущие характерные особенности:

 Возникновение новой возможности расширения связи теории и практики;

 Развитие у учащихся самостоятельности, внимания, наблюдательности, настойчивости и аккуратности при выполнении опытов.

 Формирование у обучающихся исследовательских мышлений при выполнении практической работы.

 Способствование творческому развитию учащихся, проектная деятельность.

 Дополнение школьных занятий (так как наблюдения могут быть продолжительными по времени);

 Привитие навыков сознательного, целесообразного труда.

Любое домашнее экспериментальное задание, полученное учащимися должно быть творческим и достаточно простым, чтобы они могли с ним справиться. Кроме этого необходимо учитывать особые образовательные потребности и индивидуальные особенности учащихся, поэтому задания должны быть дифференцированы (индивидуальные, групповые, фронтальные).

Примеры таких заданий для основной школы.

1. В подавляющем большинстве случаев названия химического элемента и соответствующего простого вещества совпадают. Приведите примеры из повседневной жизни, когда одно и то же слово (например, железо, водород, бром) означает в одном случае химический элемент, а в другом – простое вещество. (групповое задание):

2.Задание (всему классу): Под большой химический стакан положите веточку ели и поставьте 2 маленьких стаканчика 1) с 25 % р-ром NH4OH 2) с конц. HCl

Вскоре веточка покроется инеем, т.к. на ней образуются кристаллы нашатыря. Подумайте, почему?

3.После изучения темы "Классы неорганических соединений" ученики делятся на группы и получают задание: представьте, что Вы - представитель тур.агенства. Придумайте рекламу, призывающую посетить виртуальные страны "Оксиды", "Основания, "Кислоты", "Соли" (это может быть географическая карта, гимн, герб, песня, танец и т.д.)

Методически верно построенные наблюдения за химическими явлениями и опыты способствуют развитию сложных видов восприятия, произвольного внимания, наглядно- образной памяти, логического и абстрактного мышления и т. д., что позволяет с опорой на компенсаторные возможности детей с тяжелыми нарушениями слуха содействовать становлению личности школьника, способствовать познанию окружающего мира.

Фронтальные лабораторные занятия, как одна из форм обучения, занимают особое место. Они представляют собой лабораторные опыты, наблюдения, фронтальный эксперимент и т. п. Такая учебная деятельность направлена на включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. В ходе которой формируются универсальные учебные действия в реализации исследований учебного характера [3].

Фронтальные лабораторные занятия выполняют ряд положительных функций, среди которых можно выделить: связь лабораторной работы с изучаемым курсом; связь между демонстрационными опытами учителя и самостоятельно выполняемыми заданиями; работа с учебником и оборудованием; включение всех учащихся в поиск решения. А так же такие занятия позволяют привить учащимся навыки работы с химической посудой, измерительными и нагревательными приборами и аппаратурой. Это в свою очередь способствует активизации мыслительной и практической деятельности учащихся.

Всякое задание для обучающегося, является некого рода проблемой, которую необходимо решить. А это значит, что учитель выполняет еще одну задачу в обучении: проблемное обучение. Возникновение проблемных ситуаций приводит обучающегося к мобилизации всех сил на их разрешение. Преодоление проблемы как препятствия влияет на развитие личности, стимулируя мотивацию, интерес, креативность [4].

Работа с дополнительной литературой способствует формированию у учащихся умения использовать адекватные и специализированные языковые средства для высказывания своих мыслей и аргументированного доказательства [5]. Так же этот вид работы способствует формированию словесно-логической и долговременной памяти, творческого воображения, логического мышления, чувственной основы восприятия материала, созданию положительных эмоций, что позволяет повысить познавательный интерес к изучению химии, закрепить полученные знания на уроках.

Пример домашнего задания работы с дополнительной литературой:

Представьте ответ на любой из вопросов в произвольной форме (презентация, доклад, буклет и т.д.), дополнив его интересной информацией.

а) Что такое соляровое масло? Является ли оно жиром?

б) Что более «калорийно» - условное топливо (его теплотворная способность 29500 кДж/кг) или жир?

в) Православной церковью установлено около 200 постных дней в году, в том числе и все среды и пятницы. В эти дни исключались из пищи продукты животного происхождения, в том числе и жиры. Что такое постное масло? Постное мясо? Постный сахар?

г) Какова связь между жирными кислотами и жирами?

д) Является ли жиром подсолнечное масло?

е) Напишите уравнения реакций гидрирования и гидролиза жира, в состав которого входят пальмитиновая, олеиновая и стеариновая кислоты.

ж) Как экспериментально определить старое растительное масло?

Важным аспектом для будущего учителя в школе глухих и слабослышащих детей это психологическая готовность самого учителя к работе с особыми детьми. Не малую роль играет принятие учителем особенностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, подавление возможных негативных реакций и переживаний, развитие уверенности в своих действиях.

В связи с этим будущим педагогам необходима специальная психологическая подготовка. При чем она не должна основываться только на теоретических знаниях и получению информации о психологических особенностях ребёнка. Такому учителю рекомендуется пройти систему тренингов, на которых он мог бы приобрести базовые навыки, необходимые представителям всех помогающих профессий: работа со своими чувствами, признание своего права на негативные чувства и переживания, касающиеся тех людей, с которыми они работают, рассматривать это признание как точку развития, признание права на ошибку и право на просьбу о помощи. В среде учителей в основном не принято работать со своими собственными чувствами и переживаниями, очень тяжело признаются ошибки, тяжело воспринимается недостаточная компетентность в каком-либо вопросе. Как следствие тяжёлый груз вины и неоправданного чувства стыда. Конечно, такие тренинги должны проводиться профессиональными тренерами-психологами.

Организация обучения детей с особыми потребностями потребует от руководителей и педагогов существенной перестройки в подходах. Но в то же время специфика преподавания в таких школах не должна препятствовать применению современных методов обучения, характерных для общеобразовательной школы. Учитель химии должен применять все возможные средства и методы, обеспечивающие прочное знание предмета.

Обучение предметам направлено на формирование знаний, но и на коррекцию недостатков умственного и психического развития школьников.

Список литературы:

1. Ковязина И.В., Агавелян О.К. Эмоциональный слух как путь компенсации общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2009. – № 5. – С. 282-289.

2. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2005. – 400 с.

3. Пилипец Л.В., Клименко Е.В., Буслова Н.С., Пилипец Т.С. Становление готовности к исследовательской деятельности: школа – вуз – профессия. Фундаментальные исследования. 2014. № 8-1. С. 198-202.

4. Пилипец Л. В., Клименко Е. В., Буслова Н.С. Проблемное обучение: от Сократа до формирования компетенций // Фундаментальные исследования. – 2014. - № 5 (Ч. 4). – С. 860- 864

5. Алексеевнина А.К. Клименко Е.В., Пилипец Т.С., Пилипец Л.В. От разрешения научных парадоксов – к инновациям в исследованиях Материалы 3-й Ежегодной международной конференции по науке и технологиям. 21-22 октября 2013 года. – Лондон, 2013. – С. 50-62.

Просмотров работы: 333