МОТИВАЦИЯ И УЧАСТИЕ МОЛОДЁЖИ В ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОТИВАЦИЯ И УЧАСТИЕ МОЛОДЁЖИ В ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цыганкова А.В. 1
1ФГБОУ ВПО "ТГПУ им. Л. Н. Толстого"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В 2009 году на уровне государства был сформирован заказ по развитие молодежного добровольчества. Добровольческое (волонтерское) движение определено в качестве приоритетного направления в Концепции долгосрочного развития социально-экономической сферы в Российской Федерации на период до 2020 года.

Концепция трактует добровольчество как деятельность (добровольный труд) на основе свободного выбора, осуществляемую безвозмездно в интересах общества. Волонтер, в свою очередь, содействует в проведении и организации мероприятий на основании гражданско-правовых договоров.

В рамках этой концепции реализуется множество мероприятий, неотъемлемой составляющей которых является волонтерская деятельность. Волонтерское движение сейчас развивается достаточно бурно, одна из основных причин – свобода выбора. Только в 2017 состоятся такие крупные события как «Всемирный Фестиваль молодежи и студентов», «Российская студенческая весна», тесно связанные с волонтерским движением.

Однако вовлеченность молодежи в добровольческую деятельность все еще находится на невысоком уровне. На вопрос: «За последние два-три года Вы занимались, помимо своей основной работы, добровольной и безвозмездной деятельностью на благо других людей (не членов семьи и не близких родственников)? Если занимались, то как часто?» почти три четверти (73%) российской молодежи ответили, что такой деятельностью никогда не занимались. Из тех, кому более или менее часто случалось работать на благо других людей, большинство (15% от общего числа опрошенных) заявили, что делали это «редко, только несколько раз». Добровольной и безвозмездной деятельностью на благо других людей один раз в жизни занимались 3% опрошенных. Тех, кто очень часто, много раз участвовал в добровольческой деятельности, оказалось всего 7%. Таким образом, около четверти (25%) молодых россиян занимались добровольной и безвозмездной деятельностью на благо других россиян за последние два-три года.

«Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 2017 года станет отличной платформой для объединения людей со всего мира!», - Ахмад Альхендави, Посланник Генерального Секретаря ООН по делам молодёжи. Неотъемлемая часть Фестиваля - Волонтерский корпус. 7 000 добровольцев из всех уголков России будут ежедневно выполнять важные функции в организации события, встречать участников и гостей, дарить улыбки и заряжать позитивом!

Российской студенческой весне - 25 лет! Стать волонтером Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна» - это значит окунуться в удивительный мир студенческого творчества, стать единой большой командой, готовой прийти на помощь, найти друзей со всей России, увидеть организацию крупного масштабного мероприятия изнутри и более того – непосредственно принять в ней участие и стать соорганизатором!

Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков, юношей в социальную активность. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

Проблему волонтёрства исследовали как отечественными Н.А. Потапова, Н.В. Ходырева, Е. Щекова, И. Левдер, О. Фетисова, Е. Буглак, Ю.Н. Давыдов, И.Б. Роднянская, так и зарубежными психологами и социологами М. Дарли, Д. Майерс, М. Олчман, П. Джордан.

Российский социолог Е.И. Холостова подчеркивает, что волонтеры могут действовать либо неформально, работать бесплатно, как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций... Волонтеры в современном значении этого слова - это члены общественного объединения социальной направленности".

Российские психологи О. Фетисова, Е. Буглак и О. Кликунова в сборнике материалов обучающего семинара "Развитие молодежной активности в волонтерской деятельности" дают определение добровольчеству, а также выделяют некоторые характеристики, присущие добровольчеству: "Добровольчество (волонтерство) это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции... это активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества... Добровольчеству присуще характеристики, которые отличают его от иных форм помощи людям. Во-первых, это касается вознаграждения... Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы"

Е. Шекова также выделяет "концепцию волонтерства": "Волонтерство способствует улучшению качества жизни, а также развитию солидарности между людьми; волонтерство способствует более уравновешенному экономическому и социальному развитию; волонтерство дает возможность создавать новые профессии и открывать новые рабочие места".

Почему именно молодёжь? Молодежь – традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения.

Особенно важно привлекать молодёжь к волонтёрской деятельности. Работая волонтёром, молодой человек имеет возможность получить уникальный опыт: ведь так можно приобрести ценный опыт и новые знания, а также расширить кругозор, встретить единомышленников, которых волнуют те же проблемы, и быть вовлечённым в деятельность, о которой, возможно, раньше и не задумывался.

Волонтёрская работа – это и практическая деятельность, которая даёт возможность проявить себя, развить навыки общения, чувство ответственности, умение работать в команде, способность убеждать, принимать позицию оппонента. Кроме того, совместная деятельность – это важный инструмент, с помощью которого возможно не только преодолеть межнациональные барьеры и создать более открытое и более толерантное общество, но и сформировать систему общих ценностей. Участвуя в волонтёрской деятельности, молодые люди получат ценный опыт работы, который в дальнейшем поможет им в выборе специальности и, возможно, станет отправной точкой их будущей карьеры. Исследования показали, что те, кто, будучи подростками, принимали участие в волонтёрской работе, готовы продолжить этим заниматься и в более зрелом возрасте.

Добровольческие и волонтерские практики позволяют молодому поколению получить новые знания, развить навыки общественной деятельности, сформировать нравственные ценности и активную гражданскую позицию.

Добровольческая деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей. В процессе деятельности волонтеры взаимодействуют с внешним миром, получают воздействие извне, получают информацию, знания, обучаясь и развивая личностные и профессиональные качества. Взаимодействуя между собой в процессе деятельности они приобретают умения работать в команде, предупреждать конфликты, превращать деструктивные конфликты в конструктивные, включаться в проект.

Более того, молодежное волонтерское движение является важным индикатором совершенствования социально-политических отношений в обществе и политической социализации молодежи. Молодежные организации дают возможность для социального самоутверждения личности, ее самореализации, способствуют развитию коллективизма, формированию социально-психологической общности людей. Молодежные общественные объединения служат особым инструментом влияния и защиты прав личности, развития инициативы, патриотизма и гражданской позиции молодого поколения.

Как правило, люди, начинающие заниматься работой на добровольных началах, стремятся достичь несколько целей. Это и самореализация, утверждение своего "Я". Это и желание помогать другим людям безвозмездно, желание поделиться пережитой проблемой, жажда новых знаний. Волонтеры работают не ради материальной прибыли, но ради удовлетворения своих социальных потребностей. Субкультура волонтеров также характеризуется непринужденностью труда добровольцев. Человек может работать безвозмездно только лишь по собственному желанию и согласию.

Авторы многочисленных западных исследований в области здоровья и психологического развития эмпирически доказывают связь между добровольческой активностью и улучшением состояния психического и физического здоровья, удовлетворением жизнью, повышением самооценки, снижением уровня депрессии стресса. (Rietschlin, Van Willigen, Wheeler, Moen, Young, и др.)

Можно сослаться и на позицию Абрахама Маслоу, который утверждал, что человеку необходимо удовлетворить все биологические потребности, чтобы перейти к социальным и в итоге самоактуализироваться, что является высшей степенью развития человека и обретения им самого себя. Но в конце своей жизни Маслоу поставил чувство удовлетворения и то, что он смог дать своим потомкам, выше собственной самоактуализации. Он назвал это самопреодолением, которое основано и сфокусировано на принципах служения другим.

Кроме того, на фоне сложной ситуации, на рынке труда, волонтёрство является одной из эффективных форм приобретения трудового опыта для молодых специалистов. Организация волонтерской деятельности молодежи позволяет системно решать проблему вовлечения молодежи в социально – значимую деятельность, повысить социальную активность молодежи.

Необходимо возобновить культуру волонтерства в российском современном обществе. Одним из путей возрождения подобной практики является введение добровольного труда в качестве «обязательного». Следует отметить пример американской модели «добровольного принуждения». Все учащиеся американских школ, а также студенты сдают зачеты по программам так называемого «обязательного волонтерства» («mandatory volunteering»). Как говорят американцы, хотя это и нарушает убеждение о добровольности, но приучает детей к общественным ценностям, духовным мотивам труда, взаимопомощи и принятию активной жизненной позиции. Преимущество «принужденного» волонтерства среди школьников и студентов заключается в том, что вступает в силу известный психологический механизм - сдвиг мотива на цель, описанный А. Н. Леонтьевым. Вовлечение в значимую деятельность способствует сдвигу мотивов, а значит развитию личности в целом.

Волонтерская деятельность школьников и студентов нуждается в постоянном поощрении. Специалисты организации, в которой работают волонтеры, должны поощрять своих добровольцев различными способами, мотивируя их на дальнейшую работу. Руководители учреждений, в которых работают волонтеры, должны учитывать мотивационные ориентации самих добровольцев. Специалисты выделяют несколько таких установок: возможность карьерного роста, возможность управления, организации, общения со сверстниками, путешествий.

Важно рассмотреть стимулы, подталкивающие волонтеров к работе на добровольной основе. Данная тема недостаточно хорошо изучена в научной литературе, но значительно шире она освещается в публицистике.

Американские психологи М. Олчман и П. Джордан в своей работе, касающейся добровольчества, пишут: "Очень часто люди забывают, насколько важно поощрять тех, кто работает на них. Поощрения демонстрируют, насколько организация умеет ценить людей. Волонтеры тоже должны чувствовать благодарность за свой труд... Самая важная награда - слово "спасибо". Создание благоприятной атмосферы для волонтеров, обращение к ним по имени, посвящение им свободного времени - тоже награда". Олчман и Джордан также отмечают другие формы поощрения волонтеров, к числу которых относится "поздравление с днем рождения; приглашение волонтера на неофициальные встречи команды; помощь волонтеру в повышении квалификации... Рассылка открыток с хорошими пожеланиями также будет являться мотивацией к дальнейшей работе".

Е. Шекова выделяет виды нематериального стимулирования: "Результаты исследований добровольческих трудовых отношений позволяют выделить три вида нематериального стимулирования: практическое, информационное и привилегированное... К первому виду можно отнести предоставление волонтерам возможности приобретения дополнительных навыков, знаний, опыта работы в различных направлениях и так далее. Ко второму - обеспечение свободного доступа к информационным источникам и материалам (новым технологиям, научно-исследовательским разработкам и др.), к третьему - предоставление права бесплатного пользования услугами некоммерческой организации, участие в торжественных, юбилейных мероприятиях, получение поддержки со стороны государственных органов власти, некоммерческих организаций и так далее".

Для сохранения числа волонтеров в организации ее лидеры должны уделять особое внимание демотивации волонтеров. Отечественный психолог Е. Щербина обозначает факторы, способствующие возникновению демотивации. Во-первых, это отсутствие необходимой информации / блокирование информации; отсутствие уважения и конфиденциальности (мания секретов, сплетен, существование лидеров с особыми мнениями по определенным вопросам); отсутствие поддержки со стороны коллег и руководителей. Также Щербина выделяет такие факторы, как субъективность, отсутствие внимания, отсутствие конструктивного сотрудничества; большой спрос, невостребованность.

Российский психолог С.В. Михайлова пишет, что, наряду с периодической похвалой, выражением благодарности, одним из основных факторов мотивации добровольцев является их обучение, что особенно актуально для молодежи. К этому можно отнести различные тренинги, семинары, посвященные той или иной проблеме, лекции, различные обучающие занятия, "группы" и так далее. Обучение волонтеров проводится как специалистами учреждения, так и, зачастую, самими волонтерами. "Когда добровольцы сами проводят семинары и лекции, делятся своим опытом, своими мыслями, идеями, это дает очень мощный толчок для мотивации... Вследствие того, что многие волонтеры начинают заниматься добровольческой деятельностью с целью получения знания, данный метод мотивации будет являться для них основным".

Для более эффективного вовлечения молодежи в добровольческую деятельность можно предложить следующие рекомендации:

Особую важность приобретает имидж соответствующей добровольческой деятельности. Он должен ясно свидетельствовать о его целях, задачах, отражать характер деятельности и нести яркую, эмоциональную, позитивную нагрузку.

Важно, чтобы люди, в чьи обязанности входит работа с добровольцами, получали соответствующую квалификацию. Координаторам необходимо учиться, обмениваться опытом. Успешными координаторами и организаторами добровольческой деятельности становятся люди, которые сочетают в себе наличие знаний в области добровольчества, коммуникативные навыки и позитивное отношение к людям.

В целях привлечения добровольцев в организацию, координатору добровольцев необходимо:

  • распространять информацию о наличие свободных мест для добровольной работы, в том числе через средства массовой информации;

  • проводить кампанию по набору добровольцев в учебных заведениях, государственных и негосударственных организациях;

  • организовывать набор, собеседования и отбор добровольцев, в том числе на основе конкурса;

  • проводить первичное информирование, ориентирование, инструктаж новых добровольцев.

Данные рекомендации могут быть полезны социальным педагогам, психологам, координаторам волонтерской деятельности, социальным работникам государственных и негосударственных социальных организаций.

Нам, как будущим педагогам, при работе необходимо учитывать следующие рекомендации:

- Внедрить сквозной темой понятие «волонтёрская деятельность и её ценность для общества» в предметы программы.

- Открытая для молодёжных волонтёрских мероприятий площадка. Так, не только молодые люди будут иметь возможность встречаться в школьных помещениях после уроков, но и местные НГО смогут воплощать свои проекты на территории школы и привлекать молодёжь к проведению и участию в различных мероприятиях.

- Укрепление ученических представительств, поддержка и развитие их деятельности. Это может стать первым хорошим практическим опытом гражданской активности и волонтёрской работы.

- Использовать помощь молодёжи для организации и проведения образовательных мероприятий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вовлечение в волонтерскую деятельность открывает новые горизонты возможностей, что особенно важно для молодежи.

Список использованной литературы:

  1. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 18-19 июня 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. URL: http :// wciom. ru/ index. php ? id =459& uid =111713,

  2. Михайлова, С.В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации // Волонтер и общество. Волонтер и власть.,

  3. Научно-практический сборник / сост. С.В., Тетерский, под. ред. Л.В. Никитиной. - М.: "ACADEMIA", 2000. - с. 63-68.

  4. Олчман, М., Джордан, П. Добровольцы - ценный источник. Университет Д. Хопкинса. 1997.,

  5. Сборник материалов областного обучающего семинара "Развитие молодежной активности в волонтерской деятельности" - Мурманск: "Новое начало", 2007. - 41с.,

  6. Холостова, Е.И. Волонтеры // Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 424с. с. 121-124.,

  7. Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения.// Человек и труд. - 2003. - №4.,

  8. Щербина В. Направление, формы, логика работы с человеческим ресурсом в организации // Материалы конференции «Развитие человеческих ресурсов». – Ярославль, 1995.,

11

Просмотров работы: 4690