РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТА

Потупикова П.А. 1
1ФГБОУ ВПО "ТГПУ им. Л. Н. Толстого"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное общество испытывает нехватку социально активных и всесторонне развитых деятелей, обладающих видением будущего и умеющих пробуждать интерес окружающих к своим идеям и проектам. Таким образом, в образовавшихся реалиях выпускник вуза должен обладать не только соответствующим уровнем знаний, умений и навыков, но и внушительным набором лидерских качеств, позволяющих ему максимально успешно реализовать свой творческий потенциал в практической деятельности по окончании учебного заведения. Это связанно с формированием общекультурных и профессиональных компетенций, а также с планированием будущего карьерного и личностного роста молодых специалистов. Именно поэтому в современных условиях, требующих от человека повышенной конкурентоспособности, вопросы формирования лидерских качеств у студентов являются актуальными и требуют к себе пристального внимания.

Лидер (от англ. leader – «ведущий») ─ лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. В психологической науке существует два более подробных толкования термина: во-первых, это индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной; во-вторых, лицо, за которым признается право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. И если в первом случае лидер служит образцом для подражания, во втором случае его авторитет основан на способности объединять других для достижения интереса сообщества. В самом широком смысле лидерство можно определить как процесс влияния на других в направлении достижения определенной цели. Относительно происхождения лидерства между психологами до сих пор ведутся споры, так как нет четкого ответа на вопрос «Лидерами рождаются или становятся?». Некоторые исследователи считают, что кто-то от рождения обладает характерной спецификой, которая и делает его лидером, другие придерживаются мнения, которое заключается в том, что лидерство – черта приобретенная, то есть сформированная за счет правильного сочетания образовательных программ. Так или иначе, но проблема формирования лидерских способностей через реализацию определенной модели всегда оставалась заманчивой идеей исследователей-практиков.Современная наука выделяет три основных подхода к изучению лидерства, каждый из которых основан на конкретной теории:

  • Теория черт лидера (Р. Стогдилл, Р. Манн) исходит из того, что лидерами люди рождаются. Сторонники этой теории утверждают, что ряд врожденных специфических свойств и характеристик позволяют человеку занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера. Однако теория не признана убедительной и доказательной. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способностям, однако они не имеют статуса лидера.

  • Теория лидерства как функции группы исходит из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития. То есть все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер ─ это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс).

  • Теория лидерства как функции ситуации в настоящее время самая распространенная. Основной тезис: лидерство — это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций. К такому определению исследователей привели наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе)

Интересна типология лидерства, предложенная Б.Д. Парыгиным, по трем основаниям:

  • по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель, выдвигающий задачу; исполнитель, организатор, "мозговой центр"; лидер, совмещающий в себе все эти функции);

  • по стилю руководства (авторитарный, демократический и смешанный тип лидерства);

  • по характеру деятельности (лидер может быть универсальным и ситуативным)

Эту классификацию дополняет Н.П. Аникеев:

  1. по внутриколлективным функциям:

─ инструментальный (или функциональный) лидер, способствующий достижению групповой цели, ориентирующийся на деловую сторону жизни коллектива;

─ эмоциональный лидер, способствующий созданию благоприятного психологического климата, ориентированный на организацию благожелательных взаимоотношений;

─ смешанный тип лидера, способный реализовать обе указанные выше функции

  1. По сфере взаимоотношений:

─ формальный (или официальный) лидер, выбранный или назначенный на лидерские позиции: староста, комсорг, капитан команды и т.д., официально отвечающий за деятельность данного коллектива;

─ неформальный (или неофициальный) лидер, который обладает общепризнанным авторитетом, хотя и не занимает официальных руководящих позиций;

─ лидер, являющийся и формальным, и неофициальным одновременно

Будущим учителям полезно помнить, что лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, и лидер, призван стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Лидер выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Для конкретизации лидерства в создающейся группе важно рассмотреть, что представляет собой любая общность сверстников. Это совокупность межличностного эмоционального контакта, совместной деятельности, внутригрупповых отношений и т.д. Первоначально, каждый подросток обретает некоторые навыки социального взаимодействия в школе, однако в студенческой среде ситуация осложняется. Возникает необходимость в большей степени подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными и т.д. В процессе формируется сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи, что дает студенту чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.

Основными критериями проявления лидерства у студентов являются: с внутренней стороны ─ психологическая готовность конкретной личности к лидерству; с внешней стороны ─ реальное проявление лидерских качеств в деятельности и взаимодействии с коллективом. Эти критерии позволяют объективно увидеть результативность процесса становления лидерских качеств у студентов.

Опираясь на анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и общих квалификационных требований к специалистам, можно выделить ряд черт, предусматривающих определенный уровень развитости лидерских качеств:— интеллектуально-творческое проявление себя, то есть готовность к выполнению профессиональных задач, способности генерировать новые идеи в альтернативу стандартным решениям, умениях практически оценивать ситуацию, обоснованно и целесообразно использовать информацию, обращать внимание на главное;организаторская составляющая ─ способность самостоятельно принимать решения, добровольно брать на себя ответственность за решение групповой задачи, управлять собой, обладать психологической готовностью к работе в команде, находить индивидуальный подход к людям; исполнительские составляющие ─ готовность к длительному выполнению работ с высокой эффективностью, способности находить нестандартное решение и адекватно оценивать достигнутые результаты, навыки рациональных действий в обращении с информацией, способность действовать целенаправленно, по чёткому алгоритму действий с упорным стремлением достичь поставленной цели;— социально-коммуникативные навыки, включающие способность вести людей за собой, умение гасить конфликты при разрешении групповой задачи и находить общий язык с разными людьми, чувствовать и понимать эмоции других.

Студенты, обладающие лидерскими способностями, испытывают постоянную потребность в коммуникативной и в организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в новом коллективе. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли бы их потребность. Люди с высокими коммуникативными способностями легко и с удовольствием вступают в контакт с незнакомыми людьми, являются приятными собеседниками и все люди для них друзья.Различают формальное и неформальное лидерство. Первое связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. "Неформальное" лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Поэтому в студенческих группах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами студенты, сколько преподаватели. Если же староста не будет являться одновременно и "неформальным" лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у одногруппников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Нередко возникает конфликт между формальным и неформальным лидером.

В настоящее время работа по формированию лидерских качеств у студентов значительно активизировалась. Разработаны различные тесты, тренинги, упражнения для развития лидерских качеств, повышения лидерского потенциала. Однако самый эффективный путь — это развитие студенческого самоуправления, которое обладает огромным спектром возможностей для воспитания перспективного профессионала, способного к смелым независимым инновационным решениям. Стремление и готовность студентов принимать активное участие в решении учебно-воспитательных задач, стоящих перед университетом, формирует самостоятельное мышление, социальную активность, организаторские и коммуникативные способности, что, несомненно, важно для формирования профессиональной культуры будущего специалиста. Включенность в самоуправленческую деятельность и является той благоприятной средой, в условиях которой и возможно развитие свободной, самоценной личности. Лидерство в системе студенческого самоуправления отличается богатством различных ролевых позиций, обусловленных разнообразием программ его реализации и характера полномочий. Поэтому вовлечение студентов в общественную деятельность оказывает большое влияние на развитие лидерских способностей.

В нашем университете студенты имеют возможность включатся в волонтерскую, исследовательскую, творческую, спортивную, художественную деятельность. Такой широкий спектр видов деятельности стимулирует развитие лидерских качеств.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. АСТ, Москва, 2004 (Дата обращения: 06.03.2017).

  2. Дрыгина И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза, 2006 (Дата обращения: 06.03.2017).

  3. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. СПб.: Питер, 2013 (Дата обращения: 06.03.2017).

  4. Лидерские качества [Электронный ресурс]// https://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения: 06.03.2017).

Просмотров работы: 312