ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Кораблева Д.А. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие творческих способностей школьников – одна из главных задач современного учителя. Разнообразные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, энтузиазм, максимальная самостоятельность, настойчивость в решении задач – предпосылки творческих способностей, а сами творческие способности – показатели духовных сил человека.

В современных условиях развития отечественного образования необходимо обращать особое внимание на формирование у выпускников школы таких качеств, как инициативность, креативность, самостоятельность. В педагогическом процессе на первый план выходит не обучение предметным знаниям, а обучение способам деятельности, обеспечивающим способность активно и самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.

Одним из универсальных способов развития познавательной деятельности, способствующих развитию и бытию личности в современном, динамично меняющемся мире, является творческая деятельность. Это делает проблему развития творческих способностей одной из наиболее актуальных, имеющих глубокий теоретический смысл и практическую значимость. Вместе с тем, в современной школе акцент в преподавании делается на подготовку школьников к ОГЭ и ЕГЭ, на их репродуктивную деятельность. Потенциальные творческие способности детей остаются вне сферы деятельности.

Подростковый возраст характеризуется переходом к абстрактному мышлению; высоким уровнем развития ощущения и восприятия. Этот период является сензитивным для активного развития творческих способностей и формирования индивидуального стиля деятельности, в том числе и умственной.

Творческая деятельность– это форма деятельности человека или коллектива – создание качественно нового, никогда ранее неизвестного. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными методами. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия, т.е. творческие способности.

Творческая деятельность сопровождается напряжением всех духовных сил, высшей целеустремленностью человека, особенным эмоциональным состоянием – вдохновением, также эмоциями, чувством радости и огорчения, страстным желанием решить проблему. Она включает в себя наблюдение явления, выделения и избирательное запоминание существенного, волевое напряжение, направленность на настойчивый поиск ответа, оптимальное сочетание сосредоточенности и переключаемости внимания в творчестве способствует сочетанию теоретического и образного мышления, воображение, глубина и широта, самостоятельность и критичность ума. Наряду с анализом, синтезом, обобщением и абстрагированием, напряжением и длительной работой логического мышления в процессе творчества возникает ситуация, характерная для этого процесса – «озарение», «мысленный скачок в неизвестное». Иногда догадка представляется случайной, внезапной, подсознательной. Но случайность и таинственность творческого процесса только кажущиеся. Озарение может наступить как бы внезапно, но оно подготовлено предшествующей напряженной целенаправленной работой человека.

Проявление этих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

В психологии выделяют следующие уровни творческой деятельности:

I уровень: репродуктивный. Учащийся проявляет постоянный интерес и способность к творчеству, знакомится с образцами творческой деятельности других людей, что ведет к повышению уровня воспитанности, изучает биографии творческих личностей, проявляет трудолюбие в коллективных делах.

II уровень: активно-познавательный. Ученик испытывает настоятельную потребность в творчестве, проявляет творческие способности и волевые усилия при исполнительском виде деятельности, пробует свои силы, создавая продукты своей деятельности по готовым образцам.

III уровень: частично-поисковый. У школьника развивается способность в образцы собственного творческого труда частично привносить элементы нового, оригинального, имеющего ценность, изменяющая ценностные ориентации, что влияет на повышение уровня воспитанности.

IV уровень: собственно-творческий. Учащийся самостоятельно создает образцы творческой деятельности, имеющие подлинную художественную ценность для других людей.

При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы деятельности. Однако, он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска.

Для того, чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны. Учащийся же только в отдельных случаях на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя может создавать новые ценности. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки, поэтому развитие творческих способностей не у всех проходит одинаково. Большую роль тут играет возрастная периодизация. У школьников разного возраста развитие творческих способностей имеет свои особенности. В нашей статье мы рассмотрели особенности развития творческих способностей у детей подросткового возраста. По мнению Л. С. Выготского, развитие творческих способностей у подростков находится в тесной взаимосвязи с таким психическим процессом как воображение. Развитие творческих способностей школьников не происходит без использования специальных методов и дополнительных заданий. Перед подростками ставится определенная задача, для решения которой им требуется применение не только полученных теоретических знаний, но и активное использование логического мышления.

Особенностью развития творческих способностей является то, что они развиваются в деятельности. Эффективным методом развития творческих способностей является внеклассная работа.Благодаря внеклассной работе по математике стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, развиваются творческие способности, углубляются познавательные интересы школьников, развиваются познавательные мотивы учебной деятельности, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе. Наибольшим потенциалом для развития творческих способностей подростков обладают такие формы внеклассной работы по математике, как математические КВН, игры, выставки творческих работ учащихся и проектная деятельность.

Мы провели педагогический эксперимент на базе МБОУ лицея №2 им. Б.А.Слободскова г. Тулы. Участниками педагогического эксперимента стали ученики 5-х классов данной школы.

Целью педагогического эксперимента стало диагностирование и развитие творческих способностей подростков во внеклассной работе по математике.

Данный педагогический эксперимент проходил в три этапа:

1. Констатирующий этап;

2. Формирующий этап;

3. Контрольный этап.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента нами была поставлена цель, заключающаяся в выявлении уровня развития творческих способностей учащихся. Задачами на данном этапе стало: доказать возможность использования 5 Б и 5 Г в качестве экспериментального и контрольного классов; с помощью различных методов исследования определить у шестиклассников уровень развития творческих способностей.

В ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента мы, используя различные методики, выявили уровень развития творческих способностей школьников по следующим показателям:

1) Оригинальность.

2) Ассоциация и обобщение.

3) Беглость и гибкость.

Анализ результатов показал, что у большинства учеников уровень развития творческих способностей средний, и лишь у относительно небольшого количества учеников – находится на высоком и низком уровне. Из этого следует, что у большинства учеников есть хороший потенциал, но он еще недостаточно развит. Качественное сравнение показателей учеников данных классов показало, что ученики обоих классов имеют сходные результаты. Таким образом, нами было предложено на формирующем этапе педагогического эксперимента выявить эффективность влияния внеклассной работы по математике на развитие творческих способностей подростков.

На формирующем этапе педагогического эксперимента нами была разработан комплекс внеклассных мероприятий по математике, направленный на развитие творческих способностей подростков. На этом же этапе были проведены данные мероприятия.

Мероприятия были представлены в различных формах и содержали в себе множество заданий, направленных на развитие творческой активности, оригинальности, беглости и гибкости мышления, развитие познавательной деятельности, расширение кругозора учащихся.

Последним этапом педагогического эксперимента стал контрольный этап, на котором происходило повторное выявление уровня развития творческих способностей учащихся экспериментального и контрольного класса.

Анализ полученных результатов показал, что в классе, где проводилась внеклассная работа по математике, значительно повысился уровень развития творческих способностей по всем их показателям: оригинальности, ассоциации и обобщению, беглости и гибкости мышления.

Вышеизложенный анализ изменения уровня развития творческих способностей у школьников экспериментального класса говорит о том, что организация внеклассной работы по математике в учебном процессе способствует развитию творческих способностей школьников, а именно: развитию творческого потенциала, творческих способностей, активизации мыслительной деятельности ребенка, развитию фантазии, а также углублению знаний учащихся по математике.

Таким образом, организация внеклассной работы по математике в учебном процессе способствует развитию творческих способностей школьников, а именно: развитию творческого потенциала, творческих способностей, активизации мыслительной деятельности ребенка, развитию фантазии, а также углублению знаний учащихся по математике.

Литература

  1. Агаханов, Н.Х. Математика. Областные олимпиады. 8-11 классы / Н.Х. Агаханов, И.И. Богданов, П.А. Кожевников и др. – М.: Просвещение, 2010. – 239с.: ил. – (Пять колец). – ISBN 978-5-09-018999-6.

  2. Безрукова, О.Л. Олимпиадные задания по математике. 5-11 классы / авт.-сост. О.Л. Безрукова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 143с.

  3. Блох, А.Я. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2014 «Математика» и 2015 «Физика» / А.Я. Блох, Е.С. Калинин, Н.Г. Килина и др.; Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 336с.

  4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: уч.пособие для студвузов / Д.Б.Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320с.

  5. Оганесян, В.А. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я, Саннинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 368с.

Просмотров работы: 323