ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Мусакаева З.З. 1, Махсумова А.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях современного общества ведущую роль играет образование. Обращенность в будущее как одна из основных черт современного общества означает, что образование становится основным способом его формирования. Выработка путей долгосрочного и последовательного разрешения социальных проблем современности невозможно исключительно на уровне политических решений. Они могут быть сняты посредством формирования социальной компетенции личности, что составляет одну из основных задач образования в условиях поликультурного общества.

Образование относится к числу высших ценностей для человека и общества, поскольку оно выступает предпосылкой их существования и развития. Именно в сфере образования последовательно формируются способности и жизненные устремления всего населения, определяющие судьбы любой страны на многие десятилетия вперед.

На современном этапе развития общества особую актуальность приобретают проблемы совершенствования системы образования как важного фактора сохранения единства и целостности многонационального государства.

Рассуждения о толерантности в системе образования следует начать с обоснования причин роста актуальности данной проблемы именно в образовательной сфере. Во-первых, происходящие в обществе процессы требуют поиска нового подхода к воспитанию как к форме социализации, которая обеспечивает жизнеспособность общества и его воспроизводство.

Во-вторых, образовательная сфера, являясь частью общества, не может не реагировать на все более набирающие силу процессы интеграции и глобализации. Можно утверждать, что сегодня человеку доступны любые знания, информация, языки, культура, а различия в образе жизни, привычках, предпочтениях людей разных общностей постепенно нивелируются.

В этих условиях на сферу образования ложится большая ответственность, превращая современные образовательные учреждения всвоего рода буфер, призванный смягчить удар межкультурного столкновения.

В системе образования толерантность выполняет целый комплекс задач. С одной стороны, она есть условие эффективности образовательного процесса, в котором определяющее значение имеют межсубъектные связи его участников. С другой, играя в обществе служебную роль, сфера образования выполняет определенный социальный заказ. Сегодня общество заинтересовано не только в гармонично развитой личности, но и в безопасности человека, способном и готовом к творческому поиску мирного, бесконфликтного взаимодействия с окружающим миром. В этом проявлении толерантность уже входит в целевой комплекс процесса формирования личности. Следовательно, задачей теории образования становится определение путей и способов формирования толерантности как особого позитивного профессионально-личностного качества. Подобная задача является трудной, но не невыполнимой. Ее реализация возможна следующими путями:

  • включение в учебные планы образовательных учреждений особого курса, направленного на формирование толерантности;

  • введение задачи формирования толерантности в учебные программы традиционных учебных дисциплин гуманитарного цикла.

Совершенствование системы образования должно быть направлено на развитие, удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, создание благоприятных условий для выявления ее творческого потенциала. Развитие образовательной системы возможно лишь с приведением в действие всех политических, социально-экономических рычагов общества. Наиболее важными факторами в этом направлении, по мнению Г.И. Магомедова, М.И. Шурпаева, являются:

  • развитие научно-технического прогресса;

  • повышение требований к образовательно-воспитательному уровню молодых людей, вступающих в жизнь;

- широкая демократизация общества [1].

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года устанавливает приоритет образования в государственной политике. В разделе «Роль образования в развитии российского общества» указано, что на современном этапе развития России образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства. Потенциал образования должен быть использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности [2].

Возрастание роли образования на современном этапе в жизнеспособности социумов связано также с тем, что мир вступает в эпоху интеллектуальной экономики. «Уровень интеллекта нации – вот что определяет сегодня место того или иного государства в мировой табели о рангах», – подчеркивает В.А. Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова. Значимость темы образования в современной России связано с определением приоритетных целей развития страны: либо Россия станет высокоразвитым постиндустриальным государством, либо окажется в ряду слаборазвитых стран.

В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин отметил: «России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований. Необходимо в первую очередь поддержать те высшие учебные заведения, которые реализуют инновационные программы» [3].

Как известно, по инициативе Президента РФ. В.В. Путина в стране разработаны и уже претворяются в жизнь четыре приоритетных национальных проекта по системной модернизации сфер здравоохранения, образования, агропромышленного комплекса и сооружения доступного жилья. Именно эти сферы, как подчеркнул глава России, определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества.

«Национальные проекты – это то, что способно вывести российское образование на новый качественный уровень. Это инкубатор положительных изменений в системе образования» [4].

На современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики образования должны стать:

- развитие современной системы непрерывного профессионального образования;

- повышение качества профессионального образования;

- обеспечение доступности качественного общего образования;

- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Формирование толерантности как позитивного качества личности должно стать задачей средней школы, а также системы профессионального образования.

Школа и вуз – являются средой жизнедеятельности молодежи в настоящее время, средой поиска самого себя, самореализации в конкретной познавательной, творческой и досуговой деятельности. В период обучения в школе и вузе происходит не только физическое, но и гражданское, патриотическое, нравственное становление и возмужание молодых людей. Именно в это время в значительной мере завершается формирование духовного мира молодежи, ее знаний, взглядов на жизнь, ценностных ориентиров и т. п. Воспитание и образование являются традиционными ценностями любого цивилизованного общества, необходимым для достижения жизненного успеха.

Результаты эмпирических исследований позволяют зафиксировать достаточно высокую значимость образования как социальной ценности [5].

С целью изучения отношения дагестанской молодежи к роли образования в формировании толерантности в дагестанском обществе, нами было проведено социологическое исследование среди дагестанской молодежи в октябре-ноябре 2006 года. Были опрошены студенты гуманитарных факультетов Дагестанского государственного университета, Дагестанского государственного педагогического университета, филиала Северо-Кавкзской государственной правовой академии; учащиеся лицея № 14 при Институте народного хозяйства, школы № 5, № 11. Ответы учащейся молодежи свидетельствуют о высокой оценке роли образованности в формировании толерантности в дагестанском обществе. Так, на вопрос «Какую роль играет образованность в формировании толерантности в дагестанском обществе?» – 65% респондентов считают, что она способствует повышению уровня толерантности; 12% считают, что не оказывает никакого влияния; 1,8% отметили об отрицательном влиянии; 10% затруднились ответить.

На вопрос, «Какой вклад, на Ваш взгляд, вносят дагестанские вузы и филиалы центральных вузов, функционирующих в Дагестане, в формирование толерантности в дагестанском обществе?» – а) дагестанские вузы – о положительном влиянии отметили 52% опрошенных; не оказывает никакого влияния выбрали 22,2%; влияют отрицательно выбрали 1,8%; затруднились ответить 12% опрошенных; – б) филиалы центральных вузов – влияют положительно отметили 40% опрошенных; не оказывают никакого влияния выбрали 27,2%; влияют отрицательно считают 1,8%; затруднились ответить 17% опрошенных.

В состав анкеты был включен вопрос, «Какой вклад, на Ваш взгляд, вносят школы, гимназии, лицеи в формирование толерантности в дагестанском обществе?». Были получены следующие результаты:

  • влияют положительно, выбрали 57,2% опрошенных;

  • не оказывают никакого влияния, выбрали 22,2%;

  • влияют отрицательно, выбрали 3,8%;

  • затруднились ответить – 11,4%.

Проблемы формирования толерантного сознания в таком полиэтническом регионе как Северный Кавказ актуальны тем, что он является наиболее густо и разнородно населенных регионов планеты.

В цивилизованном обществе уважение к носителю другой культуры – важное условие развития общества. Созидательное начало в мире основывается на уважении и признании. Залогом равномерных межличностных межнациональных отношений, достижений в области экономики, политики, образования и многого другого является взаимоуважение и взаимодействие представителей различных народов, культур, языков. Поэтому одной из важнейших задач системы образования в многоэтничных обществах должно быть воспитание толерантности с малых лет и на протяжении всей жизни. Современная социально-политическая ситуация в России и в ее регионах свидетельствует о насущной потребности формирования новых мировоззренческих приоритетов, которые позволили бы переломить ситуацию усугубляющегося цивилизационного конфликта. В числе задач, которые ставятся перед образованием, – воспитание толерантной личности, готовой к терпимому отношению и взаимопониманию между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной или религиозной идентичностью. Подписанная 16 ноября 1995 г. странами-членами ЮНЕСКО Декларация принципов толерантности предполагает, что сфера образования представляет собой одну из приоритетных сфер, обеспечивающих формирование толерантного мышления и образа действий. В современном Дагестане острота проблемы толерантности усиливается в связи с ростом социального расслоения, этническими и религиозными противоречиями, которые приобретают характер латентных и открытых конфликтов.

Одним из путей толерантного восприятия мира, находящихся в компетенции образования, может быть поликультурное образование, смысл которого заключается в формировании толерантного мышления через осознание собственной принадлежности, во-первых, к нации, во-вторых, к государству, в-третьих – к международному сообществу.

В содержании поликультурного образования следует выделять и поликультурное воспитание, что связывает социально-педагогический аспект проблемы с народно-педагогическими сторонами (К.Д. Ушинский, Г.Н. Волков и др.). Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов наций и этнических меньшинств и предусматривает: а) взаимодействие между людьми с разными традициями; б) ориентацию на диалог культур; в) отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов; г) адаптацию человека к различным ценностям существования множества разнородных культур [6]. Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов, и в то же время оно ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем.

Переход Республики Дагестан на новую стадию своей истории, становление правового государства и гражданского общества, реалии рыночной экономики требуют развития педагогики толерантности. Российская традиция прошлых веков, лучшее в отечественной педагогике  века – все это основывалось на диалоге учителя и ученика, на развитии самостоятельности и творческого мышления. Когда в сегодняшней школе повторяют известную формулу о том, что ученик – не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь, речь идет именно о педагогике толерантности, о педагогике сотрудничества. В коллективной монографии «Толерантность как практическая философия педагогики» представлены размышления философов, педагогов, теоретиков и практиков образования о том, что представляет собой педагогика толерантности и каким образом двигаться к ней на практике [7]. Авторы монографии исходят из того, что педагог всегда видит перед собой конечную цель – образ человека, которому предстоит жить и действовать в завтрашней России. Человек этот должен уметь налаживать диалог и взаимодействие с теми, кто мыслит иначе, чем он, находить компромиссы, организовывать сотрудничество между представителями различных политических партий, конфессий, культур ради процветания и развития Отечества.

Одна из задач образования – воспитание у детей позитивного отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение Дагестана, становится очевидной необходимостью разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. Быть этнокультурно компетентным – это, значит, признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность [8]. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию.

«… Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости, – подчеркивается в «Декларации принципов терпимости», – воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной задачи. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях» [9].

В связи с этим можно утверждать, что воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности – важнейшая стратегическая задача образования в  веке.

Список использованной литературы:

1. Магомедов Г.И., Шурпаева М.И. Национально-региональный компонент в системе образования Республики Дагестан: теория и практика. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2003. С. 3-4.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. С. 5.

3. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.

4. Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации (1992-2002): мифы и реальность. Социологический анализ. М.: РОССПЭН, 2003.

5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000. С. 57.

6. Толерантность как практическая философия педагогики: Коллективная монография / Отв. ред. А.В. Перцев. – Вып. 14. Екатеринбург: Полиграфист, 2005.

Просмотров работы: 219